Урок-суд по произведению Чехова "Ионыч"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Нестандартный урок по русской литературе в 11 классе. (ролевая игра)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок- суд по произведению Чехова "Ионыч" в 11 классе | 190.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - суд над Дмитрием Ионычем Старцевым из рассказа Чехова «Ионыч»
Тема урока: Виноват ли Ионыч в деградации своей души?
Задачи участников судебного разбирательства:
- вникнуть во все обстоятельства дела;
- определить степень вины или невиновности подсудимого;
- вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.
- Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя.
Плакат: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
слова афинского архонта
(высшее должностное лицо в Афинах) Солона
Ход урока:
Секретарь (Аня Г): Встать, суд идет! Председательствующим суда является __________________________________________________________________
В состав судебной коллегии входят два народных заседателя: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственный обвинитель по делу :_________________________________
Помощник обвинителя:______________________________________________
Защитником подсудимого выступает:__________________________________
Помощник защитника:_______________________________________________
Судья (Нина). – Объявляю заседание открытым.
Судья: Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело жителя города Дялижа, земского врача Старцева Дмитрия Ионыча , который обвиняется в деградации своей души.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, заслушаем показания самого господина Старцева и проследим путь его моральной деградации. Также выслушаем свидетелей по делу.
Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний наказывается.
Подсудимый, согласно закону, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда. Помимо этого, вы имеете право на последнее слово.
-Обвиняемый, прошу вас встать. Назовите свое полное имя.
Скажите, где вы проживаете? Из какой вы семьи? Какое имеете образование и чем занимаетесь?
Старцев (Федя): Старцев Дмитрий Ионыч. Проживаю я в г. Дялиже под городом С.. Сам я из дьячковской семьи. Закончил медицинский факультет университета. Детские и студенческие годы прошли голодно, приходилось подрабатывать уроками. Сейчас имею громадную практику в земстве и в городе.
Народный заседатель №1 (Толя): Господин Старцев, считаете ли вы себя виновным?
Старцев(Федя): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Судья(Нина): Спасибо. К вам пока вопросов нет. Слово предоставляется государственному обвинителю.
Обвинитель( Аня М): Уважаемый суд! Господа присутствующие. Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести своё решение по делу о виновности господина Старцева. Обвинение намеренно доказать, что доктор Старцев, будучи человеком образованным, интеллигентным, добропорядочным, довел себя до духовной гибели. Подсудимый прямо способствовал изменению своего морального облика.
Судья(Нина): Прошу поконкретнее.
Обвинитель(АняМ): Хорошо. С самой первой встречи в доме Туркиных господин Старцев уже не был искренним.
Народный заседатель №2(Айгылаан): То есть вы хотите сказать, что уже тогда он был предрасположен к противоречиям с самим собой и говорил не то, что думал?
Защитник(Туяра): Протестую! Мой подзащитный вел себя так не нарочно. Прошу дать высказаться ему по этому поводу!
Судья(Нина): Протест принят. Господин Старцев, вам слово.
Старцев(Федя): Я целый год день и ночь работал в больнице. Видел только грязь, мужиков да больных. Когда я оказался в доме Туркиных, я невольно слукавил, поддаваясь общему настроению. Мне было так уютно, тепло в домашней интеллигентной обстановке, по которой я очень соскучился.
Защитник(Туяра): Прошу моего помощника привести доказательства из текста.
Помощник защитника(Венера): Эпизод первый:«В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной;
Вера Иосифовна читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать…»
Эпизод второй: «Гостиная наполнилась громом; гремело всё: и пол, и потолок, и мебель... Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему. После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, — было так приятно, так ново...
— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала.
Все окружили ее, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей ее фигуре было написано торжество.
— Прекрасно! превосходно!
— Прекрасно!— сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.»
Обвинитель(АняМ): Прошу пригласить в зал суда свидетеля обвинения Туркину Веру Иосифовну.
Секретарь приглашает Туркину В.И.
Народный заседатель №2(Айгылаан): Назовите свое полное имя, чем вы занимаетесь.
Туркина В.И (Алена): Я – Туркина Вера Иосифовна. Мы имеем средства, поэтому я занимаюсь тем, что пишу романы и нигде их не печатаю. Доктора Старцева я обвиняю в черствости, равнодушии и отсутствии элементарной культуры.
Я долго страдала мигренью, никто не мог мне помочь, и только доктор Старцев уменьшил мои страдания. Он вошел в наш дом, уже хотел жениться на нашей дочери, заслужил наше доброе отношение к нему. Но оказалось, что это холодный и безвольный человек, который забыл наш дом, не отвечал на наши приглашения. В городе его не любят, за то, что он сторонится общества, не имеет друзей, семьи, не развлекается как все, важничает. Прозвали его «поляк надутый», а затем он и вовсе потерял имя и фамилию , и стал просто «Ионычем».
Судья(Нина): Что ж , спасибо, прошу вас сесть. Слово защите.
Защитник(Туяра): Прошу уважаемый суд учесть, что мой подзащитный не всегда был таким. Он был не только трудолюбивым и уважаемым в городе , но и достаточно романтичным, наивным молодым человеком. Об этом говорит его приезд на кладбище на свидание.
Народный заседатель №1(Толя): Господин Старцев, объясните ваше пребывание на кладбище.
Старцев(Федя): Я понимал, что не к лицу уважаемому образованному человеку вздыхать и получать записочки. Но я все-таки поехал на кладбище, потому что был влюблен.
Обвинитель(АняМ): Мы также обвиняем Старцева в том, что он, хотя и был влюблен в Туркину Екатерину Ивановну , но не женился на ней.
Защитник(Туяра): Протестую! Старцев сделал предложение Туркиной, но она отказалась, предпочитая карьеру пианистки. Прошу пригласить свидетеля со стороны защиты Туркину Екатерину Ивановну.
Секретарь приглашает Туркину Е.И.
Народный заседатель №1(Толя): Назовите ваше полное имя, чем вы занимаетесь.
Туркина Е.И( Марина): Туркина Екатерина Ивановна. Дочь Туркиных Ивана Петровича и Веры Иосифовны. В молодости считала себя талантливой пианисткой. Поехала учиться в консерваторию, но карьеру не сделала, поняла, что таланта нет. Мы с Дмитрием Ионычем были влюблены друг в друга, встречались в нашем саду на любимой скамейке. Когда он сделал мне предложение, я была легкомысленной, отказала ему. Считала, что мне нужнее свобода и карьера. Потом я поняла, что была не права. В Москве я часто думала о Дмитрии Ионыче. Он замечательный человек. У него работа, благородная цель в жизни. Он так любил говорить о своей больнице. И , конечно, я его не понимала тогда. Он лучший из людей , которых я знала в своей жизни.
Обвинитель(АняМ): Однако, Старцев не так уж долго и страдал. Прошу моего помощника зачитать материал доказательства.
Помощник обвинителя( Вилюяна): «У Старцева перестало беспокойно биться сердце. Выйдя из клуба на улицу, он прежде всего сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью. Ему было немножко стыдно и самолюбие его было оскорблено, — он не ожидал отказа, — и не верилось, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле. И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона.
Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему.
Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:
— Сколько хлопот, однако!»
Судья( Нина): Господин Старцев, можете ли вы что-нибудь добавить?
Старцев(Федя): Когда через 4 года мы встретились с Екатериной Ивановной, я подумал, что , наконец, мы стали понимать друг друга. Но при разговоре с ней я понял, что она придумала для себя идеального героя, каким я не был. Тогда я вспомнил, как я каждый вечер с удовольствием считаю бумажные денежки, то огонек во мне погас.
Обвинитель(Аня М): Вот здесь прошу остановиться поподробнее. Старцев, действительно заменил все культурные развлечения игрой в карты и подсчитыванием денег. Он так разбогател, что стал скупать дома и усадьбы, причем был достаточно бесцеремонен. Прошу зачитать материал текста.
Помощник обвинителя( Вилюяна):
«Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками
то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:
— Это кабинет? Это спальня? А тут что?
И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.
У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там.
Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом:
— Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!
Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.»
Защитник( Туяра): Прошу учесть суд , что сделали моего подзащитного таким сами жители города С. У нас есть доказательства.
Помощник защитника (Венера): «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. …А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был.
От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер…»
Защитник (Туяра): Уважаемый суд! Обвинение перечислило все поступки, в которых обвиняется господин Старцев. Мы старались опровергнуть их и доказать , что действия обвиняемого были следствием его слабой воли и влиянием среды. Все противные обществу качества сформировались у доктора Старцева в условиях обывательских. Защита просит учесть, что господин Старцев имеет непререкаемый авторитет среди больных, врачей и всего населения города С., является человеком образованным, выделяющимся из обывательской среды.
Судья(Нина): Господин Старцев, вам предоставляется последнее слово в свою защиту.
Старцев(Федя): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Судья(Нина): Садитесь, подсудимый.
Секретарь(Аня Г): Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.
Суд удаляется, в это время учитель проводит диалог с публикой.
Секретарь(Аня Г): Встать, суд идёт!
Судья зачитывает приговор (все стоят). Суд выносит решение – оправдать(обвинить)
Заключительное слово учителя. В герое Чехова отразились общечеловеческие пороки. Пусть всегда в ваших душах, как напутствие, звучат гоголевские слова:
«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.
Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»
Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....
Урок доброты по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
урок содержит конспект...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...