Рабочая программа и КТП по литературе, 10 класс.
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Программа и КТП, возможно, помогут в работе начинающим учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_a_literatura_3ch_korovinasergeevyh.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса по литературе
10 класс
Учебник Литература 10 класс в 2 частях под редакцией В.И.Коровина М.,Просвещение, 2011
Пояснительная записка
Статус документа
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
Структура документа.
Программа включает в себя следующие разделы:
пояснительная записка
содержание тем программы
требования к уровню подготовки учащихся
учебно –методическое обеспечение учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели обучения : - способствовать духовному становлению личности; - формировать нравственные позиции старшеклассников - развивать эстетический вкус; - продолжить работу над устной и письменной речью ; - привить любовь к чтению высоко художественной литературы.
Задачи обучения :
-формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- помочь освоить теоретические понятия для постижения художественных произведений;
- способствовать формированию гуманистического мировоззрения;
- воспитать чувство любви и патриотизма.
Предполагаемые формы обучения.
Чтение фрагментов из произведений, включённых в программу по литературе для 10 класса, чтение наизусть отрывков из прозаических и лирических произведений, монологов из драматических произведений, чтение и анализ литературно-критических статей, чтение мемуарной литературы, работа со справочной литературой, тесты, рефераты, конспекты, сочинения, уроки-обзоры, уроки-дискуссии, уроки-зачёты, лекции учителя с элементами беседы.
Предполагаемые результаты обучения.
Предполагаемые результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат компоненты, связанные с умениями и навыками целостного анализа текста, литературоведческими знаниями и эстетическим воздействием литературного произведения на читателя.
Место предмета в федеральном базисном плане.
Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы отводится 102 часа, из расчёта 3 часа в неделю.
Учебно- тематический план.
- Обзорный урок. Литература первой половины 19 века. 1 час.
- Из произведений русской литературы первой половины 19 века. 8 часов.
- Обзорный урок. Литература второй половины 19 века. 2 часа.
- Из произведений второй половины 19 века. 83 часа.
- Зарубежная литература. 6 часов.
- Повторение 2 часа.
Содержание тем программы
Литература первой половины 19 века. 1. Обзор русской литературы первой половины 19 века. Основные темы и проблемы. Русская литература в контексте мировой культуры. 1 час
2. А.С.Пушкин. Жизнь и творчество ( обзор). Гуманизм лирики Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. 1час.
Стихотворения «Элегия», «Погасло дневное светило» как образцы философской лирики поэта. 1 час.
Поэма «Медный всадник» как реалистическое произведение. Фантастические картины в поэме. Проблема народа и власти в произведении. 1час.
3. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики поэта. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Соотношение романтизма и реализма в произведениях поэта. 1 час.
Художественный мир Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Молитва как жанр в лирике поэта. Тема любви, жизни и смерти в произведениях Лермонтова. 1 час.
4. Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения писателя. Сатирическое и эпико-драматические начала в сборнике «Миргород». 1 час.
«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ города в повести «Невский проспект». Правда и ложь, реальность и фантастика в повести. 2 часа.
Литература второй половины 19 века
5. Обзор русской литературы второй половины 19 века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. 2 часа.
6. А.Н.Островский. Жизнь и творчество (обзор). Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра». 1 час. Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «кабановских понятий о нравственности». Нравственная проблематика пьесы. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Тема «горячего сердца» в пьесах Островского. 7часов.
7. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). 1 час.
Роман «Обломов». Место романа в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения. Что такое «обломовщина»? «Обломов» в русской критике. 6 часов.
8. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор). Тургенев- создатель русского романа. 1 час.
Роман «Отцы и дети». История создания романа. Базаров –герой своего времени. Духовный конфликт героя. Русские дворяне Кирсановы. Любовь в романе «Отцы и дети». Споры критиков вокруг романа. Накипь» нигилизма и её изображение в романе. Художественное мастерство Тургенева – романиста. 8 часов.
9.Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Мир природы и образ Родины в стихах поэта. 2 часа.
10. А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Любовная лирика Фета. Импрессионизм поэзии Фета. 2 часа.
11. А.К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Любовная лирика. 1 час.
12. Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор). 1 час.
Повесть «Очарованный странник». Жанровое своеобразие произведения. Смысл названия повести. Изображение русского национального характера в повести. 3 часа.
13.М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). 1 час.
«История одного города» как сатирическое произведение. Образы градоначальников. 1час.
14. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).1 час. «Вечные темы» в поэзии Некрасова. Решение поэтом проблемы роли поэта и поэзии в жизни людей. Гражданский пафос поэзии Некрасова. 3часа.
«Кому на Руси жить хорошо» как эпическое произведение о жизни народа в пореформенное время. Образы народных заступников в поэме. Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в произведении. 5 часов. 15. Ф.М.Достоевский .Жизнь и творчество ( обзор). 2 часа.
Роман «Преступление и наказание». История создания произведения. «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова. Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога романа. 10 часов.
16. Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (обзор). 2 часа.
Роман – эпопея «Война и мир». История создания произведения. Особенности жанра. Образ автора в романе. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы в романе. Тема народа в романе. Кутузов и наполеон в изображении Толстого. Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности романа. 12 часов.
17. А.П.Чехов. Жизнь и творчество (обзор). 2 часа.
Анализ рассказа «Ионыч». 2 часа. .
Рассказы «Палата №6», «Дама с собачкой» (анализ) 2 часа. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. Символ сада в комедии. Своеобразие чеховского стиля. 6 часов.
18. Повторение. Основные темы русской литературы и эволюция героя.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса :
- учащиеся должны знать основные факты жизни и творчества писателей - классиков;
- знать и уметь воспроизводить содержание изученных произведений;
- анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, художественная деталь);
- определять род и жанр произведения; - выявлять авторскую позицию и формулировать свое отношение к прочитанному произведению, писать сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся 1.Лебедев Ю.В. Литература : 10 класс : Учебник: В 2 ч. – М. : Просвещение,2011.
2. Литература : 10 класс : Учебник : В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М. : Просвещение,2012.
3. Русская литература 19 века: Практикум : 10 класс / Под ред. В.И.Коровина. –М. : Просвещение,2011.
для учителя.
1.Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе : Практическая методика : Книга для учителя. – М. : Просвещение, 2002.
2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века 10 класс 1-е и 2 –е полугодие. – М. : Вако, 2003.
3. Тодоров Л.В. Поэзия : образы и понятия. – М. : Русское слово, 2009. 4. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература 19 века . Материалы для подготовки к экзамену. – М. : Русское слово», 2003.
Календарно – тематическое планирование по литературе
в 10 классе.
№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Обзор русской литературы 1-й половины 19в. Русская литература 19в. в контексте мировой литературы | ||
2. | Краткий обзор жизни и творчества А.С.Пушкина. Романтическая лирика | ||
3. | «Вечные темы и их философское осмысление в поэзии А.С.Пушкина | ||
4. | «Великое и малое» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» | ||
5. | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Адресаты любовной лирики | ||
6. | Художественный мир поэзии М.Ю.Лермонтова | ||
7. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество ( обзор) | ||
8,9 | Повесть «Невский проспект». Образ города в повести | ||
10 | Сочинение по произведениям русской литературы 1-й пол. 19 века | ||
11. | Литература 2-й пол. 19в. (обзор ). Общественно – политическая обстановка в стране. Герой времени в литературе | ||
12. | Пути развития России. Проблемы судьбы, веры и сомнения, нравственного выбора | ||
13. | А.Н.Островский. «Колумб Замоскворечья». Роль драматурга в создании национального театра | ||
14. | Драма «Гроза». Один день в городе Калинове | ||
15. | «Отчего люди не летают так, как птицы?» своеобразие внутреннего конфликта Катерины | ||
16. | Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» | ||
17. | Смысл названия и символика пьесы. Драматургическое мастерство А.Н.Островского | ||
18. | «Гроза» в оценке русской критики | ||
19,20 | Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» | ||
21. | И.А.Гончаров. Слово о писателе и его творчестве | ||
22. | Один день из жизни Обломова (по роману «Обломов») | ||
23. | Два типа любви в романе И.А.Гончарова (Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына ) | ||
24. | Обломов и Штольц . Прием антитезы в романе | ||
25. | Художественное своеобразие стиля романа. Роль художественной детали в произведении | ||
26,27 | Письменная работа по роману И.А. Гончарова «Обломов» | ||
28. | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество писателя | ||
29. | История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы | ||
30. | Сила и слабость нигилизма Е.Базарова | ||
31. | Сущность конфликта «отцов и детей» | ||
32. | «Накипь» нигилизма и её изображение в романе | ||
33. | Болезнь и смерть Базарова | ||
34. | Художественное мастерство И.С.Тургенева | ||
35,36. | Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | ||
37. | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество (обзор).Мир природы и образ Родины в стихах поэта | ||
38. | Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой» | ||
39. | А.А.Фет. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия и судьба Фета | ||
40. | Природа, любовь и красота в лирике поэта | ||
41. | А.К.Толстой .Жизнь и творчество (обзор). Любовная лирика | ||
42. | Жизнь и творчество Н.С.Лескова | ||
43. | Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета. | ||
44. | Образ Ивана Флягина. Этапы духовного пути личности | ||
45. | Смысл названия повести | ||
46. | М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). Судьба русской сатиры | ||
47. | Сатирическая летопись истории Российского государства по «Истории одного города» | ||
48. | Жизнь и творчество Н.А.Некрасова | ||
49. | «Вечные темы» в поэзии Н.А.Некрасова | ||
50. | Гражданский пафос поэзии, ее основные темы, идеи, образы | ||
51 | Решение темы поэта и поэзии | ||
52. | Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, жанровое своеобразие | ||
53. | Нравственный смысл поисков счастья в поэме. | ||
54. | Сатирический портрет русского барства в поэме | ||
55. | Художественные особенности поэмы | ||
56. | Сочинение на самостоятельно сформулированную тему | ||
57. | Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества | ||
58. | Обзор произведений писателя. Художественный мир писателя | ||
59. | Роман «Преступление и наказание» как психологический роман | ||
60. | Петербург Достоевского | ||
61. | Униженные и оскорбленные на страницах романа | ||
62. | Соня Мармеладова | ||
63. | Причины преступления и наказания Раскольникова | ||
64. | Лужин и Свидригайлов. «Демоны» Родиона Раскольникова | ||
65. | Три встречи - три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича | ||
66. | Образы - символы в романе | ||
67. | Коллективная работа над развернутым планом сочинения | ||
68. | Сочинение на тему «Базаров и Раскольников : можно ли строить жизнь по теории?» | ||
69. | Л.Н.Толстой. Личность писателя | ||
70. | Духовные искания писателя, их отражение в произведениях. «Севастопольские рассказы» | ||
71. | История создания романа «Война и мир». Эволюция замысла | ||
72. | Салон А. П. Шерер | ||
73. | Болконские в романе | ||
74. | Ростовы в романе | ||
75. | Изображение войны 1805 -1807 г. Шенграбенское сражение | ||
76. | Аустерлицкое сражение. Подвиг Андрея Болконского | ||
77. | Канун Отечественной войны. Бородинское сражение. | ||
78. | Тихон Щербатый и Платон Каратаев | ||
79. | «Взлеты и падения» Пьера Безухова и дорога чести Андрея Болконского | ||
80. | Женские образы в романе | ||
81.82. | Анализ одного из эпизодов романа по выбору учащихся | ||
83. | А.П.Чехов. Жизнь и творчество | ||
84. | Чехов улыбается, Чехов смеется, Чехов издевается… | ||
85. | «Ионыч» - деградация личности Старцева | ||
86. | Люди, которые проглядели жизнь | ||
87. | Анализ рассказа «Палата № 6» | ||
88. | «Нет, больше так жить невозможно…» Рассказ «Дама с собачкой» | ||
89. | «Вишневый сад» -новаторство драматургии А.П.Чехова | ||
90. | Бывшие хозяева вишневого сада | ||
91. | Загадка Ермолая Лопахина: «хищный зверь» или «нежная душа» ? | ||
92. | Будущее в пьесе | ||
93,94. | Драма или комедия? Сочинение по пьесе «Вишневый сад» А.П.Чехова | ||
95. | Зарубежная литература. Оноре де Бальзак . «Гобсек». Тема власти и денег в повести | ||
96. | Образ ростовщика - папаши Гобсека. Образы скупцов и накопителей в произведениях русской литературы | ||
97. | Ги де Мопассан «Ожерелье». Система образов | ||
98. | Мастерство психологического анализа в новелле | ||
99. | Гете «Фауст». Фауст и Мефистофель | ||
100. | Философские проблемы трагедии | ||
101. | Повторение. Основные темы в русской литературе 19 века | ||
102. | Эволюция героя в русской литературе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс
Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....