КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "гЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ!"
план-конспект
ЗАНЯТИЕ ПОСТРОЕНО В ВИДЕ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ,КТОРАЯ СОСТОИТ ИЗ 3 ЧАСТЕЙ: ДРЕВНЯЯ РУСЬ, "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА", Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_geroicheskie_stranitsy_istorii.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КИРЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Конспект занятия по теме:
«Героические страницы истории»
Педагог дополнительного образования
Антонова Ю.А.
Объединение «Краеведение»
программа «Краеведение»
2017 год
Тема занятия: Героические страницы истории.
Цель: Привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствование работы по патриотическому воспитанию;
- Расширение кругозора учащихся в области истории;
Развивающие:
- Раскрытие творческой индивидуальности и развитию социальной активности молодого поколения;
- Содействие развитию интереса учащихся к истории России;
Воспитательные:
- Воспитания у детей любви и уважения к родной стране, ее истории и национальным традициям;
- Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к истории России, патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
Форма проведения: игра-викторина.
Время и место проведения: 7 мая 2017 года, МУК «Районная детская библиотека» г. Киреевск.
Участники: объединение «Краеведение» с приглашением подростковых клубов по месту жительства.
Ожидаемые результаты: повышение интереса детей к истории России; углубление знаний о важных исторических событиях и памятных датах общенационального значения; формирование у подростков уважения к своей стране, патриотизма.
Оборудование и материалы: слайд презентации с названием мероприятия, рисунки детей военной тематики, музыкальное сопровождение: патриотические и военные песни, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, презентации: «Князья земли Русской», «Отечественная война 1812г.», «ВОВ 1941-1945гг.», черный ящик, фонограммы военных песен.
Методы обучения:
Наглядные: работа с компьютерными презентациями.
Словесные: выступление, рассказ ветеранов ВОВ, рефлекторная беседа.
Практические: проверка знаний по истории России через вопросы игры-викторины.
Структура занятия:
- Организационный момент. Вступительное слово педагога. Представление гостей, команд, жюри игры-викторины.
- Игра-викторина.
- Выступление ветеранов ВОВ.
- Подведение итогов занятия. Награждение команд.
- Домашнее задание.
Ход занятия
- Организационный момент
Педагог: Добрый день, дорогие друзья! В нашем объединении есть традиции проведения заочно-очных игр-викторин, посвященных определенным этапам истории России, Отечества. Сегодня накануне великого праздника – Дня Победы мы проводим очный этап игры викторины «Героические страницы истории». В нашей викторине участвуют приглашенные команды подростковых клубов по месту жительства. На викторину мы пригласили ветеранов Великой Отечественной войны: Тимофеева А.И., Ховалкину К.А., Бочукину Н.В. в жюри викторины входят представители районной детской библиотеки, краеведческого музея г. Киреевска. Викторина состоит из 6-ти туров. Все команды готовы, и мы начинаем игру. Итак, 1-ый тур викторины.
- Игра-викторина
I тур – Князья земли Русской
(Презентация с вопросами и ответами)
Все команды предлагают свой вариант ответа на вопросы данного тура и за правильный ответ получают 1 балл. Время на обдумывание 30 сек.
Этап 1.
Задание для команд: Определите, какому из древнерусских князей принадлежат следующие высказывания:
- «Идите домой с данью, а я вернусь и похожу ещё». (Игорь)
- «Старых чти, как отца, а молодых - как братьев». (Владимир Мономах)
- «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце, на Дунае - там середина Земли моей». (Владимир Святой)
Этап 2.
Задание для команд: Определите, о каком из древнерусских князей идёт речь в следующих фрагментах из «Повести временных лет»:
- «…И когда стало смеркаться, <…> своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда… И так загорелись где голубятни, где клетки, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело». (Ольга)
- «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа… Велел переводить священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских…» (Ярослав Владимирович Мудрый)
- «…Пошёл <…> на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолели хазар, и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…» (Святослав Игоревич)
Этап 3.
Задание для команд: Выберете правильный ответ:
1. Что означал древний княжеский обычай «ездить в полюдье»?
а) соколиную охоту;
б) сбор налогов;
в) набег на соседей;
г) сватовство.
2. Какой город «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём»?
а) Киев;
б) Новгород;
в) Чернигов;
г) Владимир.
3. Что означало слово «рядиться» в Древней Руси?
а) наряжаться;
б) судиться;
в) пировать;
г) договариваться.
Финал.
По трем представленным картинам задание: Назовите имя русского князя, с которым связаны сюжеты этих картин. (князь Владимир Святославович)
II тур – Отечественная война 1812 года
(презентация с ответами)
Каждой команде по очереди задается вопрос, за правильный ответ команда получает максимально 5 баллов. В случае отсутствия ответа, на данный вопрос может ответить другая команда и заработать – 3 балла. Дополнения оцениваются в 1 балл.
- Назовите самое известное сражение войны 1812 года. Кто был во главе армий русских и французов?
(Бородинская битва – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа(7 сентября) 1812 года у села Бородино (в 125 км западнее Москвы). Войском русских командовал М.И. Кутузов, войском французов – Наполеон.)
- Кого из героев Отечественной войны 1812 года вы знаете?
(М.И. Кутузов, И.П. Багратион, генерал М.Б. Барклай-де-Толли, Н.И. Раевский, Н. Дурова, Д.Давыдов, М.И. Платов, М.А. Милорадович, Н.А. Тучков, Д.С. Дохтуров и др.)
- Какое важное решение было принято на военном совете в Филях?
(Оставить Москву без боя и готовиться к отступлению)
- Как назывались военные формирования, создавшиеся во время Отечественной войны 1812 года из горожан, крестьян, дворян?
(народное ополчение)
- В ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 года поставлено множество памятников и мемориалов. Назовите наиболее известные из них.
(храм Христа Спасителя – Москва, ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной – Санкт-Петербург, военно-исторический музей Бородино, музей-панорама «Бородинская битва». Кроме того, много памятников в Михайловском районе Московской области, а также в городе Смоленске и Смоленской области)
- Он, бесспорно, принадлежал к числу выдающихся военных и государственных деятелей России. По отзыву декабриста М.Ф. Орлова, имя его «должно служить украшением нашей истории». «Подвиги Ваши – достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России, - писал ему А.С. Пушкин. Его воспели в своих стихах Пушкин, Лермонтов, Жуковский, декабрист Рылеев, Глинка, Кюхельбекер. Назовите его.
(генерал-лейтенант Алексей Петрович Ермолов(1777-1861). Выдающийся русский военачальник и администратор, герой Отечественной войны 1812 года, член государственного совета (1831).
- Женщина-партизан, героиня Отечественной войны 1812 года. Назовите ее.
(Василиса Кожина, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии).
- Где находится усыпальница М.И. Кутузова?
(в Казанском Соборе Санкт-Петербурга – Невский проспект)
III тур – Черный ящик
Выносят черный ящик под музыку «Что, где, когда». Для всех команд звучит вопрос, и кто первый правильно отвечает, получает – 5 баллов.
Вопрос для команд: Первая священная история (Библия)
IV тур – История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Звучит музыка из к/ф «Офицеры». Каждая команда получает листочки с заданиями, каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время выполнения задания – 3 минуты.
Задание для команд: Выберите правильный ответ и подчеркните его:
- Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья группа?
- «Запад»
- «Восток»
- «Центр»
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- 900
- 1418
- 200
- Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город?
- Москва
- Севастополь
- Новороссийск
- Битва на Курской дуге продолжалась:
- С 5 июля по 23 августа 1943 года
- С 7 августа по 26 сентября 1941 года
- С 23 июня по 29 августа 1944 года
V тур – ВОВ в вопросах и ответах
(презентация с ответами)
Для всех команд звучат вопросы, кто первый правильно отвечает, получает максимально 5 баллов.
- Какая крепость приняла первой атаку фашистов 22 июня 1941 года? (Брестская крепость)
- Что вы знаете о подвиге экипажа Н.Ф. Гастелло и его последователях? (командир экипажа Н.Ф. Гастело направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.)
- Какой подвиг совершил под Москвой Виктор Талалихин? (первым совершил ночной таран на фашистов в воздушном бою)
- Где и когда совершили свой подвиг 28-панфиловцев? Что тогда сказал политрук В.Г. Клочков своим бойцам? (16 ноября, когда началось новое наступление противника на Москву, 28 бойцов 4-й роты во главе с политруком в. г. клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек погибли) Фраза В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, - позади Москва!»)
- Где и когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии?(8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорст)
- Назовите дату освобождения Киреевского района от немецко-фашистских захватчиков. (15 декабря 1941 года)
- Назовите фамилии Киреевчан – героев Советского союза. (Тесаков, Афанасьев, Захаров)
VI тур – Угадай песню военных лет
Разная военная музыка звучит по очереди для каждой команды, согласно вытянутым капитанами команд номерам. Правильно отгаданная песня – 5 баллов. Если же у команды ответа нет, то право ответить передается другой команде – 3 балла.
Задание команде: Узнать по музыке военную песню.
Минусовки: 1-В землянке, 2-Катюша, 3-Священная война, 4-Три танкиста, 5- Темная ночь, 6-Смуглянка, 7-Синий платочек.
3. Выступление ветеранов ВОВ.
Педагог: Предоставляем слово нашим гостям – ветеранам ВОВ.
(выступление ветеранов)
Педагог: А теперь для Вас подарок от воспитанников Детского (подросткового) центра - песня «Не отбирайте солнца у детей».
(выступление Тарасовой Анастасии п/клуб «Родничок»)
Педагог: И в завершении нашего мероприятия в преддверии такого замечательного праздника давайте исполним песню «День победы».
(исполнение песни и вручение подарков ветеранам)
- Подведение итогов и награждение команд
Рефлекторная беседа.
Педагог: Все вопросы нашей викторины освещены, вами даны правильные ответы.
Понравилась ли Вам наша игра-викторина? (ответы)
Какие вопросы Вам более всего стали интересны?
Нужно ли проводить такие викторины в Детском (подростковом) центре?
- Домашнее задание
Педагог: Читать книгу А.Н. Лепехина «На Дедиловском направлении».
Используемая литература:
Данилов, А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.
Кредер, А.А. Новейшая история. ХХ век: учебник для основной школы / А.А. Кредер. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: ЦГО, 1996. – 320 с.
Лепехин, А.Н. Слава предков – потомкам пример. Дедославль – Дедилов / А.Н.Лепехин. –Тула: ГРИФиК, 2003.
Мячин, А.Н. 100 великих битв / А.Н. Мячин. – М.: Вече, 2005. – 604 с.
Скачков, В. Это было на Тульской земле/ В. Скачков. –2 тома. – Тула: ГРИФиК, 2001
Тульский краеведческий альманах / под ред. Е. В. Симонова. – Тула: Тульский полиграфист, 2012.
Чуднов, П.М. История Тульского края / П.М. Чуднов. – Тула: Пересвет, 2000
Юдовская, А.Я. Новая история, 1800-1918: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская и др.– 3 изд. – М.: Просвещение, 2000. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...
Конспект урока в 5 классе "Звучащие страницы истории"
на примерах лучших произведений русской музыкальной культуры рассматривается, что музыка является главным действующим лицом в этих произведениях...
Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА Что? Где? Когда? На тему : "Страницы истории"
Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? На тему: "Страницы истории"...
Конспект классного часа "Листая страницы истории. Вторая Мировая война"
Материал поможет учителю провести внеклассное мероприятие, посвященное памяти событиям Великой Отечественной войны...
По страницам истории России.Конспект открытого урока с компьютерной презентацией
Конспект урока содержит материал для урока-игры для учеников 8 классов.Учащиеся делятся на 2 команды. 10 конкурсных заданий, связанных с историей нашей страны, расчитанных на повторение знаний не толь...