календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему
календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе по Курдюмовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10b10v.docx | 85.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Рекомендовано: Утверждаю:
Зам. директора по УР Заседанием МО Директор школы
( Маркова О.В.) протокол № (Толбоннохов Э.Р.)
от 2016 г.
Руководитель МО
( Маркова О.В.)
Календарно-тематическое планирование
по литературе
на 2016-2017 учебный год
Учитель Винокурова Т.В.
Класс 10 б, в
(102 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для 10 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089).
- Примерные программы среднего (полного) общего образования. Литература. www.ed.gov.ru
- Г.В. Цветкова «Рабочая программа по литературе». 10 класс, Волгоград.: «Учитель»,2015
- Учебный план “Вечерняя( сменная) ОШ” МР “Хангаласский улус” на 2016-2017 учебный год.
Учебник: Литература для 10 класса, авторы Т Ф Курдюмова и др. (М.: «Просвещение», 2016 г.)
Тематическое планирование рассчитано на 102 часа в год 3 часа в неделю (34 недели)
В 10-х классах литература изучается на базовом уровне. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
В данную рабочую программу внесены некоторые корректировки и изменения. Так, в частности, из блока «Из литературы первой половины XIX века» выведены часы на изучение лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, так как данные темы изучены в 7-9-ом классах. По той же причине не предусмотрены часы на детальное изучение таких произведений, как: пьеса А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!»; цикл И.С. Тургенева «Записки охотника» и др. Увеличено количество часов на изучение русской литературы второй половины XIX века (произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского), внесены изменения в количество и виды творческих работ учащихся. Больше внимания уделяется теории литературы. В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Курс литературы в 10-м классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели курса. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
УУД
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы учебного курса
Базовый уровень
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как опреде между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский
Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы», «Свои люди – сочтемся!».
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев
Роман «Отцы, и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря.
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. Некрасов
Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. Тютчев
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. Фет
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Япришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
А.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: "исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов
Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Учебно-методические средства обучения
- Егорова Н.В. Универсальное издание. Поурочные разработки Литература. ХХ век. 11 класс. 1-е и 2-е полугодие. – М.: «ВАКО», 2011
- Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников:
В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 кл.); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. Профильное обучение. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. - Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература XIX века. Хрестоматия. 10 класс. В 2-х частях.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. Учебник. 10 класс. В 2-х частях. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Сахаров В.И. Русская литература XI-XIX вв. 9-10 классы. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела/ урока | Всего часов | В том числе | Опорные понятия | Дата проведения | |||||||||||
Теория (лекции, семинары, чтение, анализ текста) | Контроль (проверочные работы: тесты, сочинения и др.) | |||||||||||||||
10 В | 10Б | |||||||||||||||
план | факт | план | факт | |||||||||||||
Введение | 2 | 2 | ||||||||||||||
Вводный урок. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века.) | 2 | Историко-литературный процесс | 6.09 9.09 | 6.09 6.09 | ||||||||||||
Русская литература и русская история XIX века. (Составление периодической таблицы) | ||||||||||||||||
Из литературы первой половины XIX века | 10 | 7 | 3 | |||||||||||||
А.С. Пушкин. Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». | 2 | 2 | Лироэпика | 9.09 13.09 | 6.09 13.09 | |||||||||||
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. | ||||||||||||||||
М.Ю. Лермонтов. Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 2 | 2 | Тематические жанры лирики. Романтическая поэма | 16.09 16.09 | 13.09 13.09 | |||||||||||
Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон». | ||||||||||||||||
ПР/Р: Письменная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 2 | 2 | Проблемный вопрос | 20.09 23.09 | 20.09 20.09 | |||||||||||
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | ||||||||||||||||
Н.В. Гоголь. Художественный мир Н.В.Гоголя. | 4 | 1 | «Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. | 23.09 27.09 | 20.09 27.09 | |||||||||||
Художник и "страшный мир" в повести «Невский проспект». Образ Петербурга | 1 | |||||||||||||||
Проблематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Нос». | 1 | Ирония. Гротеск. Фантасмагория | 30.09 30.09 | 27.09 27.09 | ||||||||||||
ПР/Р: Самостоятельная работа (Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала). | 1 | |||||||||||||||
Из литературы второй половины XIX века | 82 | 73,5 | 8,5 | |||||||||||||
Литература, критика и журналистика 50—80-х годов XIX века Обзор. (Составление таблицы). | 1 | 1 | Литературный процесс. Литературная | 4.10 7.10 | 4.10 4.10 | |||||||||||
Жизненный и творческий путь А.Н.Островского. История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы «Гроза» | 7 | 1 | Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест | |||||||||||||
Мир города Калинова в драме "Гроза". Законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья. | 1 | 7.10 11.10 | 4.10 11.10 | |||||||||||||
Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Групповая работа | 1 | |||||||||||||||
Трагедия совести и её разрешение в пьесе. Протест Катерины против «темного царства». | 1 | 14.10 14.10 | 11.10 11.10 | |||||||||||||
Урок-семинар. Образ Катерины в свете критики | 1 | |||||||||||||||
Урок-обобщение. Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». | 1 | 18.10 21.10 | 18.10 18.10 18.10 | |||||||||||||
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | 1 | |||||||||||||||
Творчество И.А. Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | 6 | 1 | Особенности композиции романа. Образная типизация. Символика детали | 21.10 25.10 | 25.10 25.10 | |||||||||||
Обломов – «коренной народный наш тип». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. | 1 | |||||||||||||||
Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами. Илья Обломов – Андрей Штольц – Ольга Ильинская. Групповая работа | 1 | Диалектика характера Обломова. | 28.10 28.10 | 25.10 15.11 | ||||||||||||
«Обломов» как роман о любви. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | 1 | |||||||||||||||
Семинар «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). (Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины»; значение главы «Сон Обломова») | 1 | 8.11 11.11 | 15.11 15.11 | |||||||||||||
Р/Р: Сочинение по творчеству И.А. Гончарова /письменная работа по роману «Обломов» | 1 | |||||||||||||||
Жизнь и творчество И.С. Тургенева – создателя русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 8 | 1 | Отражение в романе проблематики эпохи. Социально-психологический роман. Принцип «тайной психологии» | 11.11 15.11 | 22.11 22.11 | |||||||||||
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | 1 | |||||||||||||||
Любовная линия в романе «Отцы и дети» и ее место в общей проблематике произведения. | 1 | 18.11 18.11 | 22.11 29.11 | |||||||||||||
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Семинар | 1 | |||||||||||||||
Философские итоги романа, смысл его названия. Р/Р: Анализ эпизода «Смерть Базарова». | 1 | 22.11 25.11 | 29.11 29.11 | |||||||||||||
Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). | 1 | |||||||||||||||
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. | 1 | 25.11 29.12 | 6.12 6.12 | |||||||||||||
Р/Р: Сочинение по творчеству И.С. Тургенева / Подготовка к домашнему сочинению | 1 | |||||||||||||||
Обзор. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 2 | 2 | Идеологический роман. Литературная утопия | 2.12 2.12 | 6.12 13.12 | |||||||||||
«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | ||||||||||||||||
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. | 8 | 1 | Народность литературного творчества | 6.12 9.12 | 13.12 13.12 | |||||||||||
Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | 1 | |||||||||||||||
Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | 1 | 9.12 13.12 | 20.12 20.12 | |||||||||||||
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. Р/Р: Анализ стихотворения | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||
«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. | 1 | 16.12 | 20,12 | |||||||||||||
Практикум. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | 16.12 | 27.12 | |||||||||||||
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | 20.12 23.12 | 27.12 27.12 | |||||||||||||
Проблема счастья и ее решение в поэме Н. А. Некрасова. ПР/Р: Тест по творчеству Некрасова. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. «Мыслящая поэзия» Тютчева. | 4 | 1 | Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра | 23.12 27.12 | 17.01 17.01 | |||||||||||
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…») | 1 | |||||||||||||||
Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | 1 | 13.01 13.01 | 17.01 24.01 | |||||||||||||
Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Р/Р: Анализ стихотворения | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики Фета. | 4 | 1 | Лирическая исповедальность. Мелодика стиха | 17.01 20.01 | 24.01 24.01 | |||||||||||
«Культ мгновения» в лирике поэта. .Яркость и осязаемость пейзаж, гармоничность слияния человека и природы. | 1 | |||||||||||||||
Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | 1 | 20.01 24.01 | 31.01 31.01 | |||||||||||||
Р/Р: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева и/или А.А. Фета | 1 | |||||||||||||||
Творчество Н.С. Лескова. «Монографии» народных типов в творчестве Н. Лескова. | 3 | 1 | Литературный сказ. Жанр путешествия | 27.01 27.01 | 31.01 7.02 | |||||||||||
Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный странник» («очарованность», богатырство, духовная восприимчивость, святость и греховность, наивность и душевная глубина) | 1 | |||||||||||||||
ВН. ЧТ.: Язык и стиль лесковского сказа («Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда»). ПР/Р: Письменная работа по произведениям Н.С. Лескова | 0,5 | 0,5 | 31.01 3.02 | 7.02 7.02 | ||||||||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. | 5 | 1 | Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка | |||||||||||||
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | 1 | 3.02 7.02 | 14.02 14.02 | |||||||||||||
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Групповая работа. | 1 | |||||||||||||||
Внеклассное чтение. Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 1 | 10.02 10.02 | 14.02 21.02 | |||||||||||||
Р/Р: Сочинение по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина /письменная работа по творчеству писателя | 1 | |||||||||||||||
Лирика А. К. Толстого. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. | 2 | 1 | Лирика позднего романтизма. Историческая песня | 14.02 17.02 | 21.02 21.02 | |||||||||||
Жанрово-тематическое многообразие лирических мотивов в поэзии А.К. Толстого | 1 | |||||||||||||||
Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 14 | 1 | Роман-эпопея. «Диалектика души». Историософская концепция | 17.02 21.02 | 28.02 28.02 | |||||||||||
Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. Сообщения учащихся | 1 | |||||||||||||||
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | 1 | 28.02 3.03 | 28.02 7.03 | |||||||||||||
Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. | 1 | |||||||||||||||
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 2 | 3.03 7.03 | 7.03 7.03 | |||||||||||||
Этапы духовного самосовершенствования героев, сложность и противоречивость жизненного пути. Семинар. | ||||||||||||||||
«Мысль семейная» и ее развитие в романе. Семья Ростовых и семья Болконских; семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). | 1 | 10.03 10.03 | 14.03 14.03 | |||||||||||||
Женские образы в романе «Война и мир». Черты нравственного идеала автора а образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | 1 | |||||||||||||||
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | 1 | 14.03 17.03 | 14.03 21.03 | |||||||||||||
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. ПР/Р: Ответ на проблемный вопрос | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона | 1 | 17.03 21.03 | 21.03 21.03 | |||||||||||||
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | 1 | |||||||||||||||
Р/Р: Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 24.03 | 4.04 | |||||||||||||
Р/Р: Анализ эпизода из романа «Война и мир». | 1 | 24.03 | 4.04 | |||||||||||||
Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. Лекция | 10 | 1 | Полифония (многоголосие). Герой-идея. Тема «двойничества» | 4.04 7.04 | 4.04 11.04 | |||||||||||
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского. Семинар | 1 | |||||||||||||||
Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | 1 | 7.04 11.04 | 11.04 11.04 | |||||||||||||
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | 1 | |||||||||||||||
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | 1 | 14.04 14.04 | 18.04 18.04 | |||||||||||||
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | 1 | |||||||||||||||
«Двойники» Раскольникова | 1 | 18.04 21.04 | 18.04 25.04 | |||||||||||||
ПР/Р: Письменная работа по проблематике урока. | 1 | |||||||||||||||
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». | 1 | 21.04 25.04 | 25.04 25.04 | |||||||||||||
Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в романе. ПР/Р: Домашняя контрольная работа по роману. | 1 | |||||||||||||||
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. | 8 | 1 | Лирическая комедия. | 28.04 28.04 | 2.05 2.05 | |||||||||||
Образ «футлярных» людей в чеховских рассказах. («Человек в футляре», «Крыжовник») | 1 | |||||||||||||||
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. ПР/Р: Письменная работа по теме урока. | 0,5 | 0,5 | 2.05 5.05 | 2.05 16.05 | ||||||||||||
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | 1 | |||||||||||||||
Особенности драматургии А.П. Чехова. Новаторство Чехова-драматурга | 1 | 5.05 12.05 | 16.05 16.05 | |||||||||||||
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Лирическое и драматическое начала в пьесе. | 1 | |||||||||||||||
Образы героев пьесы. Работа в группах. | 1 | 12.05 16.05 | 23.05 23.05 | |||||||||||||
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Р/Р: Ответ на проблемный вопрос. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||
Зачетная работа по курсу литературы. | 2 | 2 | 19.05 19.05 | 23.05 | ||||||||||||
Резервные уроки | 6 | 23.05 26.05 26.05 | ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...