Конспект урока литературы по теме "Край ты мой, родимый край..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Немшанова Татьяна Сергеевна

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Есть презентация. С удовольствием поделюсь. Пишите

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature_na_sayt.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе

ТЕМА: «Край ты мой, родимый край…». Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

КЛАСС: 7

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для углубления знаний учащихся о пейзажной лирике и применения знаний и умений в знакомой учебной ситуации.

ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

Обучающие:

  • продолжить формирование знаний учащихся о пейзажной лирике;
  • способствовать формированию умения комментировать прочитанные поэтические тексты и выявлять связь пейзажной лирики с внутренними переживаниями и настроением автора.

Развивающие: 

  • совершенствовать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста;
  • способствовать развитию монологической устной речи;
  • развивать образное мышление, творческие способности учащихся;
  • развивать умение выявлять взаимосвязь между предметами (литература – изобразительное искусство, литература - музыка).

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию эмоционально-восприимчивой личности;
  • прививать любовь к русской поэзии, к родной земле и природе;
  • формировать художественный вкус учащихся.

ТИП УРОКА: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

МЕТОДЫ: частично-поисковый.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. репродукции картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, А. К. Саврасова, И. В. Мареновой, Д. В. Самодранова;
  4. фрагменты произведений из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года»;
  5. фрагменты произведений из цикла «Времена года» А. Вивальди;
  6. стихотворения о природе В. А. Жуковского, А. К Толстого, И. А. Бунина, А. А. Фета;
  7. аудиозапись песни «Край ты мой, родимый край» в исполнении В. Чернова;
  8. аудиозапись стихотворения «Благовест» неизвестного исполнителя;
  9. учебник: Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия: В 2 ч / В. Я. Коровина и др. - М., Просвещение, 2006. – 319 с.

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация знаний – 2 мин.

Целеполагание  и мотивация учащихся – 1 мин.

Изучение нового материала – 25 мин.

Первичное закрепление знаний – 5 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Подведение итогов – 3 мин.

Продолжительность урока 40 минут.

 

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.

Организационный момент

  1.   Приветствие учащихся.
  2.   Проверка готовности к уроку.

  1. Приветствуют учителя.
  2. Настраиваются на учебную деятельность.

2.

Актуализация знаний

Беседа:

-     Вспомним, какие роды литературы мы знаем?

- Назовите характерные черты лирики как литературного рода.

- Какие жанры лирических произведений вам известны?

- Как называется изображение природы?

- Какие виды пейзажей вы знаете?

- С помощью чего можно создать пейзаж в разных видах искусства?

Примерные ответы:

-   Эпос, лирика, драма.

- В лирических произведениях отражаются личные переживания, чувства и мысли автора.  

- Ода, мадригал, элегия, идиллия, песня, послание.

- Пейзаж.

-Городской, морской, парковый, архитектурный, романтический, исторический.

- В живописи с помощью красок, света и тени; в музыке с помощью звуков, а в литературе с помощью слов и образов.

3.

Целеполагание и мотивация учащихся

  1. Объявление темы урока.

- Сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир поэзии, и познакомимся с произведениями о природе знаменитых поэтов 19 века. Открываем тетради и записываем тему урока: «Край ты мой, родимый край…». Это строчка из известного стихотворения А. К. Толстого (слайд 1). Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями русских поэтов 19 века о родной природе.

  1. Постановка цели и задач совместно с учащимися.

       - Что сегодня нам с вами предстоит сделать?

- Правильно! Сегодня мы познакомимся с произведениями поэтов 19 века, будем совершенствовать умение анализировать стихотворение. Должны найти ответ на вопрос, как влияет природа на человека, в чем проявляется связь мира природы и души человека.

  1. Оформляют тему урока в тетради.

  1. Примерные ответы учащихся:

- Читать выразительно стихотворения.

- Анализировать поэтические тексты.

- Говорить о природе родного края.

- Определять роль и место пейзажной лирики в творчестве поэтов 19 века.

4.

Изучение нового материала

  1. Рассмотрение репродукций картин художников-пейзажистов. Прослушивание аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений.

- Природа во все времена воспевалась поэтами, писателями, художниками, композиторами, и была одной из ведущих тем их творчества. И это неслучайно, так как окружающая нас природа – прекрасный вдохновитель и образец любования. Давайте познакомимся с творчеством русских пейзажистов.

  • Показ слайдов с репродукциями картин.

  • Включение аудиозаписи А. Вивальди «Времена года» (слайды 2-5).

Беседа:

- Можно ли сопоставить музыкальные произведения с картинами, которые мы увидели?

- Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании произведение А. Вивальди «Времена года. Лето»?

-    Можно сказать, что природа часто созвучна с внутренними переживаниями человека и отражает ощущения, которые обуревают человеком.

2) Анализ стихотворений о природе поэтов 19 века.

- От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Родоначальником пейзажной лирики в русской литературе является В. А. Жуковский. Посмотрите на портрет поэта (слайд 6). Прочитаем его стихотворение «Приход весны».

Беседа:

-   Какие яркие приметы весны называет автор?

 

-   С чем сравнивает поэт приход весны?

-   Почему? Откуда такое интересное сравнение?

-  Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы?

- Сколько стихотворений посвящены «золотой» осени! Почему мы так называем осень? В каком значении употреблено слово?

- Такие слова и выражения мы называем литературными тропами. Какие тропы, или изобразительно-выразительные средства мы знаем?

- Вспомним, как называется прием перенесения чувств человека на природу?

- Еще один поэт, с творчеством которого мы уже знакомы, – Алексей Константинович Толстой (слайд 7). Давайте прочитаем его стихотворение «Край ты мой, родимый край…» (слайд 7).

Беседа:

-   Какие чувства выражены в этом стихотворении?

- Текст стихотворения был положен на музыку. Предлагаю послушать.

  • Включение аудиозаписи песни «Край ты мой, родимый край» (слайд 7).

Беседа:

- Какую роль играет восклицание «Гой ты!»?

- На что становится похоже стихотворение?

-В этом стихотворении нет глаголов, автор использует существительные. Но тем не менее, что создает автор – образы животных или их действия?

- Обратим внимание еще на одно стихотворение А. К. Толстого «Благовест». Его текст, как и текст предыдущего стихотворения, тоже положен на музыку. Послушаем.

  • Включение аудиозаписи песни «Благовест» (слайд 8).

Это стихотворение ассоциируется у нас с исконной православной Русью: дубравы, храмы. Попробуем проникнуться чувствами автора. Для начала определим значение непонятных слов (слайд 9). Что такое благовест, благостный, каяться, отрекаться?

Беседа:

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

- В каких строчках стихотворения мы может это увидеть?

- Познакомимся еще с одним стихотворением А. К. Толстого «Замолкнул шум, шуметь гроза устала…».

Беседа:

- Какова главная мысль стихотворения?

- Найдем эпитеты, которые использует автор.

- Завершим изучение пейзажной лирики стихотворением И. А. Бунина «Родина» (слайд 10). Прочитаем.

Беседа:

- О чем это стихотворение?

-Какое впечатление производит на вас стихотворение?

- И эти чувства переданы за счет цвета. Какие краски преобладают в стихотворении?

- Найдем изобразительно-выразительные средства.

  1. Рассматривают репродукции картин художников-пейзажистов. Слушают аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений.

        

  • Рассматривают слайды с репродукциями картин.
  • Слушают аудиозапись А. Вивальди «Времена года».

Примерные ответы:

-    Да, можно.

-    Можно представить жаркое, знойное лето, палящее солнце, а звуки скрипки напоминают полет пчелы.        

  1. Читают, слушают и анализируют стихотворения о природе поэтов 19 века.  

  • Один ученик читает вслух стихотворение В. А. Жуковского «Приход весны».

Примерные ответы:

- «Зелень нивы, рощи лепет, в небе жаворонка трепет, теплый дождь, сверканье вод».

-     С жизнью души.

-     Душа весной оживает, как и вся природа.

-  Они напрямую зависят друг от друга. Рождение, оживление природы пробуждает радость, восторг и чувство светлого праздника в душе человека.

- Опавшие желтые листья осенью напоминают золото. Слово мы употребляем в переносном значении.

- Метафора, сравнение, Гипербола, литота, эпитеты.

- Олицетворение.

  • Один ученик читает вслух стихотворение А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…»

Предполагаемые ответы:

- Чувства гордости за русскую природу, наслаждение и любование ей.

  • Слушают аудиозапись песни «Край ты мой, родимый край».

Примерные ответы:

- Это своеобразная отсылка к произведениям древнерусской литературы и фольклора.

- На народную песню.

- Парадоксально то, что в нем нет глаголов, но оно наполнено стремительным движением.

  • Слушают аудиозапись песни «Благовест».

  • Просматривают слайд, выполняют словарную работу.

Примерные ответы:

- Чувство умиротворения, спокойствия, смирения.

- «И сердце радостно дрожит и тает, пока звон благостный не замирает».

  • Один ученик читает стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул шум, шуметь гроза устала…».

Предполагаемые ответы:

- В стихотворении звучит призыв бережно относиться к природе, беречь ее.

- «Черных туч», «пылью золотой», «с новою враждой», «презрительной пятой».

  • Один ученик читает вслух стихотворение И. А. Бунина «Родина».

Предполагаемые ответы:

- Стихотворение о природе родного края, малой родины И. А. Бунина.

- Одолевает чувство грусти, печали и одновременно чувство свободы и простора.

- Серый цвет, белый, молочный.

- Эпитеты: мертвенно-свинцовое небо, туман молочно-синий, кроткая печаль, снежная пустыня, сумрачная даль. Метафора: угрюмо меркнет зимний день, туман смягчает сумрачную даль. Гипербола: и нет конца лесам сосновым.

5.

Первичное закрепление знаний

Самостоятельный анализ стихотворения А. А. Фета.

- Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…» (слайд 11).

Попробуйте самостоятельно сделать устный анализ данного стихотворения. Напоминаю, что в анализе вы должны отразить тему, идею, изобразительно-выразительные средства. Сделайте вывод о том, какова роль пейзажа в данном стихотворении. Созвучна ли природа настроению героев стихотворения?

 

- Правильно! Молодцы!

Выполнение самостоятельной работы

  • Один ученик читает стихотворение А. А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…».
  • Читают, осмысливают прочитанное, дают устные ответы.

Примерные ответы:

Через пейзаж лирический герой стихотворения передает чувство любви, страсти, нежности, которые он испытывает к своей возлюбленной. По описанию природы и через ее восприятие мы можем определить внутреннее состояние героя. Для выразительности и образности автор использует следующие средства: метафору: «серебро и колыханье сонного ручья», «ряд волшебных изменений милого лица», «в дымных тучках пурпур розы»; эпитеты: «робкое дыханье», «сонный ручей», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки», «свет ночной»; инверсию: «свет ночной»; повторы: «тени, тени без конца», «и заря, заря». Также использует многосоюзие: «и лобзания, и слезы, и заря, заря!». Стихотворение состоит только из назывных предложений.

6.

Рефлексия

- Выберите строчку из прочитанных стихотворений, которая более полно отражает ваше ощущение и настроение от урока.

- Как вы думаете, пригодятся ли вам умения, которые мы отрабатывали сегодня на уроке: умение анализировать стихотворение?

- Продолжите фразу «Меня удивило …».

Ответы и вопросы учащихся

7.

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение И. А. Бунина «Родина».

Записывают домашнее задание в дневник

8.

Подведение итогов

 

Беседа:

- Ребята, мы с вами отлично потрудились! Давайте подведем итоги и подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Анализ ответов учащихся

Объявление оценок за урок

Ответы учащихся


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2008. – 736 с.
  2. Коровина, В.Я. Литература: 7 кл. Методические советы. - М.: Просвещение, 2009. – 205 с.
  3. Кутейникова, Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Н. Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009. – 383 с.
  4. Литература: 7 кл. Уч. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В. Я. Коровина. 17-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
  5. И. Левитан. Жизнь и творчество [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.isaak-levitan.ru/good.php (дата обращения: 23.01.2015).
  6. Art Vedia [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  7. ТПВХ.РУ. Товарищество передвижных художественных выставок [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.artvedia.ru/ (дата обращения 23.01.2015).
  8. Классическая музыка. П. И. Чайковский [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/  (дата обращения: 16.12.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока географии в 7 классе "Наш Вятский край родной, мы гордимся тобой!"

Урок географии проводится в 7 классе. Урок посвящен краю, в котором мы живем....

Конспект урока музыки в 1 классе по теме «Край, в котором ты жиивёшь». "http://nsportal.ru/volosatik" > сайт учителя музыки и музыкального руководителя

Цель урока: Показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи....

Конспект урока литературы в 7 классе "Удивительный край" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещёрская сторона")

В основе урока литературы лежит исследовательская работа с текстом очерков К.Г. Паустовского "Мещерская сторона"...

Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....