Конспект урока литературы по теме "Край ты мой, родимый край..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Есть презентация. С удовольствием поделюсь. Пишите
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literature_na_sayt.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе
ТЕМА: «Край ты мой, родимый край…». Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
КЛАСС: 7
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для углубления знаний учащихся о пейзажной лирике и применения знаний и умений в знакомой учебной ситуации.
ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Обучающие:
- продолжить формирование знаний учащихся о пейзажной лирике;
- способствовать формированию умения комментировать прочитанные поэтические тексты и выявлять связь пейзажной лирики с внутренними переживаниями и настроением автора.
Развивающие:
- совершенствовать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста;
- способствовать развитию монологической устной речи;
- развивать образное мышление, творческие способности учащихся;
- развивать умение выявлять взаимосвязь между предметами (литература – изобразительное искусство, литература - музыка).
Воспитательные:
- способствовать воспитанию эмоционально-восприимчивой личности;
- прививать любовь к русской поэзии, к родной земле и природе;
- формировать художественный вкус учащихся.
ТИП УРОКА: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
МЕТОДЫ: частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- репродукции картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, А. К. Саврасова, И. В. Мареновой, Д. В. Самодранова;
- фрагменты произведений из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года»;
- фрагменты произведений из цикла «Времена года» А. Вивальди;
- стихотворения о природе В. А. Жуковского, А. К Толстого, И. А. Бунина, А. А. Фета;
- аудиозапись песни «Край ты мой, родимый край» в исполнении В. Чернова;
- аудиозапись стихотворения «Благовест» неизвестного исполнителя;
- учебник: Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия: В 2 ч / В. Я. Коровина и др. - М., Просвещение, 2006. – 319 с.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 2 мин.
Целеполагание и мотивация учащихся – 1 мин.
Изучение нового материала – 25 мин.
Первичное закрепление знаний – 5 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Подведение итогов – 3 мин.
Продолжительность урока 40 минут.
№ | ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1. | Организационный момент |
|
|
2. | Актуализация знаний | Беседа: - Вспомним, какие роды литературы мы знаем? - Назовите характерные черты лирики как литературного рода. - Какие жанры лирических произведений вам известны? - Как называется изображение природы? - Какие виды пейзажей вы знаете? - С помощью чего можно создать пейзаж в разных видах искусства? | Примерные ответы: - Эпос, лирика, драма. - В лирических произведениях отражаются личные переживания, чувства и мысли автора. - Ода, мадригал, элегия, идиллия, песня, послание. - Пейзаж. -Городской, морской, парковый, архитектурный, романтический, исторический. - В живописи с помощью красок, света и тени; в музыке с помощью звуков, а в литературе с помощью слов и образов. |
3. | Целеполагание и мотивация учащихся |
- Сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир поэзии, и познакомимся с произведениями о природе знаменитых поэтов 19 века. Открываем тетради и записываем тему урока: «Край ты мой, родимый край…». Это строчка из известного стихотворения А. К. Толстого (слайд 1). Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями русских поэтов 19 века о родной природе.
- Что сегодня нам с вами предстоит сделать? - Правильно! Сегодня мы познакомимся с произведениями поэтов 19 века, будем совершенствовать умение анализировать стихотворение. Должны найти ответ на вопрос, как влияет природа на человека, в чем проявляется связь мира природы и души человека. |
- Читать выразительно стихотворения. - Анализировать поэтические тексты. - Говорить о природе родного края. - Определять роль и место пейзажной лирики в творчестве поэтов 19 века. |
4. | Изучение нового материала |
- Природа во все времена воспевалась поэтами, писателями, художниками, композиторами, и была одной из ведущих тем их творчества. И это неслучайно, так как окружающая нас природа – прекрасный вдохновитель и образец любования. Давайте познакомимся с творчеством русских пейзажистов.
Беседа: - Можно ли сопоставить музыкальные произведения с картинами, которые мы увидели? - Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании произведение А. Вивальди «Времена года. Лето»? - Можно сказать, что природа часто созвучна с внутренними переживаниями человека и отражает ощущения, которые обуревают человеком. 2) Анализ стихотворений о природе поэтов 19 века. - От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Родоначальником пейзажной лирики в русской литературе является В. А. Жуковский. Посмотрите на портрет поэта (слайд 6). Прочитаем его стихотворение «Приход весны». Беседа: - Какие яркие приметы весны называет автор?
- С чем сравнивает поэт приход весны? - Почему? Откуда такое интересное сравнение? - Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы? - Сколько стихотворений посвящены «золотой» осени! Почему мы так называем осень? В каком значении употреблено слово? - Такие слова и выражения мы называем литературными тропами. Какие тропы, или изобразительно-выразительные средства мы знаем? - Вспомним, как называется прием перенесения чувств человека на природу? - Еще один поэт, с творчеством которого мы уже знакомы, – Алексей Константинович Толстой (слайд 7). Давайте прочитаем его стихотворение «Край ты мой, родимый край…» (слайд 7). Беседа: - Какие чувства выражены в этом стихотворении? - Текст стихотворения был положен на музыку. Предлагаю послушать.
Беседа: - Какую роль играет восклицание «Гой ты!»? - На что становится похоже стихотворение? -В этом стихотворении нет глаголов, автор использует существительные. Но тем не менее, что создает автор – образы животных или их действия? - Обратим внимание еще на одно стихотворение А. К. Толстого «Благовест». Его текст, как и текст предыдущего стихотворения, тоже положен на музыку. Послушаем.
Это стихотворение ассоциируется у нас с исконной православной Русью: дубравы, храмы. Попробуем проникнуться чувствами автора. Для начала определим значение непонятных слов (слайд 9). Что такое благовест, благостный, каяться, отрекаться? Беседа: - Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? - В каких строчках стихотворения мы может это увидеть? - Познакомимся еще с одним стихотворением А. К. Толстого «Замолкнул шум, шуметь гроза устала…». Беседа: - Какова главная мысль стихотворения? - Найдем эпитеты, которые использует автор. - Завершим изучение пейзажной лирики стихотворением И. А. Бунина «Родина» (слайд 10). Прочитаем. Беседа: - О чем это стихотворение? -Какое впечатление производит на вас стихотворение? - И эти чувства переданы за счет цвета. Какие краски преобладают в стихотворении? - Найдем изобразительно-выразительные средства. |
Примерные ответы: - Да, можно. - Можно представить жаркое, знойное лето, палящее солнце, а звуки скрипки напоминают полет пчелы.
Примерные ответы: - «Зелень нивы, рощи лепет, в небе жаворонка трепет, теплый дождь, сверканье вод». - С жизнью души. - Душа весной оживает, как и вся природа. - Они напрямую зависят друг от друга. Рождение, оживление природы пробуждает радость, восторг и чувство светлого праздника в душе человека. - Опавшие желтые листья осенью напоминают золото. Слово мы употребляем в переносном значении. - Метафора, сравнение, Гипербола, литота, эпитеты. - Олицетворение.
Предполагаемые ответы: - Чувства гордости за русскую природу, наслаждение и любование ей.
Примерные ответы: - Это своеобразная отсылка к произведениям древнерусской литературы и фольклора. - На народную песню. - Парадоксально то, что в нем нет глаголов, но оно наполнено стремительным движением.
Примерные ответы: - Чувство умиротворения, спокойствия, смирения. - «И сердце радостно дрожит и тает, пока звон благостный не замирает».
Предполагаемые ответы: - В стихотворении звучит призыв бережно относиться к природе, беречь ее. - «Черных туч», «пылью золотой», «с новою враждой», «презрительной пятой».
Предполагаемые ответы: - Стихотворение о природе родного края, малой родины И. А. Бунина. - Одолевает чувство грусти, печали и одновременно чувство свободы и простора. - Серый цвет, белый, молочный. - Эпитеты: мертвенно-свинцовое небо, туман молочно-синий, кроткая печаль, снежная пустыня, сумрачная даль. Метафора: угрюмо меркнет зимний день, туман смягчает сумрачную даль. Гипербола: и нет конца лесам сосновым. |
5. | Первичное закрепление знаний | Самостоятельный анализ стихотворения А. А. Фета. - Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…» (слайд 11). Попробуйте самостоятельно сделать устный анализ данного стихотворения. Напоминаю, что в анализе вы должны отразить тему, идею, изобразительно-выразительные средства. Сделайте вывод о том, какова роль пейзажа в данном стихотворении. Созвучна ли природа настроению героев стихотворения?
- Правильно! Молодцы! | Выполнение самостоятельной работы
Примерные ответы: Через пейзаж лирический герой стихотворения передает чувство любви, страсти, нежности, которые он испытывает к своей возлюбленной. По описанию природы и через ее восприятие мы можем определить внутреннее состояние героя. Для выразительности и образности автор использует следующие средства: метафору: «серебро и колыханье сонного ручья», «ряд волшебных изменений милого лица», «в дымных тучках пурпур розы»; эпитеты: «робкое дыханье», «сонный ручей», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки», «свет ночной»; инверсию: «свет ночной»; повторы: «тени, тени без конца», «и заря, заря». Также использует многосоюзие: «и лобзания, и слезы, и заря, заря!». Стихотворение состоит только из назывных предложений. |
6. | Рефлексия | - Выберите строчку из прочитанных стихотворений, которая более полно отражает ваше ощущение и настроение от урока. - Как вы думаете, пригодятся ли вам умения, которые мы отрабатывали сегодня на уроке: умение анализировать стихотворение? - Продолжите фразу «Меня удивило …». | Ответы и вопросы учащихся |
7. | Домашнее задание | Выучить наизусть стихотворение И. А. Бунина «Родина». | Записывают домашнее задание в дневник |
8. | Подведение итогов |
Беседа: - Ребята, мы с вами отлично потрудились! Давайте подведем итоги и подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке? - Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Анализ ответов учащихся Объявление оценок за урок | Ответы учащихся |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2008. – 736 с.
- Коровина, В.Я. Литература: 7 кл. Методические советы. - М.: Просвещение, 2009. – 205 с.
- Кутейникова, Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Н. Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009. – 383 с.
- Литература: 7 кл. Уч. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В. Я. Коровина. 17-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
- И. Левитан. Жизнь и творчество [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.isaak-levitan.ru/good.php (дата обращения: 23.01.2015).
- Art Vedia [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- ТПВХ.РУ. Товарищество передвижных художественных выставок [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.artvedia.ru/ (дата обращения 23.01.2015).
- Классическая музыка. П. И. Чайковский [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/ (дата обращения: 16.12.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока географии в 7 классе "Наш Вятский край родной, мы гордимся тобой!"
Урок географии проводится в 7 классе. Урок посвящен краю, в котором мы живем....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Урок литературы в 7 классе. "Природа родного края в творчестве ставропольского писателя И.В. Кашпурова".
Цели урока:1....
Конспект урока музыки в 1 классе по теме «Край, в котором ты жиивёшь». "http://nsportal.ru/volosatik" > сайт учителя музыки и музыкального руководителя
Цель урока: Показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи....
Конспект урока литературы в 7 классе "Удивительный край" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещёрская сторона")
В основе урока литературы лежит исследовательская работа с текстом очерков К.Г. Паустовского "Мещерская сторона"...
Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....