Исследовательская работа учащихся по литературе
статья по литературе на тему
Статья посвящена 25-летнему опыту руководства исследовательской деятельностью учащихся старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.statya.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Надежда Анатольевна Мамина,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ гимназия № 271, Санкт-Петербург
Исследовательская работа учащихся по литературе
Статья посвящена 25-летнему опыту руководства исследовательской деятельностью учащихся старших классов
Современные требования к школьнику и современные требования самого школьника ориентируют нас на достаточно высокий уровень учебной деятельности. Информационные технологии погружают учащегося в бескрайний космос жизненно важных вопросов, в то же время возрастные особенности старшеклассников заставляют их включиться в интенсивный, глубокий и очень личностный поиск ответов на эти вопросы. Одной из форм интеллектуального поиска ребенка и становится исследовательская деятельность.
Мотивация к исследовательской работе основана на бескорыстном интересе учащихся к самому процессу познания, так как ни научной, ни педагогической ценности такой работы будущий исследователь пока не представляет. Чаще всего ему просто хочется поглубже погрузиться в любимую тему, например в пространство любимой книги или творчество любимого писателя. На этом этапе очень важно помочь учащемуся с первоначальной формулировкой темы, так как выбор предмета исследования для учащегося оказывается гораздо более сложным, чем выбор объекта. Ученице 9 класса нашей гимназии понравилась героиня новеллы П. Мериме «Кармен». Так как девочка делала успехи в изучении французского языка, мы придумали такую тему: «Анималистические образы в характеристики героини новеллы П. Мериме «Кармен» в оригинале и переводе» (2011 г.).
Началом исследовательской работы становится своеобразная теоретическая подготовка. Будущий исследователь знакомится с основными отличиями научной работы от привычных видов учебной деятельности: реферата, доклада, сочинения. Легче всего рассмотреть эти отличия на примере хорошей ученической работы прошлых лет. Анализируя название, автореферат, аннотацию к работе и саму работу, будущий исследователь учится формулировать область и объект исследования, цели, задачи, гипотезу, предполагаемую новизну и актуальность, знакомится с методами научного познания. Применительно к работам по литературе, на первое место выдвигаются такие методы, как анализ текста в единстве формы и содержания, обобщение и сравнение. Безусловно, этим перечнем научные методы не исчерпываются. Так, например, ученица нашей гимназии Иванова Юлия в работе «Реконструкция картины мира в образе дома на материале английского и русского фольклора» (2007 г.), использовала результаты применения такого метода, как опрос, предложив учащимся, родителям и преподавателям вспомнить какую-либо поговорку о доме. Выпускница 2005 года Наталья Иванова-Розина в работе «„Вам нравится мой нос?“ (остроты Сирано де Бержерака в оригинале и переводах пьесы Э. Ростана)» использовала статистический метод количественного подсчета: необходимо было выяснить, какой процент острот Сирано де Бержерака посвящен его носу.
Предложив ребятам теоретический минимум, к которому они не раз еще вернутся в ходе работы, переходим к практике. Говорят, что всякая работа требует в два раза больше времени, чем кажется на первый взгляд. Полезно предложить самому учащемуся просчитать необходимое для исследования время, подробно разъясняя каждый этап работы, и составить совместно с ним календарный план. Пример из опыта работы:
1-й год: сентябрь-декабрь – выбор темы, библиография, реферирование,
январь-май – исследование (сбор материала, написание работы).
2-й год: сентябрь-декабрь – редактирование, оформление работы, январь-май – подготовка защиты (автореферат, презентация).
Один из самых трудных и ответственных этапов исследовательской работы – это корректировка темы. В ходе работы тема может оказаться уже изученной или слишком сложной для ученической работы. Так выпускница 2003 г. Александра Искиердо-Большакова, увлекшись романом Маркеса, предложила тему «Бессмертие в романе Маркеса „Сто лет одиночества“». В ходе работы тема была локализована и интегрирована, так что окончательный вариант звучал так: «Мифологический аспект проблемы бессмертия в романе Г. Г. Маркеса „Сто лет одиночества“ и повести Ч. Айтматова „Пегий Пес, Бегущий краем моря“».
Безусловно, любой текст имеет право стать объектом исследования, однако задача руководителя на данном этапе – помочь выбрать наиболее перспективных для конкретного исследования авторов. Помимо интересов ребенка, при выборе темы учитывается степень изученности проблемы, степень готовности учащегося и учителя к планируемой работе, наличие необходимых условий для исследования. Ребята с удовольствием берутся за темы, связанные с творчеством Пауло Коэльо или поэтессы Веры Полозковой. Однако дефицит серьезных литературоведческих источников и обилие источников рекламных (иногда откровенно спекулятивных) затрудняет работу над популярным автором. На конкурсах такое исследование ждут дополнительные трудности: конкуренция начнется сразу на уровне темы, задолго до представления самого исследования. Правда, на ежегодных гимназических чтениях наибольший интерес вызывают именно такие работы: «Жанровое своеобразие баллады в лирике Д. Быкова» (Дарья Блинова, 2016 г.), «Метафизика огня в романе Умберто Эко „Имя розы“ и В.Брюсова „Огненный ангел“» (Ляшко Анастасия, 2009 г.), «Как победить дракона (по произведениям Д. Толкина и Е. Шварца)» (Коновалова Дарья, 2008 г.). Зато презентации работ по малоизвестным ученической аудитории произведениям («Живописные образы в романе Гофмана „Элексиры Сатаны“ и повести Гоголя „Портрет“» (Белякова Маргарита, 2002 г.) или «Уроки Амброза Бирса» (Кулеш Евгения, 2003 г.)) служат превосходной мотивацией для расширения круга чтения не только исследователей, но и слушателей гимназических чтений. Однако наибольший интерес у аудитории на конкурсах и гимназических чтениях вызывают работы на оригинальные темы по хорошо знакомым классическим произведениям мировой литературы, например: «Дон Кихот и донкихотство по роману Сервантеса „Дон Кихот“ и роману Достоевского „Преступление и наказание“» (Баева Виктория, 2007 г.) или «Художественная роль пейзажа в романе Эмили Бронте „Грозовой перевал“» (Николаенко Светлана, 2009 г.). Вызывая эффект сопричастности («я же это читал!»), они одновременно позволяют и исследователю, и слушателю на гимназических чтениях не только осознать бесконечность постижения художественного произведения, но и реализовать пусть небольшой, зато собственный научный потенциал. Задача руководителя – помочь учащемуся обнаружить свой индивидуальный интеллектуальный потенциал еще во время выбора темы. Выпускник 2008 г. Георгий Швецов, поклонник детективов Б. Акунина, в результате собеседования с руководителем обратился к теме «Этические аспекты образа сыщика в рассказах Г. К. Честертона и романах Б. Акунина». Эрудиция и компетентность в области информационных технологий и прекрасная успеваемость по английскому языку позволили ему блестяще справиться с работой, получившей призовое место на районной и городской олимпиаде, а также на конференции «Интеллектуальное Возрождение».
Уточнив формулировку темы, исследователь приступает к планированию, опираясь на классический вариант плана сочинения-рассуждения. Во вступлении мотивируется интерес к теме, формулируются цель и задачи, актуальность и новизна, иногда формулируется гипотеза. Очень важно показать учащемуся, что вступление – единый цельный текст и чем ярче проявится во вступлении индивидуальность исследователя, тем больший интерес вызовет работа. В основной части раскрываются теоретические основы работы, в соответствии с поставленными задачами анализируется текст и систематизируются результаты. В заключении формулируются выводы, которые и являются маленьким личным научным открытием учащегося. Иногда исследование уместно дополнить приложением, например к работе Марии Лазаренко (2016 г.) «Жанровая стратегия Б. Акунина в плутовской исторической повести „Бох и Шельма“» прилагалась карта странствий главного героя, отражающая его связь с историческими реалиями описанной Акуниным эпохи.
Реферирование источников обычно не вызывает у учащихся трудностей, необходимо только напомнить, что в этой части работы наиболее отчетливо проявляется научная добросовестность, предостеречь от искушений плагиата. Что касается поиска источников, то здесь задача руководителя – убедить учащихся в необходимости обращения не только к Интернету, но и к библио-ресурсам, иногда даже сопроводить в читальный зал Публичной библиотеки.
Анализ текста открывает перед учащимся новые интересные возможности прочтения знакомого текста и обычно проходит с энтузиазмом, в форме свободного обмена догадками с руководителем. Систематизация собранного материала вызывает у учащихся легкую эйфорию: им кажется, что работа практически завершена. Так, автор исследования «Поэтика имени в повести-притче У. Голдинга „Повелитель мух“» Копчушкин Иван, основательно поработав над значением имен, после собеседования с руководителем добавил в работу размышления над отсутствием имен некоторых героев.
При систематизации материалов чаще всего используются схемы или таблицы, позволяющие не только отчетливо представить концепцию исследования, но зачастую и сделать серьезный шаг к настоящему открытию. Завершив таблицу значений образов матери и отца в работе «Концепты „мать“ и „отец“ как устойчивая авторская идея в романе Анны Гавальды „Просто вместе“», Филипп Полушкин (2014 г.) обнаружил, что из-за обилия негативных значений сами концепты «мать» и «отец» воплощаются в книге не в образах родственников по крови, а в образах родственников по духу.
Что касается процесса редактирования, то его основная проблема, как правило, дефицит времени. Чем точнее исследователь и руководитель соблюдали собственный календарный план, тем больше времени остается на редактирование, совершенствование работы.
Оформление работы производится в соответствии с правилами конкретных конкурсов и конференций и требует тщательного контроля руководителя.
Проверяя, удалось ли реализовать уточненный план в готовой работе, мы с исследователем получаем примерный текст автореферата, где четко формулируются цели, задачи, методы исследования, итоги работы, а также ее актуальность и новизна.
Подготовка презентации тесно связана с подготовкой устного сообщения, с которым исследователь выступает на конкурсных представлениях работы или на выпускном экзамене. 8 – 10 слайдов презентации представляют собой основные положения автореферата в виде тезисов, схем и выводов, т. е. своеобразный опорный конспект, по которому исследователю удобно вести рассказ о своей работе. Основное правило презентации – не повторять помещенного на слайдах текста, ограничиваясь комментариями и пояснениями, раскрывающими его смысл. Соотношение текста устного выступления и письменного, слайдового, обычно трудно дается учащимся, и потому прорабатывать эти тексты необходимо вместе с руководителем.
Завершает совместную работу над исследованием защита работы на экзамене или представление на какой-либо конкурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Статья о способах, методах и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы...
Семинар учителей русского языка и литературы "Исследовательские работы учащихся на уроке"
В папку вложены выступление и презентация на семинаре учителей русского языка о научно-исследовательской деятельности учащихся на уроке, правила работы, примеры...
Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся по литературе и русскому языку
Методический доклад на тему "Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся по литературе и русскому языку"...
Исследовательская работа учащихся к открытому уроку по тувинской литературе в 8-ом классе
Исследовательская работа учащихся к открытому уроку по тувинской литературе в 8-ом классе...
Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы
статья, рассказывющая о опыте создания в школе научно-исследовательских сообществ и их роли в образовательном процессе...