Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы
статья по литературе на тему
статья, рассказывющая о опыте создания в школе научно-исследовательских сообществ и их роли в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы-поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 %, а корни столь низкого процента , безусловно, лежат в том, что еще в детстве и школьных годах не уделялось должного внимания развитию талантов детей.
Много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности ребенка?
Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются и на уроках литературы. Я часто встречала таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересен стандартный ход урока , они читают словари и дополнительную литературу, ищут ответы на вопросы, возникающие после прочтения произведения. Поэтому так важно преподавателю литературы выявить их способности, помочь их развить, вывести обучающихся на дорогу поиска, который поможет претворить в жизнь их планы и мечты.
Для этой цели на уроках в колледже мы создали на базе каждой группы научные сообщества: хронисты, исследователи- историки, собиратели портретных галерей, организаторы заочных экскурсий, картографы. При изучении каждой новой темы сообщества собирали материал в соответствии со своим названием , а именно, хронисты составляли историко-биографический комментарий жизни писателя или поэта, исследователи-историки подыскивали материал , из истории развития явления, процесса , собиратели портретных галерей находили иллюстрации к произведениям и жизни авторов, создавали предметные коллекции эпох, картографы наносили на карту литературные адреса, связанные с жизнью и творчеством изучаемых писателей.
Нельзя сказать , что работа сразу пошла гладко. В начале был избран путь поэтапного следования от простого к сложному. На первом этапе преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения, на 2-ом этапе преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования, на 3 этапе и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником. Позже сообщества научились не только самостоятельности, но и умению контактировать в группе, выслушивать товарищей.
Таким образом была решена главная задача этих сообществ - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует правило участия в научно-исследовательской деятельности- никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность и возможность перейти в другое научное общество, попробовать свои силы в разных видах деятельности. При изучении каждой новой темы эти группы собирали материал в соответствии с видом .
Каково значение для учащихся имеет исследовательская деятельность? Она дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками.
Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» актуальна для каждого образовательного учреждения. Это необходимо делать потому, что поиск и воспитание юных талантов позволит школе действительно стать центром сохранения интеллекта нации.
Любивая Е.А. –преподаватель русского языка и литературы СПб Гб ПОУ Колледжа «ПетроСтройСервис»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке литературы.
Ò1. Низкий уровень умственного развития.ÒПричины:ÒПедагогическая запущенность;ÒЧастые заболевания;ÒПропуски занятий;ÒОрганические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.ÒПроявляется: ...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы...

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...