Урок-игра по устному народному творчеству
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра по теме «Устное народное творчество»
5 класс
Цель: повторить основные сведения изученного по теме «Фольклор»; привить интерес учащихся к устному народному творчеству.
План:
- Вступительное слово учителя.
- Детский фольклор.
- Сказки.
- Пословицы.
- Загадки.
- Заключительное слово.
- Вступительное слово учителя. Сегодня у нас очень важный и интересный урок. На этом уроке мы вспомним все, что было изучено нами по фольклору. Ой, слово-то какое. а кто скажет, что оно обозначает? Фольклор – это искусство прошлого или настоящего? Мы сегодня еще раз пройдемся по всем жанрам фольклора, поработаем с текстами. Вам нужно разделиться на две команды и активно принимать участие.
- На протяжении веков народ создавал памятники искусства слова: (учащиеся называют, учитель вывешивает надписи): считалочки, игровые песни, дразнилки, колыбельные песни, пестушки, заклички, прибаутки, небылицы, скороговорки, загадки.
Задание. Я предлагаю вам тексты, а вы должны определить жанр (представитель каждой команды по очереди выходят к доске и выбирает правильный ответ). Каждая команда за правильный ответ получает по одному баллу.
1. Золотой шар по голубому платку катится,
людям улыбается. (загадка)
2. Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
Мышек по углам искать. (считалка)
- Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -Как в капюшоне он смешон! (скороговорка)
4. Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
Некому березку заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли-люли, заломати,
Люли-люли, заломати.
Я ж пойду-пойду погуляю, Белую березу заломаю, и т. д. (игровая песня)
5. Ленка-пенка,
Голая коленка,
Пошла через мостик,
Потеряла хвостик. (дразнилка)
- Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто соску сосет,
Молочка кто не пьет,
Того бу, бу, забодаю,
На рога посажу. (Пестушка) - Ух ты, котенька-коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать. (колыбельная) - Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть
В мячики, скакалки, жмурки, догонялки.
Раз, два, три четыре, пять, в прятки будем мы играть. (считалка)
9. Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду.
Буль-буль-бульон, выходи из круга вон. (считалка)
10. Зайчик волка испугался, удирает от него.
Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему. Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут. (прибаутка)
11. Из-за леса, из-за гор едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. (небылица)
12. Под кроватью я лежал, а потом залез в диван.
Я в диване полежал, а потом подумал:
Может, в стуле хорошо? И залез туда.
Нет уж, в стуле плохо, лучше на кровати. (прибаутка)
- Спи, мой мишутка, усни, скоро погаснут огни,
Много увидишь ты снов, добрых и злых колдунов. (колыбельная) - Вовка, Вовка-карапуз, съел у бабушки арбуз.
Бабка его бьет, а Вовец орет:
«Я, бабуля, не хотел, мой живот арбуз твой съел!» (дразнилка)
- А теперь самый излюбленный жанр фольклора – это, конечно же, сказки. Задание будет такое. Каждой команде нужно будет сочинить свою сказку, но поданному направлению. 1-я команда: сказка про животных. Ваши герои: волк, сова, петух. Помните, что каждое животное в сказке воплощает определенное человеческое качество. 2-я команда: бытовая сказка. Ваши герои: жадная старуха, хитрый и умный старик, солдат. Подумайте, кого будет высмеивать ваша сказка при таком наборе действующих лиц. За интересную сказку 5 баллов команде.
- Что же такое пословицы? (это краткое изречение, имеющее поучительный смысл). Их сложил трудовой народ . в них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека, они высмеивают лентяев, болтунов, они утверждают любовь к родине. Сейчас проверим, кто больше знает пословиц. Вам предлагаются картинки, а вы должны к ним подобрать пословицы. За каждый правильный ответ балл команде. (смотри приложение)
1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 2. Для милого дружка и сережка из ушка. 3. Нашла коса на камень. 4. Яблоко от яблони недалеко падает. 5. Куда иголка, туда и нитка. 6. На воре шапка горит.
А теперь задание усложняется. Сами изобразите пословицу так, что противная команда догадалась, какую пословицу вы зашифровали. 1 –я команда: Лес рубят – щепки летят. 2-я команда: Пустили козла в огород.
- А еще мы умеем отгадывать загадки.
- Старый дед, ему сто лет. Мост мостил во всю реку. Пришла молода – весь мост размела. (зима и лето)
- Днем нас не видать, а ночью можно наблюдать. (звезды)
- Мой брат Кондрат через всю землю прошел, золото нашел. (зерно)
- Взглянешь –заплачешь, а краше его на свете нет. (солнце)
- В кружевах стоят дома, их развесила зима; быстро капать начинают, когда солнце согревает. (сосульки)
- За тобою он плетется, хоть на месте остается. (след)
- Заключительное слово. Быстро пролетело время. Мы и не заметили, как кончился наш праздник. Вы все сегодня были молодцы. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Устное народное творчество. Малые жанры
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Презентация к уроку-игре "Устное народное творчество"
Урок проводится в форме игры при повторении темы "Устное народное творчество". Представлены 5 категорий вопросов, каждая из которых делится на 10 ячеек. Каждая ячейка содержит вопрос и количество очко...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...