Рассказ И.Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Разработка открытого урока по рассказу И.Тургенева "Бирюк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev_otkr_urokord.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Человек и природа в произведениях

И.С.Тургенева

Внеклассное чтение по

«Запискам охотника»

 «Бирюк»

7 класс

Залари, 2004

Оборудование: музыкальные композиции А.Вивальди «Времена года»; иллюстрации к произведениям И.Тургенева.

Цели: выяснить роль пейзажа в рассказах Тургенева и художественные особенности произведения; выяснить, каково отношение писателя к изображению жизни народа, быта крестьян. Донести до читателей глубокую любовь к Родине, искусству, литературе, природе. Отрабатывать умения выразительного чтения и умение высказываться на заданные вопросы. Повторить теорию литературы.

                                      Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного.

Ги де Мопасан

1. Вступительное слово.

На сегодняшнем уроке нам предстоит поговорить о том, как картины природы действуют на настроение героев рассказа, как природные явления соотносятся с образом главного героя и сюжетом рассказа. В начале урока поработаем с эпиграфом.

  • Как вы его понимаете?
  • Посмотрите на иллюстрации к произведениям Тургенева. Что вы можете по ним сказать?

2. Основная работа на уроке.

Первый ученик. В тихие летние и осенние дни в полях, окружавших деревни и села, ходил писатель, слушал, всматривался в родные русские картины. То в осенней роще он станет свидетелем печальной истории любви крестьянской девушки к самодовольному барскому лакею, то встретит талантливого народного певца или поэта, то поразится мудрости деревенского философа. Незабываемые картины и встречи глубоко тронули сердце молодого писателя, прочно запечатлелись в его памяти, воплотились в цикле талантливейших рассказов.

Второй ученик. «Записки охотника» были причиной ареста и ссылки в Спасское-Лутовиново. Они не понравились там, «наверху», стали духом протеста против крепостного права. Книга Тургенева рассказывает о том, как велик русский народ, как бесчеловечны помещики. Но «Записки охотника» замечательны еще и тем, что они изображают великолепные картины родной природы. Тургенев показал красоту русских лесов, рек и полей с такой любовью и с таким мастерством, какого до него не встречалось в русской литературе.

Учитель. Описания Тургенева предельно конкретны, мы легко определим по ним не только время года, месяц, но и время дня. При этом мир природы здесь густо населен, он звучит, свистит, он полон движения и красок.

Третий ученик. Отрывок из «Бежина луга» (звучит музыка Вивальди «Времена года»)

Четвертый ученик. Отрывок из рассказа «Смерть» (звучит музыка)

«Ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились над неподвижными верхушками, пестрые дятлы крепко стучали по толстой коре; звучный напев черного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криком иволги; внизу, в кустах, чирикали и пели малиновки, чижи и пеночки; зяблики проворно бегали по дорожкам; беляк прокрадывался вдоль опушки, осторожно «костыляя»; красно-бурая белка резво прыгала от дерева к дереву и вдруг садилась, поднявши хвост над головой».  

Учитель. Столь внимательное отношение к природе понятно, рассказчик «Записок» - охотник, природа – первый помощник и советник ему в его деле, да и жизнь главных героев Тургенева, крестьян, тоже полностью зависит от природного цикла.

  • Такое отношение «человек – природа» мы рассмотрим на примере рассказа Тургенева «Бирюк».
  • Начнем мы с выразительного чтения отрывка из рассказа – описание грозы. (стр. 155 – Гроза надвигалась…)
  • Какой вы видите грозу?
  • С помощью каких приемов удается писателю изобразить ее так живо?

(Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому; Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленных предметы и явления.)

(Гроза надвигалась. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; туча поднималась. Ракиты тревожно шевелились и лепетали.)

  • Как вы воспринимаете фразу: «Я посмотрел кругом, сердце во мне заныло!»?
  • Какое настроение сопровождает эти слова рассказчика?
  • Передается ли авторское отношение увиденного вам, читателям?
  • Подведем итог. Какое настроение уже в начале рассказа создает описание грозы?
  • Вот рассказчик встречается с Бирюком. Найдите в тексте описание появления Бирюка. (… вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону – та же фигура словно выросла из-под земли подле моих дрожек.)
  • Зачитайте описание внешности (стр.157)
  • Как характеризует Бирюка его первое появление, речь, внешность?
  • Почему его называют Бирюком? (человек одинокий и угрюмый).
  • Значит, его внешность вполне подходит его имени.
  • А как он живет? Зачитайте описание избы.
  • Как вы думаете, чем вызван его суровый и нелюдимый характер? (его должность и понимание того, что крестьяне, от которых он охраняет лес, - воры и враги.)
  • В этом рассказе все предвещает конфликт. И он случается. Вспомним понятие конфликта – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действий. Разрешение конфликта ведет к развязке.
  • Между какими героями возникает конфликт? (между Бирюком и мужиком, воровавшим лес).
  • Найдите описание внешности мужика. (стр.160)
  • Давайте обратимся к описанию природы.

До встречи с мужиком: «Между тем небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело».

После встречи с мужиком: «Дождик начал опять накрапывать и скоро пошел ручьями. Мы с трудом добрались до избы.

  • как эти описания природы отражаются на настроении героев?
  • Чем вызваны озлобленность мужика, его угрозы, ненависть к Бирюку? (отчаянием)
  • Итак, какая же ситуация возникла в этом рассказе? (Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принадлежит).
  •  Кто из героев рассказа выполняет этот закон? (Только Бирюк, а мужик ворует лес).
  • А авторская позиция? (Автор жалеет мужика и готов заплатить деньги, чтоб только Бирюк отпустил его).
  • Почему? Разве автор не понимает, что Бирюк прав? (Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья, дети. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин – крепостной).
  • Чем же кончится рассказ? (Бирюк тоже не может не пожалеть этого жалкого озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора).
  • В чем смысл названия рассказа?

3. Вывод по уроку.

Тургенев неотступно ведет параллель «человек – природа». Настроение героев передается через описание природы. Помогают ему в этом художественные приемы: метафору, олицетворение.

В дальнейшем ни одно крупное произведение Тургенева не обойдется без пейзажных зарисовок, природа навсегда превратится в незримого участника вершащихся событий, создавая необходимый эмоциональный фон, нередко преподнеся героями безмолвные, но наглядные уроки.

Итоги. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...