Добро и Зло в рассказах А. И. Куприна «Детский сад» и «Чудесный доктор».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы по рассказам Александра Ивановича Куприна "Чудесный доктор" и "Детский сад".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы по творчеству А.И. Куприна для учащихся 5 класса | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: «Добро и Зло в рассказах А. И. Куприна «Детский сад» и «Чудесный доктор».
Тип урока: урок целевого применения усвоенного.
Вид урока: размышление.
Форма обучения: общеклассная.
Задачи:
- освоение понятий Добро и Зло;
- расширение и углубление знаний об особенностях создания литературного образа; о роли эпизода и художественной детали в создании образа, о значении финала;
- определение роли автора в произведении.
- развитие познавательного интереса;
Оборудование: портрет А. И Куприна; репродукция иконы Владимирской Божией Матери; плакат с надписью: "Даны мне руки – протягивать каждому обе…" М. Цветаева; сердечки, вырезанные из бумаги белого и черного цвета (к белым сердечкам с обратной стороны подклеен картон), аптечные весы.
Учебная литература:
- Учебник "Литература. 6 класс". Автор – составитель Г. С. Меркин.
- УМК "Вокруг тебя – Мир…"
Подготовительная работа: подобрать русские народные пословицы о добре и зле.
Эпиграф к уроку:
«Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее».
Илья Шевелев.
- Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой учащихся.
-Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено?
-Какие мысли рождает у вас образ Богородицы?
-Почему Она не воспрепятствовала беде?
- В самые трагические минуты русские люди, чувствуя эту великую Любовь, обращаются к образу Богородицы, прося ее «денно и нощно», шепча горячие слова молитвы:
Учитель выразительно читает:
Милосердия двери отверзи нам,
Благословенная Богородице,
надеющиеся на Тя да не погибнем,
но да избавимся Тобою от бед:
Ты бо еси спасение рода христианского…
- Ознакомление с темой урока.
Название темы урока закрыто.
-Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными? Современный ученый Илья Шевелев утверждает: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее». Прав ли автор слов? Кого больше: добрых или злых людей? В этом нам поможет разобраться Александр Иванович Куприн и герои его рассказов «Чудесный доктор» (УМК "Вокруг тебя – Мир…") и «Детский сад» (Учебник "Литература. 6 класс. Автор: Г. С. Меркин.
-Ребята, что несут в мир люди милосердные? Образы этих людей мы представим белыми сердечками, которые будем складывать на этой чаше весов. А - черствые? Их злым и черным сердцам отведем вторую чашу.
-Догадались, какой теме будет посвящен разговор? (Учитель открывает название темы урока, учащиеся делают записи в своих тетрадях)
III. Работа с текстом рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор" (УМК "Вокруг тебя – Мир…").
-Легко отличить Зло от Добра, когда оно проявляется явно: преступление, убийство. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать? Обратимся к рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор".
1. Характеристика героев рассказа.
-Кого из героев рассказа можно считать воплощением Зла? (Хозяина, который уволил Мерцалова с работы и оставил его семью без пропитания)
-Какое качество он проявляет?
а) На доске и в тетрадях делается запись:
"Слагаемые Зла": бездушие, черствость, равнодушие, невнимание, грубость, эгоизм, жадность и т. д. (Заполняется в ходе беседы)
-Можно ли считать бездушие слагаемым Зла? Положим черное сердце на чашу весов.
-Кто ещё из героев, выступает носителем Зла в рассказе? -Чем объясняли свой отказ те, к кому обращался Мерцалов?
б) Выборочный пересказ фрагментов текста.
-К какому поступку приводят бедность главного героя рассказа, его семейные проблемы, равнодушие окружающих?
-Можем ли мы осуждать этого человека?
-Кто же заслуживает осуждения?
-Как вы думаете, надо ли ждать, пока тебя попросят о помощи?
-Какой урок преподносит нам Куприн?
2. Микровывод.
Надо всегда быть чуткими и внимательными друг к другу, уметь вовремя сказать теплое слово, ведь доброе слово сказать – посошок в руку дать. Необходимо вовремя поддержать, протянуть руку помощи. Надо спешить делать добро, не разбирая кому. Ведь может оказаться, что помощь требуется уже тебе самому.
IV. Сопоставление сюжетных линий рассказов А. И Куприна "Детский сад" и "Чудесный доктор".
-На прошлом уроке, узнав историю И. С. Бурмина, главного героя рассказа "Детский сад", вы обнаружили сходство его судьбы с судьбой Григория Мерцалова. Что позволило сделать такой вывод?
Краткий пересказ сюжета рассказа.
-Какие еще слагаемые Зла вы увидели?
V. Продолжение работы с текстом рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор". (УМК "Вокруг тебя – Мир…").
-Посмотрите, сколько злых сердец! Неужели существует сила, способная их перевесить? Есть ли у Куприна герои, олицетворяющие Добро?
1. Характеристика образа профессора Пирогова.
-В какой момент появляется Чудесный доктор в рассказе? -Почему незнакомец присел на скамью рядом с Мерцаловым? -Можно ли считать чуткость одной из добродетелей?
а) Заполнение таблицы "Слагаемые Добра":
чуткость, терпение, умение понимать, любовь к ближнему и т. д.
-Что удержало профессора после озлобленных криков Мерцалова?
-Найдите строки, показывающие, как доктору удалось успокоить Мерцалова и расположить к разговору?
б) Выразительное чтение эпизода.
-Что повлияло на смену поведения героя?
в) составление таблицы (таблица заготовлена до урока)
Отметим эти качества в таблице, которая поможет нам сопоставить двух людей одной профессии, но по-разному выполняющих свое дело.
Врач из рассказа "Чудесный доктор" | Врач из рассказа "Детский сад" |
г) анализ эпизода.
-Обратимся к эпизоду «Чудесный доктор у Мерцаловых». Прочитайте его выразительно.
-Что заставило Елизавету Ивановну подняться и выполнить все, что говорил доктор?
-Вспомните, дает ли писатель речевую характеристику другому доктору? Какая она?
-Для чего Куприн обращает внимание на эту деталь?
-Прочитайте фрагмент рассказа «Чудесный доктор», показывающий, какие сиюминутные перемены внес доктор Пирогов в дом Мерцаловых.
д) выборочное чтение.
-Как назвать качество, проявленное профессором?
-Вернемся в подвал к Бурмину. Какое участие в судьбе Сашеньки принял врач?
е) краткий пересказ.
-Как автор оценивает пр. Пирогова? А доктора из рассказа «Детский сад»?
«святой»
«ангел» _________________________ «енотовый доктор»
«чудесный»
-Почему употреблено выражение "енотовый доктор"? Для чего автором введена такая деталь?
-Какое противопоставление этому поступку мы видели в другом рассказе?
-О чем это говорит?
-Итак, я должна положить на чаши весов по сердцу. Что произошло? Почему уравновесились чаши?
-Какой добрый след оставил пр. Пирогов?
2. Микровывод: Совершая маленькое доброе дело, мы приносим в мир много света, необходимого для существования человечества. Добро, которое мы сделаем, не умрет, даже если мы забудем про него. Ведь то, что делается от сердца, делается в итоге всегда для себя. Не зря народная пословица гласит: "Доброе дело два века живет". Профессор Пирогов стал для семьи Мерцаловых не просто добрым врачом, вылечившим больную девочку. Он стал добрым светочем, лучом, озарившим жизнь бедных детей и оставившим в их сердцах самое главное – веру в великую силу любви и добра.
VI. Характеристика главного героя рассказа "Детский сад".
-И. С. Бурмину не повезло, как герою рассказа «Чудесный доктор». Не встретил он того великодушия со стороны людей, которое могло спасти его Сашеньку.
Значит, в рассказе нет персонажа, достойного называться добрым?
Прочитайте эпизод «Осуществление мечты Бурмина»
-Какие чувства он вызывает у вас?
-Подумайте, что хотел сказать Куприн?
-Значит, есть "светлый" образ в рассказе "Детский сад"?
На второй чаше весов оказывается всего два "белых" сердца, но они перевешивают множество "черных" сердец.
-Почему несколько добрых сердец перевесили множество черствых, злых сердец?
VII. Подведение итогов урока и домашнее задание.
1. Обсуждение эпиграфа к уроку.
-Завершая наш урок, хочу вновь обратиться к словам И. Шевелева, взятыми мною эпиграфом к уроку. Отражают ли они идею нашей беседы? А какие эпиграфы вы хотели бы предложить?
(Учащиеся предлагают примерные эпиграфы к уроку: "Добро не умрет, зло пропадет", "Доброе дело два века живет", "Доброе дело крепко", "Доброе дело без награды не останется".)
-Прекрасные пословицы! Сколько мудрости и выразительности! Я хочу предложить эпиграфом слова М. Цветаевой: «…Даны мне руки - протягивать каждому обе…»
-Как вы их понимаете?
2. Домашнее задание.
Я прошу вас дома ещё раз поразмыслить над вопросом "Что значит быть добрым человеком?" и отразить ответ в сочинении – миниатюре. Я заканчиваю урок с надеждой и верой в то, что вы будете добрее, пересилите любое Зло своей Любовью, а своим милосердием поможете ближнему. Света и Добра вам.
VIII. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...
А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа
А.И. Куприн...
Конспект урока по литературе в 6 классе "Твори добро" по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
Конспекты уроков литературы и русского языка для уроков в 6 и 8 классах...
Урок литературы "Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна "Детский сад".
Урок внеклассного чтения в 5 классе....
Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"(по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор!")
Конкурсное испытание "Урок" в рамках заочного регионального этапа конкурса "Учитель -профи". Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"( по рассказу А.И...
Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...