Приём антитезы в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина
статья по литературе (9 класс)
Материал призван помочь при изучении романа А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antiteza_v_romane_.docx | 14.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приём антитезы в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Дуальность художественного мира А.С. Пушкина не раз обсуждалась пушкинистами, а принцип противоречий был провозглашён основным художественным принципом романа «Евгений Онегин». Проведённый нами анализ бинарно-оппозиционного наполнения пушкинского произведения позволяет сделать следующий выводы.
Противопоставление в романе «Евгений Онегин» проявляется уже в его родовой (лиро-эпическое произведение) и жанровой принадлежности (роман в стихах), которые раскрываются в оппозиционных парах личность – эпоха, вымысел – реальность.
Анализируя главный эпиграф романа можно сделать вывод, что в нем действуют оппозиции личность – общество и уже заявленная оппозиция вымысел – реальность.
Посвящение «Не мысля гордый свет забавить…», вынесенное в начало романа, есть концентрат его основных оппозиционных тем, которые мы исследовали в данной работе: полусмешной – полупечальный, простонародный – идеальный, <плод> бессонниц – <плод> лёгких вдохновений, незрелые лета – увядшие лета, ум – сердце.
XII строфа второй главы романа называет также несколько важных для романа универсальных антитез: волна – камень, стихи – прозв, лёд – пламень.
Можно констатировать, что существует несколько порядков оппозиционных пар, так как часто оппозиции более высокого порядка являются основой для оппозиций других порядков (так, например, из оппозиции ум – сердце может быть выведена оппозиция рациональное мировоззрение – эмпирическое мировоззрение, а из оппозиция стихи – проза является основой для оппозиционной пары ложь – истина).
Антитеза может проявляться на различных уровнях произведения (на сюжетном, повествовательном, интертекстуальном уровнях, на уровнях главных и эпизодических персонажей).
Таким образом, исследование антитез в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина показывает, что противоречий очень много и они отличаются семантической наполненность, продуктивностью и действием на различных уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система деятельностных приёмов для изучения повести А.С. Пушкина "Дубровский"
Предлагаются творческие, поисковые, деятельностные задания для прочтения и изучения повести....
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».
Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...
«Понятие об антитезе как художественном приёме в искусстве
laquo;Понятие об антитезе как художественном приёме в искусстве...
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения...
Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"
Учебный предмет: литератураКласс:8Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.Тип ур...
АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА: ГРИНЕВ И ОБИТАТЕЛИ БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ
Конспект урока литературы в 8 классе...