Детство,опаленное войной
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Патриотическое воспитание учащихся, ознакомление их с литературным наследием военного и послевоенного периода, формирование исторической памяти о подвиге их сверстников в годы войны и тяжелом детстве тех, кто прошел через войну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 79.5 КБ |
презентация к уроку | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
На детстве войны отметина
Цели урока: Патриотическое воспитание учащихся, ознакомление их с литературным наследием военного и послевоенного периода, формирование исторической памяти о подвиге их сверстников в годы войны и тяжелом детстве тех, кто прошел через войну.
- Задачи урока:
Образовательные: - обогащение знаний о поведении людей на войне;
- формирование умения характеризовать героев по их поступкам,
эмоциональному состоянию;
Развивающие: - развивать образование мышления, речь;
- навык выразительного чтения;
- интерес к чтению;
Воспитательные: - воспитывать патриотические качества личности;
- воспитание культуры межличностных отношений.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (слайд 1) Уч.: здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор. |
Внимательно слушают учителя
| Самоопределение(л), целеполагание(п) |
|
|
|
II. Актуализация знаний (слайд 3) Ребята, детство – прекрасная пора. Не так ли? Подумайте и скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ДЕТИ». Составление ассоциограммы. А есть ли у детей заботы и проблемы?
Цель этапа: | (Дети называют слова, мы записываем их на доске: радость, улыбки, родители, школа, внимание и др.) (Да, не хочется учиться, мама ругает и проч.)
| Анализ, синтез,аналогия(п), Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(к),выполнение пробного учебного действия(р) |
|
|
|
III. Проблемное объяснение нового знания (слайд 4) 3. Молодцы! А сегодня мы говорим о детях, которые жили во время Великой Отечественной войны. Беседа по вопросам: - Что вы знаете о ВОВ? - Знаете ли вы, кто из ваших бабушек и дедушек участвовал в войне или строил укрепительные сооружения, пережил оккупацию или блокаду? - Как в вашей семье хранятся эти воспоминания? - Какие книги о войне вы читали? (слайд 5,6) Война длилась долгих 4 года. Будни войны, ее отдельные эпизоды сохранились в произведениях писателей-фронтовиков. Беседа о А. Т. Твардовском ( слайд 7) УЧИТЕЛЬ: - Кем же является Александр Трифонович Твардовский? О жизни и творчестве этого человека нам расскажет……… Мы с вами прочтем стихотворение о войне. (слайд 8) Словарная работа: (слайд 9,10) Уч.: В стихотворении вам встретятся слова, подберите к ним синонимы: Нынче, бедовый, главарь, спросонок Чтение учителем стих. А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». Беседа по вопросам: - Каким вы видите этого мальчишку? Как описывает его автор? - Он появляется в разгар боя. Давайте прочтем, как он хочет помочь? Какие чувства его переполняют? - Что говорит о нем лирический герой? - Мальчик совершил подвиг. Осознает ли он сам до конца то, что совершил? - Попробуем охарактеризировать этого мальчика.. Уч.: -из чего складывается характеристика героя? Д: внешний вид, поступки Уч.: давайте попробуем охарактеризовать героя. Мы разделимся на группы: 1 и 2 группы – «составители», 3 и 4 – «редакторы» 1 группа – составьте характеристику мальчика самостоятельно. 2 группа – составьте характеристику мальчика, пользуясь следующим планом: А) – каким вы увидели мальчика по внешности? Б) – какими словами вы бы охарактеризовали его поступки? В) – ваше отношение к герою. 3 группа – выберет слова, которые подходят к характеру героя, и обоснует свое мнение. Волевой, смышлёный, трусливый, смелый, слабый, мужественный. 4 группа – читают уже составленную характеристику героя и выражают свое мнение 6. Чтение стих. К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
7. Беседа по вопросам: – Каким вы представляете себе этого мальчика? - Что узнали мы о судьбе мальчика? - Как говорит о нем лирический герой? - Как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку, домой прийти не сможет до конца»? - Запишем несколько слов, которые мы можем сказать об этом мальчике
Цель этапа | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, обсуждают вопросы в группе, составляют ассоциограммы
(желание помочь, любопытство, ему интересно покататься на танке и пр.) ( Лирический герой испытывает чувство вины. Он жалеет, что не спросил имя мальчика. А тот спас жизнь и танкисту, и его товарищам). (Смелый, отчаянный, бедовый, шустрый, сильный и пр Делается запись на доске.
(читают подготовленные ученики)
(несчастный, погибла мать, седой, слезы, горе, нет дома и пр.)
.
| Анализ ,синтез, сравнение(П), Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(к),определение основной и второстепенной информации(п),аргументация своего мнения с достаточной полнотой и точностью(к),извлечение из текста необходимой информации(п) |
|
|
|
III. Первичное закрепление (слайд 11) В начале урока мы с вами составили ассоциограмму со словом «дети». Сейчас мы составим ассоциограмму(кластер) со словосочетанием «дети войны». Подумайте, какие проблемы и заботы были у этих детей? С чем это связано нам понятно.
Цельэтапа: | Составляют ассоциограмму(кластер) (слезы, горе, боль, смерть, одиночество, нет дома, нет родителей, голод и проч.).
| Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания(л),понимание текстов, извлечение необходимой информации(п),построение логической цепи рассуждений(п)анализ, синтез, обобщение(п) |
|
|
|
V.Итог урока В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы в ВОВ. Я предлагаю посвятить героям ВОВ стихотворение. 1 группа – сочиняет четверостишие по рифме: ……………… героям, ………………солдатам, ………………подарили, ………………в сорок пятом! 2-3 группы – восстанавливают деформированный текст. Добыли ПОБЕДУ. Вы кровью и потом Сейчас – уже деды. Вы молоды были 4 группа – читает готовое четверостишие. Мы эту победу – Вовек не забудем! Пусть мирное солнце Сияет всем людям! Цель этапа: | Рефлексия.
| Рефлексия способов и условий действия(п),формулирование своего мнения, учет разных мнений(к),следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(л) |
Подведение итогов: -закончите фразу: А) У меня в душе осталось… Б) На уроке я понял(а) В) На уроке мне удалось… Г)если бы…, то… Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения. Выучить наизусть любое стихотворение о войне (по желанию) |
|
|
Характеристика героя для учащихся 4 группы.
Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её.
Характеристика героя для учащихся 4 группы.
Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её
Характеристика героя для учащихся 4 группы.
Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её
Характеристика героя для учащихся 4 группы.
Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её
Рифма для творческой работы.
………………. героям,
……………….. солдатам,
……………….. подарили,
……………….. в сорок пятом!
Рифма для творческой работы.
………………. героям,
……………….. солдатам,
……………….. подарили,
……………….. в сорок пятом!
Рифма для творческой работы.
………………. героям,
……………….. солдатам,
……………….. подарили,
……………….. в сорок пятом!
Рифма для творческой работы.
………………. героям,
……………….. солдатам,
……………….. подарили,
……………….. в сорок пятом!
Деформированный текст.
Добыли ПОБЕДУ.
Вы кровью и потом
Сейчас – уже деды.
Вы молоды были,
Деформированный текст.
Добыли ПОБЕДУ.
Вы кровью и потом
Сейчас – уже деды.
Вы молоды были,
Деформированный текст.
Добыли ПОБЕДУ.
Вы кровью и потом
Сейчас – уже деды.
Вы молоды были,
Деформированный текст.
Добыли ПОБЕДУ.
Вы кровью и потом
Сейчас – уже деды.
Вы молоды были,
Четверостишие для 4 группы.
Мы эту победу –
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Четверостишие для 4 группы.
Мы эту победу –
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Четверостишие для 4 группы.
Мы эту победу –
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Четверостишие для 4 группы.
Мы эту победу –
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Твардовский Александр Трифонович родился на хуторе Загорье в 1910 г. в семье кузнеца, всю жизнь мечтавшего о крестьянской независимости и достатке, человека целеустремленного и начитанного. Мать происходила из дворян однодворцев. Твардовский с самого раннего детства познакомился с русской классикой, когда в семье «целые зимние вечера часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги». Заветной книгой Твардовского становится томик Н. А. Некрасова. В 1922 г. заканчивает начальную школу. С 1924 г. начинает посылать заметки в местные газеты. В 1930 г. поступает в Смоленский институт. В 30-е гг. родителей раскулачивают и отправляют в ссылку. Поэт продолжает упорно работать (пишет стихи, статьи, поэмы). В 1936 г. он переезжает в Москву. Во время войны 1941–1945 гг. был военным корреспондентом, написал стихотворения о войне, поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о литературе были и остаются примером писательского мастерства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Детство, опаленное войной"
дать знания о ВОВ, познакомить учащихся сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе в годы ВОВ....
Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"
Данный урок-путешествие в историю, посвященный Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок в...
"Детство, опаленное войной"
Разработка сценария выступления учащихся к 9 маю....
Детство, опаленное войной
Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....
Детство, опаленное войной
В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...
Устный журнал "Детство, опаленное войной"
Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...