"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
статья на тему
Воспитание личностной культуры, патриотизма -это неустанная работа по формированию у школьников чувства гордости за свою Родину, и роль русского языка и литературы здесь невозможно переоценить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ ПО фГОС : 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. 2. Формирование осознанного уважения к культуре, языку, традициям. 3. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера и др.
Подбор дидактического материала Пословицы Поговорки Тексты изложений Тематика сочинений Работа со словарями Тексты упражнений
Тексты произведений как воспитательный материал Устное народное творчество Эпизоды военной истории Работа с историческими документами Произведения о войне ( военных событиях) Выполнение творческих заданий: подобрать музыку, нарисовать иллюстрацию, озвучить диалог исторических деятелей, характеристика исторического лица и пр.
ФРАГМЕНТ УРОКА Тема : «Что такое любовь к Родине?» на материале стихотворений : Е.А. Евтушенко « Идут белые снеги …» А.А. Блок « Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться ?..» Ф.И. Тютчев « Умом Россию не понять…» С. Есенина « Гой ты, Русь..»
Одна из целей урока: Воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. На уроке использовались: 1. Портреты поэтов. 2. Высказывания различных авторов о Родине . 3. Репродукции картин русских художников.
В ходе урока обсуждались следующие вопросы : - Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? - Есть ли в нашей стране, в нашем городе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»? - Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Проблемная ситуация урока заключалась в следующем: - Есть две точки зрения: первая : любовь к родине – это чувство, возвышающее человека ; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно . Какую точку зрения будете отстаивать вы?
Далее работа проводилась следующим образом: 1 . Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине. Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем .( Цицерон ) Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя .( Сенека) Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. ( Державин )
Творческие задания Диалог с героем Словесное рисование Кластер Иллюстрация к тексту Характеристика героя или события Представление героя аудитории Элементы театрализации
Теодор Рузвельт: Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования много внимания уделяют воспитанию: его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы. А что говорится в Стандартах об оценке качества воспитания? Как известно, все результаты освоения школьниками основной образовательной программы разделены в Стандартах на личностные, метапредметные, предметные. Среди них именно личностные результаты являются результатами воспитания. Правда, в самом тексте Стандартов эти личностные результаты подробно не описаны, но указывается, что они должны отражать:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
- Формирование осознанного уважения к культуре, языку, традициям.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Воспитание личностной культуры, патриотизма – это неустанная работа по формированию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема воспитания личностной культуры, социальной и семейной.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Что помогло героям одержать победу над врагом?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами “Будьте добры”, “Будьте любезны” (5 кл.);
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует личностному, патриотическому воспитанию школьников: сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности, начиная с былин и Древней Руси и заканчивая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности, а учащимся дают возможность выразить свои мысли о Родине, о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы жизни. Ученики постепенно взрослеют и осознают себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота.
Рассмотрим фрагмент урока литературы.
Тема: «Что такое любовь к Родине?» на материале стихотворений:
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», С.Есенина «Гой ты, Русь..»
Одна из целей урока:
*Воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. На уроке использовались:
1. Портреты поэтов.
2. Высказывания различных авторов о Родине.
3. Репродукции картин русских художников.
В ходе урока обсуждались следующие вопросы:
- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?
- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:
- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
Далее работа проводилась следующим образом:
1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.
Нет места милее родного дома.
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека.
Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. Державин
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет, житиях святых. В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”.
В среднем звене огромный материал для воспитания личностной культуры учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова о роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др . Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”. Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”, “Кутузов под Бородиным” С.В. Герасимова.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина (“Пугачев”). Данная работа позволяет ребятам через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова (“На Волге”), И.А. Бунина (“Косцы”), В.П. Астафьева (“Васюткино озеро”), М.М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока , С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др..
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
В заключение хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта, которые не утратили своей актуальности и значимости в наши дни: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,- значит вырастить угрозу для общества». Воспитательная деятельность нуждается в серьезном отношении к ней и заслуживает достойное место в образовательном процессе! Желаю всем успехов на благородном поприще педагогического творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...