Открытый урок по повести А.А. Лиханова "Последние холода"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Зевайкина Нина Михайловна

В повести  А. Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов. А. Сам писатель - это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_povesti_a_lihanova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Зевайкина Н.М., учитель русского языка и литературы

Уроки нравственности в повести А.Лиханова «Последние холода».

Цели урока:

  • пробудить интерес к творчеству А.Лиханова;
  • показать значение повести А. Лиханова «Последние холода»;
  • вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик
  • заставить учащихся задуматься над нравственными ценностями человека;
  •  совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока:

  1. Тексты повести А.Лиханова “Последние холода”.
  2. Словарь В.Даля.
  3. Портрет писателя.
  4. Оборудованная доска.

Запись на доске:

“Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети”.
А.Лиханов.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, макет дерева и листочков с терминами, магниты, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя (приложение 1) Эпиграф к уроку:

“Берегите друг друга.
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга.
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте”
                     
О. Высоцкая

1. Организационный момент. (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. (слайд 2)

2. Постановка целей урока.

Слово учителя. 

– Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и мордовской литературе после Великой Отечественной войны. Тяжело было на войне солдатам, о чем писали  (слайд 3) русские писатели и поэты К. Симонов, Ю.Бондарев, А. Твардлвский,мордовские писатели и поэты: И.П. Кишняков, А.К. Мартынов, П.У. Гайни,  и другие. (слайд 4)

В повести  А. Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов. А. Сам писатель - это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.

- Если в тебе есть талант - твори!

- Влекут тайны океана, учись!

- Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!

- Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!

И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. (слайд 6)

Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.

Эпиграфом к уроку я взяла следующие стихи поэтессы Ольги Николаевны Высотской: (слайд 6)

“Берегите друг друга.
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга.
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте”
                     
О. Высоцкая

:Как известно – в эпиграфе главная мысль.

– Так о чем же у нас пойдет речь на уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях, как доброта и зло, жестокость, и милосердие, жадность и бескорыстие, эгоизм и великодушие и о многом другом.

Наш урок – это  урок - раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек.

– Где найти ответы на эти вопросы?

Ответить на эти вопросы нам помогают взрослые, товарищи и, конечно книги

Сегодня на уроке мы с вами заглянем в мир детства писателя А. Лиханова , еще раз перечитаем интересные эпизоды повести и посадим

Дерево нравственности 

- А что такое нравственность? (слайд 7)

- Ребята, что по вашему мнению будет являться корнем нашего дерева

(творчество А. Лиханова)

- Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока.

Слайд 8

  • Знаю
  • Узнал

 Заполним первую колонку в тетради

- Итак, что вы знаете о писателе Лиханове?

(  Сообщение учащихся). 

Альберт Анатольевич Лиханов родился в г. Кирове в 1935 году 13 октября. Отец был слесарем. С первых дней войны ушел на фронт. Мать – медицинская лаборантка. Она рассказывала сыну о нечеловеческих страданиях и огромных несчастиях, стараясь заронить в душу сына чувства сострадания, доброты и великодушия. Большую роль в судьбе внука сыграла бабушка Мария Васильевна. “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”– говорил А. Лиханов. Она сама любила книги, у нее была прекрасная память, она много чего интересного рассказала внуку. Детство писателя прошло в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в огромных очередях за хлебом, шил кисеты для солдат, участвовал в концертах для раненых.

Учитель. - Послушайте сообщение и после этого заполните 2 колонку таблицы

В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы бомбы не падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами. (слайд 6) Школы отдавали под госпитали, другие здания под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она отдавала кровь раненым бойцам.

А. Лиханов - это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд - первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт "№ 707". На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.

Истинное призвание А. Лиханова - ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.

- Да, ребята,  корень нашего дерева творчество Альберта Лиханова, а что, на ваш взгляд, станет стволом дерева, его основой.

(Повесть "Последние холода")

3. Анализ повести.

- Конечно же наш разговор пойдет о повести "Последние холода".

Беседа по вопросам:

 Все вы прочитали повесть «Последние холода». Закрыта последняя страница…

– С каким чувством вы это сделали? И о чем, по-вашему, эта повесть?

Кому посвятил автор эту повесть?” (слайд 9)

Запись на доске:

“Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети”.
А.Лиханов. 

Учитель: в сложный внутренний мир подростков, ваших сверстников, вводит писатель нас с первых страниц. Разговор идет не просто о военном детстве, а о том, как нелегко быть самоотверженным и достойным звания человека, как сохранить в себе задатки добра и чистоты, если вокруг жестокость , зло, насилие.

Что такое зло вообще? Каковы его истоки? Что такое стыд? Совесть, человечность, бескорыстие и милосердие– вот вопросы, на которые мы должны найти ответ.

– От чьего имени ведется рассказ?

(От имени Коли – уже взрослого человека, который вспоминает свое военное детство с мельчайшими подробностями. Их невозможно забыть автору. Нельзя забывать и нам о том страшном времени.)

Он говорит нам: (зачитать) ” Не забудьте! Мы это помним! Не забыли бы вы, новые люди!”

– Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой?

(Он привык к доброжелательности, заботе о них. “ Мама с бабушкой надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать”. “Я знал, что дорогие мне мама и бабушка изо всех сил защищают меня от окружающей жизни, очень даже не легкой, хотят, чтобы я, поменьше зная о ней, подольше был обыкновенным ребенком.” “ Мама и бабушка страдали оттого, что им не всегда это удается”.)

– Когда же Коля начинает видеть вокруг себя другую жизнь, ощущать по-настоящему беду? (Когда получает дополнительное питание в столовой.)

– Какой себе представлял Коля столовую? Какая она на самом деле?

(Длинные очереди, шум, гам. “ Нет, что ни говори, а еду эту можно было только так и назвать– доп. Питание. Уж никак не основное! От кислых щей сводило скулы”.)
Учитель: автор видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой “ шакалы”, хулиганов, которые отбирают еду у тех, кто послабее, устраивают драки. Желтые лица ребят, горящие безумным светом глаза, девочка, тонкая и бледная, как бумага. Это невозможно забыть!(Просмотр фрагмента фильма)

– Что сделало детей такими?

(Голод войны заставил детей воровать, попрошайничать. Мог человека превратить в зверя. И какой же силой надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.)

– При каких обстоятельствах Коля знакомится с Вадиком и Машей? Что думает о них? Где живут они?

(Отец убит в первые дни войны, мама в больнице, тиф, потеряны карточки, деньги. Комната ужасна.)

– Чем жили эти дети? Что помогло им выстоять?

(Забота о маме, нежная, трогательная, письма. Забота друг о друге, ответственность за Марью. Вадик кормит ее, защищает , даже в баню водил. Война сделала детей взрослыми.” Вадька мне каждую крошку тащит, как воробей”. (А помните: воробьи в столовой – молчаливые!) Помощь людей – чай Вадику после драки.)

– Какую роль в жизни детей сыграл Коля?

(Кусок хлеба стащил дома, домой привел, куртку решил отдать, идет на “ промысел” с Вадиком, идет в тифозный барак, сумел преодолеть в себе страх.) (Зачитать о тифозных бараках.)

О краеведческом  музее (слайд 10, 11) 

Об истинной цене хлеба, пишет в своём стихотворении “Растите хлеб”, поэт Дагестана Абдул Мирзаев.

– Что же заставило Колю пойти в барак?

(Он начинает понимать, что доброта должна быть действенной. Одного сочувствия мало, надо делать добро. И Коля становится сильнее, мужественнее, делает решительный шаг).

– А какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

(Он задумался над такими понятиями, как доброта, стыд, совесть, бескорыстие, великодушие, взрослость. – Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности помочь.

– Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 12)

 К кому они применимы?

- Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

- Ребята, давайте найдём в тексте рассуждения Коли о взрослости. (слайд 13)

 “Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное…”.

Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

– В чем же проявляется взрослость Коли? (В самопожертвовании, в бескорыстии, милосердии, великодушии). – Почему Коля называет Вадима благородным человеком? (Ему стыдно перед Вадимом за свое благополучие. Он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о себе. Эти несчастные, голодные дети пробудили в нем добрые чувства, и в нем проявляется бескорыстие, готовность помочь, идти вместе с детьми на любые жертвы.)

Учитель: Такая готовность не появляется вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и болезнь, и страх. Прикоснувшись к их судьбам, Коля почувствовал, что в этих душах, несмотря на все невзгоды, столько доброты, мужества, достоинства. Коля научился разделять радости и печали, сопереживать, сочувствовать. Он, привыкший к тому, что о нем заботятся, сам теперь понимает, как это прекрасно– уметь бояться за кого-то, думать о ком-то, беспокоиться, помогать,

– Но почему же тогда Вадим, Маша и Коля не стали друзьями? (Горе сделало Вадим с Машей слишком взрослыми, маленькими старичками. Полный чувства собственного достоинства и гордости, Вадим не выносил жалости, не хотел быть кому-то обязанным. Слишком разная жизнь ожидала детей, разные судьбы.) –Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

 – А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести: “Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.

Заключение. Итоговые вопросы.

– Почему повесть так названа?

(Весна. Заканчивается война. Холод весны уходит. Первый день мира, но рядом смерть. Безутешное детское горе – последствие войны.)

Возмужал на наших глазах Коля. Чужое горе, беда перевернули его жизнь. Доброта, милосердие – качества общечеловеческие. Насколько бы стал лучше мир, обладай каждый этими качествами. Без добра и милосердия невозможно жить и невозможна сама жизнь.

Повторное чтение эпиграфа.

(слайд 14)

Итак, какие уроки нравственности мы возьмём из повести?(Быть решительным, честным, добрым, справедливым…)

- Какой лепесток будет первым на нашем дереве?

(решительность, смелость)

4. Итоги урока

Заключительное слово учителя. Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе– последствия войны.

Включаю аудиокнигу  В этих словах призыв– никогда не забывать войну и сохранять мир , самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время. Мы должны делать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым. И, наконец, последний, проблемный вопрос урока: А почему, собственно, нельзя забывать об этом трудном, тяжелом времени? Поразмышляйте, не торопитесь с ответом.

– Общими усилиями, ребята, мы пришли к правильным выводам. Вся прошлая жизнь людей нашей Родины– это наша история, и мы ее должны знать, причем не только победные страницы, но и горькие дни поражений, страдания, голод. Эти знания формируют наш характер, учат помогать друг другу в беде.

Спасибо вам за умные и добрые мысли, которые разбудила в вас повесть А. Лиханова” Последние холода”.

И, пожалуй, еще один вопрос хочется адресовать вам. Какие еще материалы урока доказывают, что война не выдумка писателя, а трудная, правда?

(Наши рисунки. сообщения)

Слушая вас, я подумала, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы. Тогда не оборвется ниточка связи между прошлым и настоящим. Вы сегодня, надеюсь, стали чуточку взрослее. Помните, как у Лиханова:” Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное…Во множестве сложных вещей он узнает самое главное, понимая их если не умом, то сердцем”.

И на сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти главные мысли о жизни. Так и происходит ваше взросление. (слайд 15,16)

5. Д.з. Написать небольшое сочинение-рекомендацию с таким началом: "Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник:) прочитать повесть А Лиханова "Последние холода", потому что:"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче

Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт,  йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...

Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"

Анализ стихотворений и прозы  Паустовского.Знакомство с Паустовским — художественные слова.Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, ...

Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)

Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению.  Повесть Железникова "Чучело" была прочит...

Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...

Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"

13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...

Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"

Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)...

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании  многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором  "маленьк...