Конспект урока литературы с применением информационно-коммуникативных технологий (5 класс)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы с применением информационно-коммуникативных технологий в 5 классе на тему " Сравнительная характеристика Жилина и Костылина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass._l.n._tolstoy.docx | 18.37 КБ |
literatura.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок с применением
информационно-коммуникативных технологий
Литература 5 класс
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Учитель: Полосина Галина Владимировна
2017год
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Цель:
1. Обучать учащихся созданию художественного образа.
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
3. Воспитывать грамотного читателя.
Ход урока:
I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Слайд №1
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
1. Повторение знаний теории литературы
- Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.
а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?
Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;
б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;
в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?
В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;
г) Эпизод и сюжет - одно и то же?
Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.
д) Какие группы персонажей есть в рассказе?
Главные, второстепенные и эпизодические.
Назовите главных героев.
Жилин, Костылин и Дина.
- А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.
Слайд №2
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.
Слайд №3
Повествование:
Личное – от лица героя-рассказчика;
Безличное – от лица повествователя.
Слайд №4
Персонажи:
- главные;
- второстепенные;
- эпизодические.
- Вы согласны со своими ответами? (да)
Оценки за ответ…
2. Работа над эпиграфом
- Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война - самая продолжительная война.
Слайд №6
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
- Прочитайте эпиграф.
- Почему война не сказка?
- Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
- В рассказе изображены два офицера.
- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
3. Тема урока
Слайд №7
а). Приемы составления характеристики героев
- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?
Слайд №8
Приемы составления характеристики литературных героев:
- внешние черты (портрет);
- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
- характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
- Сравним Жилина и Костылина.
- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Слайд №9
Что общего?
- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
I. Портрет
- Найдите в тексте описание героев;
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
II. «Говорящая» фамилия
- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
- Какой наш герой? (слабый).
III. Поведение героев во время нападения татар
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
- Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
- Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
V. Побег
- Расскажите об этом.
- Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
(с использованием таблицы, составленной в ходе работы).
Жилин | Костылин |
Общее | |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. | |
Различие | |
I. Портрет | |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
II. «Говорящая» фамилия | |
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый, выносливый, крепкий человек. | Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами. Слабый человек. |
III. Поведение героев во время нападения татар | |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
IV. В плену | |
1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. | 1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе. |
2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. | 1. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп. |
3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. | 3. Занятия Бездействует, стонет. |
4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит». | 4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный». |
V. Побег | |
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. | Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. |
г). Значимость темы
- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
- сделать правильный выбор друзей;
- понимать внутренний мир человека.
4. Домашнее задание: Слайд №10
Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»
- Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы вы их спросили?
Слайд №11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец
Повествование Личное от лица героя-рассказчика Безличное от лица повествователя
ПЕРСОНАЖИ
«Война не сказка об Иване И мы её не золотим…» Борис Пастернак
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Тема:
Приёмы характеристики литературных героев Внешние черты (портрет) Поступки героя Отношение к другим людям Чувства Речь Характеристика героя другими действующими лицами
Жилин Костылин Общее Различие I . Портрет II . «Говорящая» фамилия III . Поведение героев во время нападения татар IV . В плену V . Побег
Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным » Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы вы их спросили?
Полосина Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков: Литература, окружающий мир, математика, изо, технология письмо, физкультура
Здесь предложенны мои технологические карты по всем предметам во время прохождения практики...
Использование метода проектов с применением информационно-коммуникативных технологий при изучении русского языка и литературы
Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей...
План-конспект урока физики с применением презентации в 7-м классе по теме "Сообщающиеся сосуды"
Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.Задачи урока:· образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда...
Конспект урока №2 "Учебная мастерская. Рабочее место." Технология 5 класс
Конспект урока №2 " Учебная мастерская. Рабочее место" Технология 5 класс...
Конспект урока истории с использованием информационно-коммуникативных технологий
Урок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым, завершающим по теме «Эпоха Петра I». Целью данного урока является систематизация знаний учащихся по петровской эпохе...
Конспект урока: «Дрель ручная: применение, устройство, правила работы" (5 класс)
Конспект урока для учащихся 5 класса коррекционной школы...
Возможности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы один из способов повышения мотивации обучения, способствующих развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....