Конспект урока истории с использованием информационно-коммуникативных технологий
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ikt_doc.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий
Учитель: Красносумова М.Н.
Предмет: история, урок обобщения и систематизации знаний
Тема: «Пётр Великий. Значение его реформ».
Продолжительность: 45 минут
Класс: 7
Технологии: использованы электронные тесты, составленные учителем в Microsoft Office Excel, презентация, составленная учителем в Microsoft Office Power Point .
Аннотация:
Урок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым, завершающим по
теме «Эпоха Петра I».
Целью данного урока является систематизация знаний учащихся по петровской эпохе и оценка преобразовательской деятельности Петра I .
На уроке используются групповая, индивидуальная, фронтальная формы работ.
При проверке домашнего задания часть учащихся выполняют тест, составленный учителем на знание основных фактов, событий петровской эпохи на персональных компьютерах. В зависимости от количества правильно выполненных заданий, компьютер выставляет оценку (все ответы верны – «отлично»; 1-2 ошибки – «хорошо»; 3 -5 ошибок – «удовлетворительно»).
Электронное тестирование позволяет учителю быстро и эффективно выявить и оценить уровень знаний учащихся на уроке. Ученики же с большим интересом выполняют тесты на компьютере, в отличие от традиционных проверочных работ.
Если на предыдущих уроках при изучении конкретных исторических событий использовался электронный учебник «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия», то для данного урока подготовлена презентация. При подготовке презентации использовались Интернет-ресурсы, дополнительная литература по истории. Учащиеся знакомятся с различными оценками деятельности Петра I известных историков 19 века и составляют сравнительную таблицу «Россия в допетровскую эпоху и после преобразований Петра I ». Использование электронной презентации при составлении таблицы позволяет более рационально использовать время на уроке, значительно расширяет возможности применения наглядности. На уроке учащиеся имели возможность посмотреть портреты историков Карамзина Н.М., Погодина М.П., Соловьёва С. М., а также сподвижников Петра I .
Учащиеся в группах работают с историческими источниками, обсуждают различные точки зрения историков на деятельность ПетраI, дают свою оценку петровским преобразованиям.
Таким образом, учащиеся через знакомство с источниками, дискуссию и обсуждение проблемы, дали свою оценку деятельности Петра I, а применение на уроке ИКТ сделало его более интересным и эффективным.
Конспект урока : «Пётр Великий. Значение его реформ».
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели: систематизировать знания учащихся по петровской эпохе и дать оценку деятельности
Петра I.
Задачи: 1. Развивать умение у учащихся работать с источниками, анализировать
различные точки зрения на исторические события.
2. Прививать навыки групповой работы.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к историческому прошлому своей
страны.
Оборудование:
Урок проводится в компьютерном классе.
1. Настенная карта «Россия с конца XVII в по 60-е годы XVIII в»
2. Настенный плакат « Пётр Великий»
3. Мультимедиа проектор.
4. Рабочий журнал учёта учебной деятельности учащихся на уроке истории
5. Раздаточный материал:
- карточки розового, жёлтого, зелёного цветов;
- высказывания историков о Петре I.
Персоналии : А.Д. Меньшиков, Г.И. Головкин, П.П. Шафиров, А.К. Нартов, П.А. Толстой, Ф. А. Головин.
Термины: Сенат, коллегия, реформа, мануфактура.
Формы работы на уроке:
- групповая работа
- индивидуальная
- фронтальная
Методы работы на уроке:
- компьютерное тестирование (тесты составлены учителем)
- беседа
- дискуссия
- поощрение
- работа в тетрадях
- создание проблемной ситуации
Ход урока
I. Организационный момент Сообщение темы и задач урока. У ч и т е л ь: Тема нашего урока «Пётр Великий. Значение его реформ» На протяжении нескольких уроков мы говорили о Петре I и о тех преобразованиях, которые были проведены в начале XVIII века. Давайте вспомним основные события, которые произошли в его правление. Для этого мы поработаем индивидуально за компьютерами и в группах.I II. Проверка домашнего задания.
Вариант –1.
а) Полтавской битве б) при взятии Азова в) в Прутском походе 2. В Европу в 1697-1698 гг. («Великое посольство») Пётр I под именем а) урядника Петра Михайлова б) царя Петра I в) императора Петра Великого 3. Северная война продолжалась в а) 1700-1714 гг. б) 1700-1709 гг в) 1700-1721 гг. 4. Матерью Полтавской победы Пётр I назвал а) битву под Нарвой б) битву у д. Лесная в) Гангутское сражение 5. В «Северный союз» вместе с Россией вошли а) Англия и Речь Посполитая б) Дания и Англия в) Дания и Речь Посполитая 6. Пётр I был провозглашён императором а) в 1721 г. б) в 1714 г. в) в 1725 г.
а) 300 мануфактур б) 500 мануфактур в) 200 мануфактур 8. Новыми органами государственного управления при Петре I стали а) министерства б) приказы в) коллегии 9. В 1705-1706 гг.произошло восстание а) в Москве б) в Астрахани в) в Азове 10. Первая печатная газета в России называлась а) «Ведомости» б) «Известия» в) «Русская правда» Вариант –2. 1.Первая встреча русской ишведской армий произошла а) у деревни Лесная б) под Ригой в) под Нарвой 2. Санкт -Петербург был основан в а) 1703 г. б) 1700 г. в) 1725 г. 3. В полтавской битве русские впервые а) применили пушки б) построили редуты в) применили новый вид ружей 4. Русский флот разбил шведский при «очах господ англичан» а) у мыса Гангут б) в Азовском сражении в) у острова Гренгам 5. Мирный договор между Швецией и Россией был подписан а) в Москве б) в Ништадте в) в Петербурге 6. Налоговая реформа с 1924г. вводила а) подушную подать б) поземельный налог в) подворное обложение 7. Высшим законодательным, распорядительным органом стал а) Синод б) Боярская дума в) Сенат 8. «Табель о рангах» устанавливал порядок а) работы государственных учреждений б) занятия чинов в зависимости от знатности в) продвижения по службе 9. Россия вправление Петра I была разделена а) на 8 губерний б) на 8 уездов в) на 8 провинций 10. В Петербург по приказу Петра I были перенесены мощи а) Дмитрия Донского б) Александра Невского в) Владимира Святого 2.Групповая работа (Работают по 4 человека: один ученик рассказывает об изменениях, произошедших в правление Петра I, остальные дополняют.) 3. Подведение итогов. (Ученикам, выполнявшим тесты, оценку выставляет компьютер; ученику, рассказывающему в группе, оценку выставляют одноклассники, обязательно комментируя её). III. Работа над новой темой. У ч и т е л ь : Мы повторили основные события петровской эпохи, давайте дадим оценку деятельности Петра I, как его преобразования повлияли на развитие России Прежде, чем дать оценку его деятельности, давайте вспомним каким человеком был Петр I. Рассказ учащихся о Петре I (два ученика получили опережающее задание- подготовить рассказ о ПетреI). Будущий император России родился 30 мая 1672г. в Москве. Он был сыном царя Алексея Михайловича и его 2-ой жены Натальи Нарышкиной. В результате Стрелецкого Бунта в 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича на престол одновременно взошли два царя Иван и Петр, при регентстве их старшей сестры Софьи. Петр на всю жизнь запомнил, как у него глазах во время стрелецкого бунта мятежники изрубили саблями боярина Матвеева и родственника его матери Петра Нарышкина. Милославские, хозяйничавшие в Кремле, выжили царицу-вдову из Москвы, и она с сыном обосновалась в селе Преображенском. Петра лишь изредка привозили в столицу для участия в церковных церемониях и пышных приемах иностранных послов. В остальное время Петр был свободен и мог вволю бегать и драться с детьми слуг Преображенского дворца. Маленький царь «забытый» своей кремлевской родней, рос настоящим уличным мальчишкой. Представленный сам себе, Петр выбирал науки на мальчишеский вкус и , конечно, предпочел военные. Характерно, что во время воинственных потех царь выбирал роль не командира, а просто барабанщика. Став полноправным правителем России, Петр считал себя находящимся на службе Отечеству, и все свои силы отдавал этому служению. Едва ли не самой яркой чертой характера Петра было трудолюбие, желание во всех делах, больших и малых, принять личное участие. Он показал себя прекрасным полководцем и флотоводцем, дипломатом, организатором промышленности, горячим сторонником просвещения и науки. Царь владел 14 ремеслами, конструировал и строил корабли, составлял указы, тушил пожары. Часами мог стоять за токарным станком. Особое пристрастие питал государь к морю, флоту, фейерверкам. По случаю праздников, знаменательных событий азартно участвовал в пирах и маскарадах. В быту Петр был неприхотлив. Государь огромной могущественной державы не любил пышных одеяний, ходил в простом сюртуке и чулках, заштопанных женой или дочерьми. Очень любил с пылу с жару пищу. Внешний облик Петра был очень выразителен: у него были красивые черты лица, рост 2м 4см. Царь обладал необыкновенной физической силой – в его руках ломались подковы, трубками свертывались серебряные тарелки. Но богатырским здоровьем царь не отличался. Часто болел, всюду его сопровождала походная аптечка. Незадолго до смерти он во время страшного наводнения в Петербурге. Стоя по грудь в ледяной воде, спасал тонувших солдат. Отвечая на упреки окружающих что царь не бережет себя Петр бросил: «за мое Отечество и людей жизни не жалел и не жалею». Вскоре император слег, а 28 января 1725 года скончался. Физкультминутка. У ч и т е л ь: Петр I в детстве очень любил военные игры. Впоследствии его потешные полки стали первыми гвардейцами российской армии. Хорошему солдату, как и хорошему ученику, нужно острое зрение. Давайте сделаем зарядку для глаз. У ч и т е л ь: На протяжении более 300 лет историки спорят о том, как оценивать личность Петра I и проведённые им преобразования. Все зависит от того, что считать для России главным, а что второстепенным, что полезным, а что вредным. Сегодня я хочу познакомить вас с оценками деятельности Петра I историков 19 века: Н.М. Карамзина, М.П. Погодина и С.М. Соловьёва. Ваша задача - выбрать наиболее правильную с вашей точки зрения оценку Чтение цитат учащимися Карамзин Н.М .(на розовом фоне) Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг и всё переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и…присвоение обычаев европейских…Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь унижал россиян в собственном их сердце… Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Пётр. Он велик без сомнения; но ещё мог бы возвеличить больше, когда бы нашёл способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей Погодин М.Н.(на желтом фоне) «Нынешняя Россия, то есть, Россия европейская дипломатическая политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия, школьная есть произведение Петра Великого»… Смотрите, как по его движениям то вдруг на севере, из болота выскочит город, то на юге по морю пустится флот, то на западе встаёт линия крепостей, то на востоке скорым маршем выступит в поход армия!. Соловьёв С. М.(на зеленом фоне) «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершён русским народом в первую четверть 18 века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным. Человека, руководящего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации». Фронтальная работа с классом У ч и т е л ь: Как вы думаете, оценивая историческую личность, что мы должны взять за критерий оценки? Ответы учащихся: - деятельность; - результаты его деятельности; У ч и т е л ь: Давайте сравним какая была Россия до правления Петра I и какую Россию он оставил своим потомкам? Работа с таблицей на экране. Параллельно учащиеся делают записи в тетрадях. (см слайды и приложение № 1) Вывод. Заслуги Петра велики : выход на Балтику, создание регулярной армии, морского флота, промышленных предприятий и городов, нового аппарата государственной власти, постоянное внимание к вопросам просвещения, культуры и науки. На международной арене возросла роль России. Ближние и дальние государства стали рассматривать её как великую державу. Но почему же тогда такая неоднозначная оценка среди историков личности Петра I и его преобразовательской деятельности? О т в е т ы у ч а щ и х с я: - В правление Петра I
Историческая справка: чувашских крестьян привлекали на строительство судов, сооружение каналов, на строительные работы в Петербурге Работа учащихся в группах У ч и т е л ь: Вернемся к мнению историков о Петре Великом. Для окончательной оценки его деятельности, прочитайте в учебнике главу 2 § 20, обсудите высказывания историков 19 века о преобразованиях в России в петровскую эпоху и выберите одну из оценок, ту, которая на ваш взгляд наиболее объективно отражает роль Петра I в истории России. Свой выбор аргументируйте. Учащиеся работают с учебником, с цитатами. Обсуждают высказывания, подбирают материал для аргументации. После обсуждения учащиеся с помощью карточек разного цвета (розового, зеленого, желтого) показывают свой выбор. Обсуждение. Учащиеся высказывают свои аргументы в защиту своего выбора. Дополнение учителя: Гениальность Петра I проявилась в том, что он осознал необходимость перемен для России, без которых не могло быть дальнейшего развития страны. Пётр I взялся за трудное дело, нашёл себе способных и деятельных помощников. Среди «птенцов гнезда Петрова» были А. Д. Меньшиков – полководец и государственный деятель, Г. И. Головин – канцлер, глава посольской службы, П. П. Шафиров – дипломат и политик, А. К. Нартов – инженер-изобретатель и многие другие. Пётр I повёл свой народ по дороге трудной, полной лишений. Но этот путь нужно было пройти, чтобы стать великой страной. Рефлексия. Давая оценку деятельности Петра I, мы должны помнить, что главной целью его преобразований было величие России. Я хочу вернуть вас к началу урока и обратить внимание на эпиграф: « А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего». Когда Петр I сказал эти слова? Ответы учащихся: - Перед Полтавской битвой Учитель: Почти 300 лет отделяет нас от эпохи Петра Великого, но мы помним его заслуги перед Отечеством. Многие из вас смотрят проект «Имя Россия», и в списке достойнейших имён, которые выбрали граждане России есть имя Петра ВеликогоI. Это значит, что потомки по достоинству оценили его заслуги перед Отечеством. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся. Домашнее задание. - Прочитать § 20 учебника. - Подготовить сообщения о «Птенцах гнезда Петрова» (по выбору учащихся) | Слайд №1,2. Тесты в электронном варианте Слайд №3 Слайд №4 Слайды №5 Слайд №6. Слайды №7-11 Слайд №12. Слайды №13-14. Слайд №15. Слайд №16. |
Практическая реализация:
Данилова Светлана Николаевна работает в школе более 20 лет. За время работы приобрела большой педагогический опыт, в совершенстве овладела методикой преподавания своего предмета. Светлана Николаевна при обучении истории использует новые педагогические технологии: КСО, проектную деятельность. Интересно проходят интегрированные уроки по истории и математике, истории и литературе, истории и географии. В последние годы учитель активно использует ИКТ как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В кабинете истории есть компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видео-приставка, DUD- приставка. На уроках истории учитель использует учебные диски, видеофильмы по предмету. Учитель и учащиеся составляют презентации по различным темам. Учитель составляет электронные тесты по предмету. Использование ИКТ на уроках истории заметно повысил интерес учащихся к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация
Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...
Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...
Уроки истории с использованием личностно-ориентированной технологии
Уроки истории новых типов с использованием личностно-ориентированной технологии: уроки настроения, уроки актуализации знаний, уроки жизнетворчества....
Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий
в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...
Творческая работа по теме "Модернизация уроков математики через использование информационно-коммуникативных технологий"
Творческая работа может быть использована как доклад о применении различных видов технологий на уроке математики....
Конспект урока литературы с применением информационно-коммуникативных технологий (5 класс)
Урок литературы с применением информационно-коммуникативных технологий в 5 классе на тему " Сравнительная характеристика Жилина и Костылина"...
Использование новых (инновационных) технологий обучения на уроках истории и обществознания (информационно- коммуникативных)
Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации...