Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана по новому Положению о рабочих программах педагога. Она состоит из трёх разделов: 1) Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Литература"; 2) Содержание учебного предмета; 3) Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 7 класса (учебник В.Я. Коровиной и др.) | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Литература»
- в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
№ п/п | Содержание учебного предмета | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение | Теория – 1 час | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы |
2. | Устное народное творчество | Теория – 5 Проекты | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи |
3. | Древнерусская литература | Теория – 2 Проекты | Научиться понимать смысл произведения древнерусской литры, применять навыки проектной деятельности на уроке |
4. | Произведения русских писателей 18 века | Теория – 2 | Давать определения понятиям, пользоваться изучающим видом чтения, оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Интернета, осуществлять анализ, излагать содержание прочитанного текста выборочно, строить рассуждения |
5. | Произведения русских писателей 19 века | 27 часов Теория – 25 к/р – 1 соч. – 1 | Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно- художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно- художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно- выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. |
6. | Произведения русских писателей 20 века | 23 часа Теория – 23 часов Проекты | Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. |
7. | Зарубежная литература | Теория – 5 часов | Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов |
8. | Контрольная работа (защита проекта) | 2 часа | Урок контроля |
9. | Итоговый урок | 1 час | Задания для чтения на летний период |
Итог | 68 часов |
№ п/п | Название раздела, тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Введение Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией. | 1 | ||
Устное народное творчество. | 5 | |||
2 | Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник». | 1 | ||
3 | Художественный мир былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | 1 | ||
4 | Былина «Садко» | 1 | ||
5 | Карело-финский эпос | 1 | ||
6 | Древнейшая эпическая поэма «Песнь о Роланде» | 1 | ||
7 | Пословицы и поговорки. | 1 | ||
Древнерусская литература | 2 | |||
8 | «Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха. | 1 | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | ||
Произведения русских писателей XVIII века | 2 | |||
10 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. | 1 | ||
11 | Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | ||
Произведения русских писателей XIX века | 27 | |||
12 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. | 1 | ||
13 | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. | 1 | ||
14 | «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 | ||
15 | «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | 1 | ||
16 | «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | 1 | ||
17 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1 | ||
18 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 1 | ||
19 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | 1 | ||
20 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»… | 1 | ||
21 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести. | 1 | ||
22 | Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев. | 1 | ||
23 | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 1 | ||
24 | Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | ||
25 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | ||
26 | Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. | 1 | ||
27 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | 1 | ||
28 | «Размышления у парадного подъезда» | 1 | ||
29 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Цели: дать уч-ся представление о поэте; раскрыть тематику и нравственную проблематику баллад, цельность характера главного героя, образ Ивана Грозного | 1 | ||
30 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | 1 | ||
31 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | ||
32 | Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | ||
33 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | ||
34 | Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». | 1 | ||
35 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышленник». | 1 | ||
36 | Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня». | 1 | ||
«Край ты мой, родимый край…» | ||||
37 | Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». | 1 | ||
Произведения русских писателей XX века | 23 | |||
38 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | 1 | ||
39 | И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | ||
40 | М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | 1 | ||
41 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. | 1 | ||
42 | «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | ||
43 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения. | 1 | ||
44 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. | 1 | ||
45 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. | 1 | ||
46 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. | 1 | ||
47 | Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | 1 | ||
48 | А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. | 1 | ||
49 | Час мужества Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. | 1 | ||
50 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». | 1 | ||
51 | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | ||
52 | «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 | ||
53 | Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | ||
54 | Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи. | 1 | ||
Писатели улыбаются | 1 | |||
55 | М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. | 1 | ||
«Тихая моя Родина…» | 2 | |||
56-57 | Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». | 2 | ||
Песни на стихи русских поэтов XX века | 2 | |||
58-59 | И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки». | 2 | ||
Из литературы народов России | 1 | |||
60 | Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | ||
Зарубежная литература | 5 | |||
61 | Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | ||
62 | Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». | 1 | ||
63 | Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра. | 1 | ||
64 | О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. | 1 | ||
65 | Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. | 1 | ||
66 | Мечта о победе добра в рассказе Р.Д. Бредбери | 1 | ||
67 | Самостоятельная работа по итоговым вопросам и заданиям | 1 | ||
68 | Итоги года | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...