Урок мужества в 10-11 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Данный материал можно использовать при изучении раздела "ВОВ в литературе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva_v_10-11.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества в 10-11 классах «Судьбы людей в годы Великой Отечественной войны на примере литературных произведений».
Форма проведения: Урок - лекция
Цель урока: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
Задачи урока:
- воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
- воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам;
Участники: учащиеся 10-11 класса.
Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне;
Эпиграф: “И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, обратите внимание на эпиграф, который я приготовила сегодня к уроку. О чем мы будем говорить сегодня и о ком?
2. Эмоциональный настрой.
Звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»)
3. Лекция.
Ученик 1. Великая Отечественная война связана с огромным количеством воспоминаний для каждого взрослого человека.
Ученик 2. Великая Отечественная война – это величайшее испытание советского народа, его мужества, стойкости и достоинства. Это была особая война, не сравнимая ни с какими предыдущими, хотя Россия вела много оборонительных войн. Но в тех войнах речь шла о каких-либо частных вопросах, но враги России не стремились к уничтожению целой системы. Великая Отечественная война велась во имя жизни на земле. Все мысли людей сосредоточились на одном: приблизить день разгрома фашизма.
Ученик 1. 22 июня 1941 года…Война…Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат.
Ученик 2. Война касалась всех; детей и стариков, молодых и больных. В годы войны вместе со своим народом, со своей страной подвиг совершала в эти годы наша литература. Миллионы людей никогда не забудут о той исключительной роли, которую сыграла в их жизни поэзия и проза в пору великих испытаний. Не оправдал себя бытовавший когда-то афоризм «Когда говорят пушки - музы молчат». Нет, не могли молчать, и не молчали музы советской литературы, когда гремели пушки Великой Отечественной войны!
Ученик 1. Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат
Ученик 2. Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.
Ученик 1. В творчестве К. Симонова тема ВОВ занимает особое место. Она определила позицию художника в отношении к важнейшим вопросам эпохи: война и мир, гуманизм, патриотизм, долг человека перед Родиной. Стихи Симонова знали все: на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, в фронтовых и армейских, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека, который бы не знал стихотворений «Если дорог тебе твой дом…», «Майор привез мальчишку на лафете…», «Жди меня».
Ученик 3. ( читает стихотворение «Жди меня»)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ученик 2. В годы ВОВ вся страна пела песни М.Исаковского Особенно популярной стала «Катюша». Она звучала как гимн, как песня-перекличка друзей – единомышленников, как их пароль. Ее пели и на западе, участники движения Сопротивления во Франции и в Италии, и русские партизаны, сражавшиеся в этих странах
(Исполняется песня «Катюша»)
Ученик 1. Рождение поэмы Александра Трофимовича Твардовского «Василий Теркин» в годы войны говорит о великом душевном здоровье нашего народа, который не терял бодрости и оптимизма даже в самые отчаянные моменты истории. Он жил и боролся за жизнь, он видел «за далью даль». Он оставался человечным. В ней была одновременно и летопись, и философия войны.
Среди наиболее известных произведений Твардовского на тему войны можно назвать такие, как «Я убит подо Ржевом», «Их памяти», «О прописке».
Ученик 4. (читает стихотворение «Я убит подо Ржевом»)
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,--
Точно в пропасть с обрыва --
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я -- где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я -- где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я -- где крик петушиный
На заре по росе;
Я -- где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, --
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому -- как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она -- спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам -- все это, живые.
Нам -- отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, --
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье --
Эта кара страшна.
Это грозное право
Нам навеки дано, --
И за нами оно --
Это горькое право.
Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
Всем, что, может, давно
Вам привычно и ясно,
Но да будет оно
С нашей верой согласно.
Братья, может быть, вы
И не Дон потеряли,
И в тылу у Москвы
За нее умирали.
И в заволжской дали
Спешно рыли окопы,
И с боями дошли
До предела Европы.
Нам достаточно знать,
Что была, несомненно,
Та последняя пядь
На дороге военной.
Та последняя пядь,
Что уж если оставить,
То шагнувшую вспять
Ногу некуда ставить.
Та черта глубины,
За которой вставало
Из-за вашей спины
Пламя кузниц Урала.
И врага обратили
Вы на запад, назад.
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть... Да исполнится
Слово клятвы святой! --
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, --
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на воине
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок.
И живым не в упрек
Этот голос ваш мыслимый.
Братья, в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, --
Были мы наравне.
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое,
За Советскую власть
Так же, может быть, точно
Шагом дальше упасть.
Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли. чужая,
Вся в цветах иль в снегу...
Я вам жизнь завещаю, --
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать -- горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать -- не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое --
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Ученик 2. Сколько бы стихов ни было создано о войне, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: достаточно, все уже сказано. Нет меры горечи и страданиям. Всего сказать никогда не удастся. Такую память не сереть, не забыть, не исказить.
Ученик 5. (читает стихотворение)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки. (А.Твардовский)
4. Итог:
Ученик 1. В 2015 году народ России будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизации, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Во Вторую мировую войну было вовлечено 72 государства, представлявшие свыше 80% населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн. человек, погибло 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане СССР.
Ученик 2. Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Мы должны знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Мы должны знать о важнейших вехах на пути к Победе. Это оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944-1945 году. И о том, что 8 мая в предместье Берлина – Карлсхорсте, в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко–фашистских захватчиков, 9 мая 1945 г., было объявлено днем всенародных торжеств — Днем Победы.
Ученик 1. Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.
Учитель: Ребята, вернемся к эпиграфу, который мы рассмотрели в начале урока.
Мы действительно можем утверждать о том, что русский человек способен вынести все испытания, если его позовет Родина?
5. Рефлексия. Ребята, давайте поработаем в группах и попробуем составить синквейн на тему «Война».
1 строка – Война.
2 тстрока – 2 прилагательных.
3 строка – 3 глагола.
4 строка – предложение.
5 строка – существительное (синоним).
6. Домашнее задание.
1) Напишите стихотворение о войне или о роли поэзии в годы войны.
2) Напишите сочинение по теме «Судьбы, опаленные войной». Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моих знакомых. Рассказ о земляках - героях, о подвигах и солдатских буднях, о жизненном пути ветеранов, история о семейной военной реликвии.
Использованная литература:
- Джалиль М. Костёр над обрывом: Стихи. Письма. – М., 1987.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник - хрестоматия для 11 классов общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. — М., 2008.
- Память Сталинграда: В 3 т. – Волгоград, 1992.
- Поэзия войны: Сборник./Под ред. Л. П. Кременцова. – Л., 1988.
- Строка, оборванная пулей: Сборник статей. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества в 5-6 классе
Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность д...
Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"
Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....
Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"
«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...
Урок мужества для учащихся 6 класса «В жизни всегда есть место подвигу?»
Цель - формировать представление о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; воспитывать уважение ...
Открытый классный час "Урок мужества" в 10-11 классах
Урок мужества...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...
- Мне нравится (1)