Урок мужества в 5-6 классе
классный час (5 класс) по теме

 

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество.

В преддверии Дня Защитника Отечества в классе был проведен урок мужества посвященный  Дню памяти воинов-интернационалистов, который с 1989 года отмечается 15 февраля. Так уж повелось у русского солдата – защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнение интернационального долга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества "Афганистан – наша память"  

5-6 КЛАСС

                                                   Урок подготовила и провела

                                                        Зайцева Е.Н. учитель технологии,

                                                      классный руководитель 5-6 класса

                                                    МКОУ Заборская школа

Цель мероприятия: 

  1. воспитание патриотизма, любви к Родине;
  2. активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
  3. сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих предков;
  4. формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
  5. повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
  6. формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
  7. развитию кругозора, ответственности за будущее.

Форма: урок мужества

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран; музыка (Приложение 1).
  4. мультимедийная презентация (Приложение 1).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Оформление: На экране заставка: «Мы ушли 22 года назад». (Слайд 1)

Надпись: «Нужно за мир стоять – войне не бывать!».

Звучит песня из «Афганского дневника».

(Слайд 2)

Ведущий 1: Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену,
Вспоминая хороших людей.

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество.

В преддверии Дня Защитника Отечества нашу встречу мы посвящаем Дню памяти воинов-интернационалистов, который с 1989 года отмечается 15 февраля. Так уж повелось у русского солдата – защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнение интернационального долга».

И пусть наша встреча будет памятью всем, выполнявшим свой интернациональный долг в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне, и других горячих точках.

Все войны, будь они большие или локальные, всегда сопряжены с солдатской кровью, горем и страданиями людей. Правду о войне знают лишь те, кто под пулями поднимался в атаки, кто изнывал от жажды и замерзал в снегу на горных перевалах, кто раненый ждал спасительную вертушку, кто провожал в последний путь на Родину в «черном тюльпане» боевых друзей, кто и сегодня поднимает тост за погибших товарищей. Не будем сегодня судить и искать, кто прав и кто виноват. Оставим эти проблемы историкам. Время – лучший судья, оно и рассудит. Но забывать об этом мы не имеем права. Война, какой бы она ни была, осталась открытой раной в душах тех, кто прошёл её дорогами, в семьях погибших и пропавших без вести солдат.

Советские войска на территории Афганистана воевали девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.


(Слайд 3-8)на фоне песни «Афганистан»

Ведущий 2: Выполняя просьбу руководства Афганистана о поддержке, советское правительство ввело в Афганистан ограниченный контингент советских войск, которые участвовали в войне. Тогда – это называлось выполнением интернационального долга. Тогда – это важное решение относительно ввода советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска на чужой земле защищали интересы своего народа и выполняли интернациональный долг.

 (Слайд 9)

Вторая страница нашего журнала «Живая память»

Ведущий 1. Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Война в Афганистане продолжалась девять лет. Общие потери составили:

1979 год — 86 человек
1980 год — 1484 человека
1981 год — 1298 человек
1982 год — 1948 человек
1983 год — 1446 человек
1984 год — 2346 человек
1985 год — 1868 человек
1986 год — 1333 человека
1987 год — 1215 человек
1988 год — 759 человек
1989 год — 53 человека
Всего: 13836 человек

Ведущий 2. Память о погибших воинах свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы о них помним, пока мы о них говорим. Война будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. А в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей.

(Слайд 7)

Чтец 5:

Вновь февраль и метели.
На душе тяжело.
Двадцать лет пролетело.
Сына нет моего.

Не вернулся домой он.
Как его я ждала!
День и ночь в ожиданье.
День и ночь не спала.

Каждый скрип на дороге
Я пыталась узнать.
Не вернулся сыночек.
Сиротой стала мать.

Где там, за границей,
Стоит город Кабул.
И под городом, где-то,
Мой сыночек уснул…»

Двадцать лет пролетело.
Потускнели глаза.
Как бы ты не крепилась,
Но скатилась слеза.

Что ж, давайте помянем
Тех парней молодых.
Тех! Их нет среди мёртвых,
Да и нет средь живых!

(Слайд 8)

Чтец 6: 15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что выход советских войск из этой страны закончен и ….на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского солдата. Наш народ ждал этого дня целых девять лет. И вот 15 февраля 1989 года стал днем-символом, днем Памяти.

Мы, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем не вернувшихся парней
Единственной минутою молчанья.

Объявляется минута молчания в память о погибших воинах.

(Слайд 9)

Ведущий 2. Итого советская армия, ведущая активные боевые действия на чужой территории в горах, теряла в среднем по 1668 человек в год. Потери противника за то же время составили, что характерно, несколько больше – поговаривают, что миллион. По сведениям иранских журналистов, за время присутствия советского контингента в Афганистане, продолжавшегося 9 лет, 1 месяц и 19 дней, погибли и стали инвалидами около 3 миллионов афганцев, погибли 14453 человека из числа советских военнослужащих, 49983 человек были ранены, 330 человек до сих пор считаются безвести пропавшими. На территории страны было заложено около 12 млн. мин, 7 млн. из которых до сих пор не нейтрализованы. Согласно этим данным, на момент вывода войск СССР потерял 103 истребителя и военно-транспортных самолета, 317 вертолетов, 147 танков, 1314 транспортных средств.

(Слайд 10)

Третья страница нашего журнала «Регистан»

Ведущий 1. Что характерно, в Афганистане воевали не совсем с афганцами. Против нас активно действовал Пакистан, на чьей территории располагались душманские базы.

(Слайд 11)

Ведущий 1. Не менее активно действовали против нас США, которые как раз через Пакистан финансировали и снабжали врага. Например, на свои деньги вырастили Усама Бен-Ладена.

(Слайд 12)

Помогал оружием коммунистический Китай. Поставляли мины итальянцы.

Звучит песня из «Афганского дневника» – «Пограничная застава».

(Слайд 13)

Война есть война – страшная и неприятная штука. Я не сгущаю краски. Так оно и было на самом деле.
Оставаться людьми в таких нечеловеческих условиях помогало то, что нас в армии всегда учили преодолевать трудности. И я учил своих бойцов, что мы должны победить сами себя, что мы должны стать лучше и сильнее, чем природа и обстоятельства. Я им говорил, что они самые лучшие, что они могут выполнить самую трудную задачу, но обязательно должны остаться в живых. В Афганистане, честно выполняя свой долг, воевали воины многих национальностей, они вместе делили и горе утрат и радости боевых удач. Они знали, что совместными усилиями надо сделать все для того, чтобы из Афганистана к нам шли мир и спокойствие, чтобы нерешенность афганской проблемы не обернулась для наших народов новой бедой.

(Слайд 14)

Чтец 7: 

Нависках, словно снег— седина,
Это нас помечала война.
Ипрошедшие двадцать лет
Неоттерли войны той след.
Истановится след видней
Попрошествии лет идней.
Даже время, что лекарь ран,
Незалечит афганский шрам.
Нонестоит себя жалеть!
Стоит встретиться, стоит спеть,
Данаметить рубеж вдали,
Пока сердце еще болит.
Ведь движение— это жизнь!
Значит, двигайся идержись.
Нуачто нависках седина—
Это нас отмечала война.

(Слайд 15)

Чтец 8. Мы искренне хотели помочь афганскому народу выйти из средневековья и создать своё государство, создать нормальные экономические и социальные условия для жизни. Мы глубоко были убеждены, что несём прогресс и процветание в эту Богом забытую страну.

(Слайд 16)

Чтец 9. Летаем мы над своей зоной и смотрим по сторонам. Видим – караван. Разворачиваемся. Даем предупредительную очередь с борта. Караван останавливается. Все поднимают руки и машут руками – мы, мол, мирные, летите дальше! Решаем – будем всё-таки досматривать. Снижаются МИ-8 с досмотровой группой. МИ-24 кружат в боевом охранении. Подсели, выпрыгиваем. И очень часто бывало так: мы начинаем приближаться к каравану, а тот, кто только что нам махал руками, достаёт ствол – и давай нас мочить! Начинается бой. Только выскочили, побежали – «дух» достаёт свой карамультук и начинает стрелять. Расстояние было всего метров семьдесят, а мы ещё по песку бежим – трудно, падаем. Ну, думаю, конец наступил! Но ответным огнем группы стрелявшие духи были уничтожены. Остальные разбежались. Если в группу начали стрелять, тут уж нет прощенья никому. Досмотрели. Всё у них было – оружие, боеприпасы, наркотики.

(Слайд 17)

Чтец 10. Кроме поиска с вертолётов мы проводили и засады. Ведь через нашу зону по пустыне Регистан проходила знаменитая Сарбанадирская тропа в зелёную зону Гильменда. Это голая пустыня, сыпучие пески, лунный пейзаж. Жара страшная…

(Слайд 18)

Мы заранее пролетали вдоль тропы на вертушке и смотрели, где лучше посадить группу, чтобы колодец был или хотя бы какая-то растительность. Группу высаживаем, командир организует наблюдение по кругу на вероятных направлениях движения караванов. Часто сидели по трое-пятеро суток – никого нет.

(Слайд 19)

Разведка у душманов тоже работает.

Чтец 11. 

Открываю страницы афганской войны.
Где желтеют бумага и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но все – набело,
Как история мне диктовала.
Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,
– На войне этой тоже бывало.

Ведущий 1. Перелистываем четвёртую страницу нашего журнала «Пора домой!»

(Слайд 20)

27 декабря 1979 – штурмом дворца Амина началась Афганская война.
15 февраля 1988 – официально объявили о подготовке к подписанию договоренностей и предстоящем выводе войск.
15 мая 1988 года после подписания Горбачевым соответствующего соглашения, первые шесть полков из северных провинций двинулись домой.
15 февраля 1989 – окончание вывода войск из Афганистана.

(Слайд 21)

Ведущий 2. Вывод частей 40-й Армии в январе-феврале продолжался строго по плану. При этом коммуникации от Кабула через перевал Саланг надежно охранялись от возможных нападений со стороны моджахедов, особенно отрядов Ахмат Шах Максуда.

(Слайд 22)

Ведущий 1. К этому времени были свернуты гарнизоны, многие заставы и блоки, вытянулись колонны, увлекаемые общим потоком на север, домой. Военные городки были переданы афганской стороне.

(Слайд 23)

Ведущий 2. Последний бой на Южном Саланге произошел в январе, буквально за две недели до окончательного вывода наших войск из Афганистана. Этот бой был жестоким. Наши воины предпринимали усилия, чтобы не пострадали от душманов мирные жители, которые были в этом районе. Толпы мирных жителей провожали с открытыми сердцами наших военнослужащих… И все же бой начался! Не без потерь!

(Слайд 24)

Чтец 12: 

Овеянные славой
Десантные заставы
Стояли на Саланге
Железною стеной.
Фронтовиков наследники,
Ушли они последними
Сафганских перевалов,
Спылающих дорог.
Афганская легенда
Игордость контингента
Полк триста сорок пятый,
Онвыполнил свой долг.

(Слайд 25)

Чтец 13. 

Вперед, бойцы, в атаку на врага!
Ура... и смерть нам не страшна!
И враг бежит, повержен – побежден!
Победа, победа, победа...

(Слайд 26)

Чтец 14. 

Слава русскому народу!
Слава защитникам Отечества!
Слава оружию России!
Слава, Слава, Слава!

(Слайд 27)

Чтец 13. 

Победа всегда за нами,
Несем мы гордо наше знамя.
В боях за Родину свою
Не пожалеем жизни!

Чтец 14. 

Нависнут тучи над мирным небом,
Мы защитим Отчизну от врага.
Спокойно, люди, на земле России спите
Солдат всегда на боевом посту.

(Слайд 28) песня «Две вертушки на Моздок»

Ведущий 1. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Именно такой трагедией для нашего народа и была афганская война. Очень
 важно как можно полнее учесть как политический, так и военный опыт этой войны, чтобы он послужил надлежащим уроком для более разумного решения сегодняшних и будущих задач обеспечения безопасности и мирного сосуществования наших народов.

(Слайд 29)

Ведущий 2. Сколько лет прошло с той поры –
Не забыть нам раны войны.
Память вечна, вам низкий поклон –
За победу, веру, любовь.

Я очень надеюсь, что этот наш урок Мужества поможет вам, ребята, сделать ещё один шаг в понимании патриотизма, задуматься над тем, наследниками каких высоких гражданских традиций вы являетесь, ведь народ, не забывающий своих героев, бессмертен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

Урок мужества для учащихся 6 класса «В жизни всегда есть место подвигу?»

Цель - формировать представление о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; воспитывать уважение  ...

Урок мужества в 10-11 классе

Данный материал можно использовать при изучении раздела "ВОВ в литературе"...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...