Программа работы с одаренными детьми
учебно-методический материал по литературе на тему
Цели программы:
· Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
· достижение максимального уровня развития способностей детей;
· выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития одаренных детей
учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 12
Петровой Натальи Петровны
Цели программы:
- Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
- достижение максимального уровня развития способностей детей;
- выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи программы:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, вплоть до составления индивидуальной программы обучения по предмету;
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Дети должны жить в мире красоты, … фантазии и творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Любому обществу нужны одаренные, творческие люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Как определить, одаренный ли ребенок?
В психологии существует множество подходов к пониманию термина «одаренный ребенок». Мы возьмем за основу определение, согласно которому «одаренный ребенок- это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».
Школьные предметы русский язык и литература дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся. Литература - это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, социализирует личность и формирует мировоззрение. Школьный курс литературы помогает выявлению одаренных детей, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности. И мне хотелось бы рассмотреть формы и методы работы педагогов с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, проанализировать и обобщить их опыт.
Для выявления одаренных детей в 5 классе рекомендуется провести краткий ориентировочный тест (КОТ), предназначенный для определения интегрального показателя умственных способностей, и тест Торранса, который поможет исследовать творческую одаренность детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.
***
По результатам тестов была определена цель моей работы - создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и дальнейшего профессионального самоопределения – и создан банк одаренных детей.
Банк одаренных детей
№ | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | ||
2 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | ||
3 | По уровню: средние; По личностной сфере: умственные; исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание | ||
4 | По уровню: высокие; По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные: (литературные) |
План работы с одаренными детьми
№ | Направление работы | класс | Время проведения |
1 | Диагностика одаренности детей. Создание индивидуальных карт одарённых учащихся. | ||
2 | Организация и проведение Интеллектуального марафона по русскому языку и литературе | ||
3 | Неделя русского языка и литературы | ||
4 | Неделя детской книги | ||
5 | Проектная деятельность | ||
6 | Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований, уроков-семинаров | ||
7 | Участие в творческих конкурсах, интеллектуальных играх | ||
8 | Участие в предметных олимпиадах разного уровня | ||
9 | Дополнительные дистанционные занятия с одаренными детьми | ||
10 | Дополнительные занятия с различными интерактивными тренажерами в классе | ||
11 | Создание в кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности | ||
12 | Элективные курсы | ||
13 | Внеурочная творческая деятельность – Литературные гостиные, инсценировки, конкурсы чтецов |
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных обучающихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком-либо виде деятельности. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников. Как правило, таких детей отличает высокая любознательность, исследовательская активность, исключительная успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, чьи способности на порядок выше. Как правило, эти учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Самое главное – выявить таких детей, а затем уже сделать всё возможное для того, чтобы развить их способности. Работать с такими детьми интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков. Необходима огромная загрузка ребенка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Развитие в детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности.
Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания. Каждый нормальный ребенок стремится к творческой деятельности. При наличии соответствующей системы творческих работ можно не только формировать навыки связной речи, но и развивать творческие способности учащихся. В работе с одаренными учениками творческие задания должны занимать ведущее место.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал развитию творческого начала ребенка, процессу его самореализации. Учитель должен способствовать тому, чтобы ученик раскрывался постепенно, как цветок. При этом педагог обязан быть личностью. О.В. Касперская утверждает, что учитель становится для учащегося авторитетом только тогда, когда сам является интересной, увлеченной своей работой личностью. Это предполагает знание, педагогом принципов развивающего обучения, включая владение специальными умениями применения дифференцированных программ для одаренных детей, а также владение эффективными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты). В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков на уроках надо использовать творческие задания, применять элементы игры «Умники и умницы», выполнять олимпиадные задания.
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроке. Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием. Развитие исследовательских умений и творческой активности проходит в форме реферативной работы, лингвистической задачи и творческого зачета. Для развития интеллектуальных способностей учащихся используются тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах и т.п. На первом уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов. В конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово в рамках всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов. В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему части речи выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на части речи? Вопросы такого характера помогут не повторить (на что обычно нацелены заключительные уроки), а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Так на уроке литературы важно не только изучение текста конкретного произведения, а проблемы, которые ставит автор перед читателями. При изучении в 5-ом классе произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» необходимо правильно сформулировать тему урока. Это сделают сами учащиеся, если учитель продумает и поставит перед ними проблемный вопрос. А что такое добро? А как это показано в произведении? Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации. Ребята, поработав со справочной литературой, интернет-ресурсами, текстом сказки «Теплый хлеб», решат эту проблему и достигнут цели. Сами.
Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. А в качестве домашнего задания предлагаю семиклассникам составить схему самим, объединив знания правописания частицы не с разными частями речи. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
Знания не даются в готовом виде. Широко использую блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление. На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» |
|
Проектный метод обучения |
|
Разноуровневое обучение |
|
Исследовательские методы обучения |
- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков.
|
Технология «Дебаты» |
|
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
|
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.
Внедрение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Применение мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда текст сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.
В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими учителю использовать современные методы обучения. Использование ЭОР повышает наглядность, интерактивность. Это анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.
Остановимся на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.
Это, например, презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что нужно для разных этапов учебной деятельности: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
Анимации и иллюстрации применяются при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также данные ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).
На этапах повторения и закрепления материала большую роль играют интерактивные тесты. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя теперь заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.
Что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, использование ЭОР.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
- тренажёр;
- контроль за умениями, навыками учащихся;
- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Применение ИКТ-технологий и ЭОР помогает на уроках русского языка и литературы стимулировать познавательную деятельность школьников, что достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; способствует глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализирует учебный материал; интегрирует смежные дисциплины: историю, мировую художественную культуру, музыку; повышает мотивацию учения школьников и вызывает устойчивый интерес к изучаемым предметам; делает разнообразнее формы представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; стимулирует воображение школьников; способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Например, в качестве тренажёра при контроле за умениями, навыками учащихся. Такой тестовый контроль при формировании умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Данный способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
- сэкономить время на опрос учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
- помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Незаменимы ИКТ-технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе учащихся, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Учитель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.
Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Глава 2. Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы.
Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий вформировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. Несомненно, компьютер с его широкими возможностями внедрения ИКТ-технологий и ЭОР на урочных и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.
Задача учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Надо научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Если еще недавно учитель регулировал процесс получения учениками знаний в форме готовых ответов на вопросы из печатной учебной продукции (количество которой было ограничено), то теперь он является своеобразным посредником между множеством разнообразных информационных источников и учениками, и это его положение с каждым годом становится все сложнее и сложнее.
Вместе с тем уроки с использованием данных инновационных технологий следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Используя информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на своих уроках, учитель таким образом решает не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.
В последнее время невозможно представить профессиональную деятельность любого учителя без ИКТ-технологий, а с недавних пор и баз применения ЭОР. Мне это необходимо в своей педагогической деятельности для:
- планирования учебного материала и учебных занятий,
- подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);
- обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).
В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.
Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:
- программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
- компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5–11 класс);
- компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);
- справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные персональные сайты учителей-словесников (resolventa.ru; school-collektion.edu.ru; fcior.edu.ru; univertv.ru; peressa2009.narod2.ru)
- проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (8-11 класс);
Опираясь на современные требования к уроку, стараюсь реализовывать на практике воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Этому способствует применение на уроках ИКТ-технологий и ЭОР.
Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
программа работы с одаренными детьми
программа. одаренные дети...
Программа работы с одаренными детьми
Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...
программа работы с одаренными детьми
программа разработана с 2011 по2014 год...
Программа работы с одаренными детьми
В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....
Программа работы с одаренными детьми
В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....