Технологические карты уроков литературы в 5 классе ФГОС по теме: "М. Ю. Лермонтов "Бородино".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Материал готов к применению на уроках литературы или при подготовке к ним (в помощь начинающим педагогам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_urokov_lit-ry_po_lermontovu_5_kl.docx | 42.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 52
Тема: М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812г. в поэзии Лермонтова. | Тип: урок формирования новых знаний и умений | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| ||
Оборудование: П.Е.Заболотский «М.Ю.Лермонтов»; О.А.Кипренский «Портрет Давыдова». | ||||
Теория литературы: литературная баллада, сравнение. | ||||
Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
| Настраиваются на учебную деятельность; выполняют задание | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
- Кто такой М.Ю.Лермонтов? - Что вы знаете об этом поэте? - В каких жанрах он писал? - Какие роды литературы вы знаете? (Эпос, лирика, драма) - Что такое лирическое произведение? Чем лирическое произведение отличается от эпического? - Что такое рифма, ритм? - Какие стихи Лермонтова вы читали? Постановка цели и задач урока. |
| |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Краткий обзор жизни и творчества поэта. М.Лермонтов с юного возраста обладал пылким поэтическим воображением, любил мечтать и фантазировать. Детсво своё он провёл в родовом поместье Тарханы. Рано мальчик остался без матери, и воспитанием его занялась бабушка. Он получил превосходное домашнее образование: владел иностранными языками, хорошо рисовал. М.Лермонтов с детства сочинял стихи, не научившись ещё читать и писать. В доме существовало предание о легендарном основоположнике его рода – шотландском поэте Т.Лермонте. К моменту выхода в свет его знаменитого «Бородино» он имел много поэтических набросков. Это произведение, наряду со стихотворением «Смерть поэта», посвящённым А.С.Пушкину, сделало его знаменитым. (Демонстрация портрета пера П.Е.Заболотского «М.Ю.Лермонтов»; запись в картинную галерею.) Историческая справка с элементами беседы Стихотворение «Бородино» появилось к 25 годовщине Бородинского сражения 1812г., в котором русская армия благодаря своему героизму спасла независимость родины. - Кто из писателей принимал участие в войне 1812г.? В 1812г. Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу, пошёл войной на Россию. Решающим был бой под Бородино. Русские войска стояли насмерть, чтобы преградить французам продвижение к Москве. Главнокомандующий русской армией Кутузов в донесении императору Александру 1 писал: «Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех, которые в новейшее время известны». Одним из прославленных героев Отечественной войны 1812 г. был Денис Давыдов. Он сражался в рядах русской армии, затем поднял партизанское движение, чтобы крушить врага в тылу. Рассмотрите репродукцию картины О.А.Кипренского «Портрет Давыдова». Искусствоведы предполагают, что прообразом героя стал его брат. - Во что одет Давыдов? - Каково выражение его лица? - Как вы считаете, какие качества характера подчёркнуты художником? Героический подвиг, совершённый нашими предками в Отечественной войне того времени, и описывает Лермонтов, предлагая читателям летопись сражения, увиденного глазами старого воина, участника той битвы. - Сколько сейчас солдаты в нашей стране служат в армии? - А кто скажет, сколько лет служили в то время? (25 лет) То есть в армии в то время находились бок о бок как солдаты, повидавшие много сражений, которые могли сравнить эти бои, так и новобранцы, ещё не нюхавшие пороху. - Кем же являются герои этого стихотворения? Словарная работа по произведению (по учебнику). Комментированное чтение стихотворения «Бородино». Анализ произведения с выяснением роли рассказчика и диалога. - Кто такой рассказчик? - Кто является в этом произведении рассказчиком? - Для чего он введён в произведение? - Как изменилось бы стихотворение, если бы вместо диалогов поместить просто рассказ старого солдата? - Почему автор не дал ему имени? (Обобщённый образ) Слово учителя. - Мы в начале урока повторили роды литературы. Однако встречаются произведения, которые нельзя отнести к определённому роду литературы, потому что там присутствуют черты разных родов. Так и стихотворение Лермонтова «Бородино» относится к лиро-эпическому роду – балладе. - Вспомните, что такое «баллада». Докажите, что «Бородино» - баллада. - Почему же перед нами возникают эти образы? Теория литературы. - Какие художественные средства вам уже знакомы? (Эпитет, гипербола) Найдите их примеры в тексте, выпишите в тетрадь. Художественным средством является и сравнение. Запишите в тетрадь определение. (Сравнение – образное выражение, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с друм явлением. При этом используются слова будто, как будто, словно, точно, подобно, как бы, при помощи творительного падежа.)
|
| |||
Подведение итогов | ||||
1. Подготовиться к пересказу биографии поэта. 2. Выучить наизусть балладу. |
|
Урок № 53-54
Тема: «Бородино». Значение рассказчика – солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. | Тип: комбинированный. | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| ||
Оборудование: эпиграф (на доске) | ||||
Теория литературы: тема и идея художественного произведения, звукопись, аллитерация. | ||||
Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Я счастлив, предводительствуя русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим могущественным народом! Благодарите Бога, что вы русские; гордитесь сим преимуществом… М.И.Кутузов. Из письма к калужским патриотам |
| |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Схватка - …(сечь, бой, сражение) Родина - … (Отечество, Отчизна)
Ушки на макушке; тут как тут; угостить друга; ломить стеною; постоять головою; сверкнул за строем строй; слуга царю, отец солдатам; спит в земле сырой; клятва верности; рука бойцов колоть устала. - Почему война названа Отечественной? - От какого слова произошло название? (Отец) - Какое слово созвучно слову Отечество? (Честь) - То есть за что воевали русские солдаты под Бородино? Постановка цели и задач урока. |
| |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Слово учителя. Теория литературы. - Каждое произведение (в первую очередь эпическое) имеет тему и идею. Тема отвечает на вопрос: о чём произведение? А идея – для чего оно написано? - К чему хотел призвать автор? Запись в словарь литературоведческих терминов (см. уч. с. 253) Хоровое чтение стихотворения Н.В.Царегородцевой, заучивание наизусть Тема – целый круг явлений, То, о чём поведал гений. А в идее (будь внимателен) Отразилась мысль писателя. - Какова тема баллады Бородино? - Чему она посвящена? - Какова идея произведения? Обратите внимание на эпиграф, он поможет вам определить идею произведения.
Слово учителя - Для того чтобы сделать произведение более глубоким, сильным, впечатляющим, поэты используют разные литературные приёмы. Сегодня мы с вами ознакомимся с одним из таких приёмов – звукописью, созданием образа при помощи звуков. Повторяющиеся звуки могут создать свой, дополнительный фон к произведению. Приём повтора согласных звуков называется аллитерацией. Давайте посмотрим на отрывок из баллады: У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. - Какой согласный звук здесь повторяется? Для чего? (настороженность, слышен каждый шорох в тишине) Найдите другие примеры аллитерации в стихотворении. |
(Тема – то, о чём рассказывает, что изображает писатель: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения, его обобщающая мысль.)
«у наших ушки на макушке» - внимательные, «уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою» - мужественные, смелые, настоящие патриоты; «Пора добраться до картечи!» - храбрые, готовые идти в рукопашный бой; «Умрёмте ж под Москвой» - патриоты; «и клятву верности сдержали» - верные слову, долгу; «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять…» - стойкие; «полковник наш рождён был хватом…», «могучее, лихое племя» - лихие, могучие, сильные.)
| |||
Подведение итогов | ||||
- Какими чувствами проникнуто это стихотворение? (Любовью к Родине, к товарищам, переживанием за их судьбы, грустью, гордостью…) - Чем гордился полководец Кутузов? (см. эпиграф) - Почему стоит восхищаться русским народом в этой битве? Д/з:
|
|
Урок № 55-56
Тема: Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | Тип: урок формирования новых знаний и умений | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| ||
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, сцены сражения Бородинского сражения. | ||||
Теория литературы: тема, идея, эпитет, сравнение. | ||||
Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа, текст стихотворения «Бородино». | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
| Настраиваются на учебную деятельность; выполняют задание | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Организация познавательной деятельности | ||||
Подведение итогов | ||||
Д/з: 1. |
|
Урок № 56
Тема: | Тип: | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| ||
Оборудование: П.Е.Заболотский «М.Ю.Лермонтов»; О.А.Кипренский «Портрет Давыдова». | ||||
Теория литературы: литературная баллада, сравнение. | ||||
Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа, текст стихотворения «Бородино» | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
| Настраиваются на учебную деятельность; выполняют задание | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Организация познавательной деятельности | ||||
Подведение итогов | ||||
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Технологическая карта урока физической культуры по ФГОС по теме "Совершенствование передачи и ведение мяча. Игра мяч капитану".
Задачи урока:1.Совершенствование навыков ловли и передач мяча.2.Овладение навыками ведения мяча на месте и в движении.3.Развитие физических качеств: координации движений, скоростно-силовых качеств.4.С...
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль...
Технологическая карта урока Информатика, 5 класс. ФГОС, Босова по теме "Форматирование текста".
Решаемые учебные задачи: систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа;актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых докум...
Технологическая карта по литературе 6 класс ФГОС. Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"
ФГОС. Технологическая карта урока по литературе 6 класс. Ф Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"...