Сравнительно-сопоставительный анализ ФГОС первого и второго поколений
статья по физике по теме
Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе.
Программа по физике, согласно ФГОС второго поколения должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_fgos_obshchego_obrazovaniya_pervogo_i_vtorogo_pokoleniy.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ ФГОС общего образования первого и второго поколений
Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе. Один из разработчиков проекта ФГОС нового поколения академик А.А.Кузнецов отмечает, что «между стандартами первого и нового поколений существует много отличий» и часть из них являются сущностными.
Таблица 1.
Сравнительно – сопоставительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.
линия сравнения | ФГОС 1 поколения | ФГОС 2 поколения |
1 | 2 | 3 |
определение стандарта | 1) нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ общего образования; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) уровень подготовки выпускников образовательных учреждений; 4) основные требования к обеспечению образовательного процесса | 1) базовый комплексный государственный документ, совокупно определяющий систему требований и обязательств государства по отношению к обществу; 2) важный фактор финансового управления системой образования; 3) форма «общественного договора». |
место стандарта | нет | В системе законодательного поля системы образования «стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени РФ определенную совокупность наиболее общих правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования » |
назначение стандарта 1 | Обеспечение: 1) равных возможностей для всех граждан для получения качественного образования; 2) единства образовательного пространства РФ; 3) преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования, возможности в получении профессионального образования; 4) защиты обучающихся от перегрузок и сохранению физического и 2 | … «более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования». 3 |
психического здоровья; 5) социальной защищенности обучающихся; 6) социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; 7) прав граждан на получение достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; 8) основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования и разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет потребителя.
| ||
функции стандарта | нет | 1) формирование российской (гражданской) идентичности; 2) право на полноценное образование, обучение на родном языке; 3) обеспечение единства образовательного пространства страны; 4) обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования; 5) обеспечение преемственности основных образовательных программ на всех ступенях обучения; 6) обеспечение критериально-оценочной компоненты. |
Из выше сказанного можно сделать выводы:
1) разработка ФГОС идет по пути их систематизации, структурирования и введения новых понятий;
2) оформляется в понимании его места, назначения и функций.
Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.
Рисунок 1.
В приложении 1 представлена структура ФГОС нового поколения.
Таблица 2.
Сравнительный анализ Программ по физике для основной школы 7-9 классы в рамках ФГОС первого и второго поколений.
Элемент сравнения | Программа по физике для основной школы | |
1 поколения | 2 поколения | |
1 | 2 | 3 |
Структура программы | Примерная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. | Примерная программа по физике включает разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения на разных уровнях (личностном, метапредметном, предметном); содержание курса с перечнем разделов с указанием минимального количества часов, отводимого на изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса; примерную программу внеурочной деятельности. |
1 | 2 | 3 |
Цели обучения | - освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование представлений о физической картине мира; - овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений (измерений) с помощью таблиц, графиков, выявлять эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений, процессов, принципов действия технических устройств, для решения физических задач; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; - воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости использования достижений науки для развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; - применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. | - развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; - понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; - формирование у обучающихся представлений о физической картине мира. |
Задачи обучения | - знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; - приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления; - формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко используемых в практической жизни; - овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; - понимание отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. | |
Результаты обучения | Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников»: - знать/понимать; - уметь; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Результаты изучения курса «Физика» разделены на уровни: - личностные результаты обучения физике; - метапредметные результаты обучения физике; - общие предметные результаты обучения физике; - частные предметные результаты обучения физике. |
В ФГОС второго поколения делается акцент на то, что необходимо обратить внимание на естественнонаучное образование – нанотехнологии, биотехнологии, азы знаний которых должна закладывать школа, ведь за ними будущее страны, необходимо так осуществлять отбор содержания образования, чтобы оно было абсолютно необходимым для будущего успешного развития страны и социальной успешности наших граждан.
Таким образом, Программа по физике, согласно ФГОС второго поколения должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ
Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы....
Сравнительно-сопоставительный анализ некоторых праздников России и Великобритании
Актуальность данной темы на современном этапе совершенно очевидна. Живя в прагматичном, жестоком мире, люди часто не хотят понимать и воспринимать культуру другого народа, бывают нетерпимыми к д...
Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения
Чем отличаются "старый" и новый стандарт? Что такое системно-деятельностный подход? Что такое УУД? Об этом с точки зрения учителя данная презентация....
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .
Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...
Сравнительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.
Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе. Общее в ФГОС -1 и ФГОС...
Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений
Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений...