Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Хорузик Виктория Владимировна

Цели:

образовательная:

·         сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;

·         подготовить учащихся к восприятию нового произведения;

·         создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;

воспитательная:

·         формировать у школьников любовь к литературному слову;

развивающая:

·         продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию)

Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, словарь С.И.Ожегова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8-м классе "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»"

Цели:

образовательная:

  • сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;
  • подготовить учащихся к восприятию нового произведения;
  • создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;

воспитательная:

  • формировать у школьников любовь к литературному слову;

развивающая:

  • продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию)

Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

IОрганизационный момент

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня у нас урок литературы.

- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

- Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу и тихо сядем.

- Хорошо.

II Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы рассмотрим такую тему.

- Прочтите на доске (Писатель-сатирик. Жизненная основа комедия.).

- Понятна ли вам, дети, тема урока? (Нет).

- А почему?

(На доске не указаны конкретные названия, что за писатель-сатирик, какая комедия).

- А узнать все тайны поможет нам сегодня "Бюро литературных находок".

- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей.

И.С.Тургенев

А.С. Пушкин

Н.В. Гоголь

М.Ю.Лермонтов

- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?

(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. И.С.Тургенев  писал рассказы, А.С.Пушкин — стихи, повести, М.Ю.Лермонтов – стихи, поэмы).

- Верно.

- А о какой комедии идёт речь, подумайте.

(Я думаю, о комедии "Ревизор", т.к. мы её читали дома).

- Правильно!

- Итак, тема урока "Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии "Ревизор".

- Запишите тему урока себе в тетрадь

III Разговор у портрета

- Давайте поработаем над портретом Н.В.Гоголя.

- Что в данном портрете привлекло ваше внимание?

(Меня удивил выразительный взгляд сатирика). (Мне понравилось причёска, к тому же она очень необычна).

- О каких чертах характера Н.В.Гоголя можно судить, глядя на портрет?

(Я думаю, что Н.В.Гоголь был добрым человеком, об этом свидетельствуют глаза).

(А я думаю, что Гоголь был умным, об этом свидетельствует широкий лоб).

- Совершенно верно.

IVРабота со статьей учебника

- Что вам уже известно о жизни и творчестве сатирика из ранее изученного?

(Мне известно, что Н.В.Гоголь родился в местечке Большие Сорочины).

(А я читал о том, что в 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию).

(Я знаю, что в 30-е годы писатель знакомится с А.С. Пушкиным)

- А сегодня мы должны познакомиться со статьями учебника " Великий сатирик о себе", "Гоголь о театре".

- Перед тем, как начать читать, посмотрите на доску. Здесь даны вопросы, на которые вы должны ответить после прочтения.

-Прочтите, пожалуйста, вопросы на доске.

(1. О каком принципе мечтал Гоголь в юности?

2. Какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?

3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю?

4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"?

5. Какова роль театра, по мысли сатирика?)

- Теперь будем читать текст "по цепочке", не забывая про вопросы.

(Дети читают, учитель следит и исправляет ошибки).

- Закончили!

- Теперь давайте ответим на поставленные ранее вопросы.

- Кто желает?

- Пожалуйста.

(1. Гоголь мечтал о государственной службе, которая даст возможность "сделать что-то для общего добра", мечтал служить на благо Родины)

- Хорошо.

- Далее,

(2. Умение угадывать человека)

- Кто продолжает?

- Пожалуйста.

(3. Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину. Именно Пушкин подсказал сюжет "Ревизор", рассказав, как его приняли за важное лицо, прибывшее в Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачёве.)

- Молодец.

- Далее.

(4. "...собрать в одну кучу все дурное в России ... и за одним разом посмеяться над всем").

- И последний вопрос.

(5. Театр - великая школа, которая даёт зрителям живой полезный урок.)

-Совершенно верно.

- Поднимите карточки зелёного цвета, для кого материал показался интересным, новым, полезным?

(Дети поднимают)

- Замечательно!

- Всё, что узнали из прочитанного, вы должны запомнить, т.к. это важная информация.

VСловарная работа

- Для того, чтобы при изучении комедии Гоголя знать значения встречающихся слов, мы проведём словарную работу.

- Будем работать по группам. Каждая группа получит карточки со словами, значение которых вы найдёте, заглянув в словари, которые лежат у вас на столах.

1 гр.

Водевиль

Репертуар

2 гр.

Плагиат

Фабула

3 гр.

Пародия

Эпиграмма

- Итак, приступили все к работе, будьте внимательны.

(Дети работают)

- Давайте проверим, что вы нашли.

Слово предоставляется первой группе.

(Дети зачитывают)

- Класс, вы слушаете и записываете в рубрику “Словарь урока”.

1гр. - Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Репертуар- 1 совокупность пьес, музыкальных и других произведений, идущих в театре. 2 совокупность исполняемых кем-то театральных ролей, музыкальных произведений.

2гр. - Плагиат- выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем.

Фабула — содержание литературного произведения, изображаемые в нём события..

3гр. - Пародия — 1 комическое или сатирическое подражание кому, чему- нибудь. 2 неудачная, превращающаяся в насмешку, издёвка. Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.

- Хорошо.

- Как вы думаете, для чего необходимо знать значение этих слов.

(Эти слова имеют непосредственное отношение к театру, а Н.В.Гоголь и театр- это единое целое).

VIИтоги урока

- Сейчас мы поиграем в игру "Снежный ком", т.е. по цепочке, начиная со слова Н.В.Гоголь, вы проговариваете всю информацию, которую узнали на уроке (дети играют, тем самым,"восстанавливая" материал).

- Хорошо.

- А теперь заполните свои карточки "Мои Успехи" и покажите.

Урок оказался для меня бесполезным.

0

Урок оказался для меня полезным.

5

Я на уроке испытывал трудности.

2

Моя оценка за работу на уроке.

4

(Оценивание происходит и пятибальной системе).

- Хорошо.

VII Домашнее задание

1) Перечитать 1-2 действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (с.265 - 297)

2) -Составьте тест по комедии Н.В.Гоголя, используя вопросы по сюжету.

(Например: Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии “Ревизор”?

а) на всякого мудреца довольно простоты;

б) на зеркало меча пенять, коли рожа крива;

в) не в свои сани не садись.)

- На этом наш урок подошёл к концу.

- До свидания. Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Писатель-сатирик. Жизненная основа комедии

Слайд 2

Н.В.Гоголь – писатеЛь -сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор» Пятнадцатое декабря

Слайд 3

1. О каком принципе мечтал Гоголь в юности? 2. Какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем? 3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю ? 4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"? 5. Какова роль театра, по мысли сатирика?

Слайд 5

Словарь урока Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением. Репертуар - 1. совокупность пьес, музыкальных и других произведений, идущих в театре. 2. совокупность исполняемых кем-то театральных ролей, музыкальных произведений .

Слайд 6

Плагиат - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем. Фабула — содержание литературного произведения, изображаемые в нём события.

Слайд 7

Пародия — 1. комическое или сатирическое подражание кому, чему- нибудь . 2. неудачная, превращающаяся в насмешку, издёвка . Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.

Слайд 8

Урок оказался для меня бесполезным. Урок оказался для меня полезным. Я на уроке испытывал трудности. Моя оценка за работу на уроке. МОИ УСПЕХИ

Слайд 9

Домашнее задание Перечитать 1 – 2 главы комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (стр. 265 - 297) Составить тест по комедии, используя вопросы по сюжету*

Слайд 10

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

C:\Users\вика ваня и владик\Desktop\OK_2.gif



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 8 классе по программе Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И.

Тема: "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»".

Цели:

образовательная:

•        сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;

•        подготовить учащихся к восприятию нового произведения;

•        создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;

воспитательная:

•        формировать у школьников любовь к литературному слову;

развивающая:

•        продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).Выбрала этот тип урока по той причине, что мы только приступаем к изучению комедии Н.В.Гоголя.

Основные формы работы на уроке: фронтальная и групповая, учебные диалоги «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – группа»Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, словарь С.И.Ожегова.

В данном классе 10 учащихся. Не у всех одинаковамотивированность на учебу. Уровень подготовки детей средний.

Как осуществлялась система работы на данном уроке? Чёткая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов в конце урока.

Распределение по группам: учащиеся разделены на группы по желанию. Таким образом сформировано три команды.

На уроке использовалась (мультимедийная) презентация.

     Структуру урока выбрала традиционную. Этапы урока:

     1)       психологический настрой учеников на более активную деятельность на уроке, тема, цели урока;

     2)       изучение нового материала сопровождалось презентацией

     3)       обобщение и систематизация знаний;

     4)       проверка усвоения материала;

     5)       итоги урока, рефлексия:

     6)       домашнее задание с комментированием.

Выбранную структура урока я считаю рациональной.

Я думаю, что дети справились с задачами урока. Они активно работали, выполняли задания правильно.

Я считаю, что время было распределено рационально, этого времени  учащимся хватило для выполнения заданий.

Домашнее задание получили

1) Перечитать 1-2 действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (с.265 - 297)

2) -Составьте тест по комедии Н.В.Гоголя, используя вопросы по сюжету.

(дополнительное задание по желанию)

Считаю, что поставленные задачи реализовались.



Предварительный просмотр:

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.

Урок оказался для меня бесполезным.

Урок оказался для меня полезным.

Я на уроке испытывал трудности.

Моя оценка за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"...

План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...

Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...

Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)

Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...

Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс

Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....

Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.С. Залыгин Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромнойобличительной силе.А.Грибоедов...