Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Цели:
образовательная:
· сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;
· подготовить учащихся к восприятию нового произведения;
· создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;
воспитательная:
· формировать у школьников любовь к литературному слову;
развивающая:
· продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.
Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию)
Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, словарь С.И.Ожегова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gogol_revizor.docx | 24.57 КБ |
pisatel-satirik.pptx | 1.96 МБ |
doc1.docx | 60.62 КБ |
samoanaliz_uroka_literatury_v_8_klasse_po_programme_korovinoy_v.docx | 16.38 КБ |
kartochka_uspeha.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8-м классе "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»"
Цели:
образовательная:
- сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;
- подготовить учащихся к восприятию нового произведения;
- создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;
воспитательная:
- формировать у школьников любовь к литературному слову;
развивающая:
- продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.
Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию)
Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети!
- Сегодня у нас урок литературы.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.
- Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу и тихо сядем.
- Хорошо.
II Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы рассмотрим такую тему.
- Прочтите на доске (Писатель-сатирик. Жизненная основа комедия.).
- Понятна ли вам, дети, тема урока? (Нет).
- А почему?
(На доске не указаны конкретные названия, что за писатель-сатирик, какая комедия).
- А узнать все тайны поможет нам сегодня "Бюро литературных находок".
- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей.
И.С.Тургенев | А.С. Пушкин | Н.В. Гоголь | М.Ю.Лермонтов |
- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. И.С.Тургенев писал рассказы, А.С.Пушкин — стихи, повести, М.Ю.Лермонтов – стихи, поэмы).
- Верно.
- А о какой комедии идёт речь, подумайте.
(Я думаю, о комедии "Ревизор", т.к. мы её читали дома).
- Правильно!
- Итак, тема урока "Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии "Ревизор".
- Запишите тему урока себе в тетрадь
III Разговор у портрета
- Давайте поработаем над портретом Н.В.Гоголя.
- Что в данном портрете привлекло ваше внимание?
(Меня удивил выразительный взгляд сатирика). (Мне понравилось причёска, к тому же она очень необычна).
- О каких чертах характера Н.В.Гоголя можно судить, глядя на портрет?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь был добрым человеком, об этом свидетельствуют глаза).
(А я думаю, что Гоголь был умным, об этом свидетельствует широкий лоб).
- Совершенно верно.
IV. Работа со статьей учебника
- Что вам уже известно о жизни и творчестве сатирика из ранее изученного?
(Мне известно, что Н.В.Гоголь родился в местечке Большие Сорочины).
(А я читал о том, что в 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию).
(Я знаю, что в 30-е годы писатель знакомится с А.С. Пушкиным)
- А сегодня мы должны познакомиться со статьями учебника " Великий сатирик о себе", "Гоголь о театре".
- Перед тем, как начать читать, посмотрите на доску. Здесь даны вопросы, на которые вы должны ответить после прочтения.
-Прочтите, пожалуйста, вопросы на доске.
(1. О каком принципе мечтал Гоголь в юности?
2. Какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?
3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю?
4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"?
5. Какова роль театра, по мысли сатирика?)
- Теперь будем читать текст "по цепочке", не забывая про вопросы.
(Дети читают, учитель следит и исправляет ошибки).
- Закончили!
- Теперь давайте ответим на поставленные ранее вопросы.
- Кто желает?
- Пожалуйста.
(1. Гоголь мечтал о государственной службе, которая даст возможность "сделать что-то для общего добра", мечтал служить на благо Родины)
- Хорошо.
- Далее,
(2. Умение угадывать человека)
- Кто продолжает?
- Пожалуйста.
(3. Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину. Именно Пушкин подсказал сюжет "Ревизор", рассказав, как его приняли за важное лицо, прибывшее в Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачёве.)
- Молодец.
- Далее.
(4. "...собрать в одну кучу все дурное в России ... и за одним разом посмеяться над всем").
- И последний вопрос.
(5. Театр - великая школа, которая даёт зрителям живой полезный урок.)
-Совершенно верно.
- Поднимите карточки зелёного цвета, для кого материал показался интересным, новым, полезным?
(Дети поднимают)
- Замечательно!
- Всё, что узнали из прочитанного, вы должны запомнить, т.к. это важная информация.
V. Словарная работа
- Для того, чтобы при изучении комедии Гоголя знать значения встречающихся слов, мы проведём словарную работу.
- Будем работать по группам. Каждая группа получит карточки со словами, значение которых вы найдёте, заглянув в словари, которые лежат у вас на столах.
1 гр. | Водевиль | Репертуар |
2 гр. | Плагиат | Фабула |
3 гр. | Пародия | Эпиграмма |
- Итак, приступили все к работе, будьте внимательны.
(Дети работают)
- Давайте проверим, что вы нашли.
Слово предоставляется первой группе.
(Дети зачитывают)
- Класс, вы слушаете и записываете в рубрику “Словарь урока”.
1гр. - Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.
Репертуар- 1 совокупность пьес, музыкальных и других произведений, идущих в театре. 2 совокупность исполняемых кем-то театральных ролей, музыкальных произведений.
2гр. - Плагиат- выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем.
Фабула — содержание литературного произведения, изображаемые в нём события..
3гр. - Пародия — 1 комическое или сатирическое подражание кому, чему- нибудь. 2 неудачная, превращающаяся в насмешку, издёвка. Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.
- Хорошо.
- Как вы думаете, для чего необходимо знать значение этих слов.
(Эти слова имеют непосредственное отношение к театру, а Н.В.Гоголь и театр- это единое целое).
VI. Итоги урока
- Сейчас мы поиграем в игру "Снежный ком", т.е. по цепочке, начиная со слова Н.В.Гоголь, вы проговариваете всю информацию, которую узнали на уроке (дети играют, тем самым,"восстанавливая" материал).
- Хорошо.
- А теперь заполните свои карточки "Мои Успехи" и покажите.
Урок оказался для меня бесполезным. | 0 |
Урок оказался для меня полезным. | 5 |
Я на уроке испытывал трудности. | 2 |
Моя оценка за работу на уроке. | 4 |
(Оценивание происходит и пятибальной системе).
- Хорошо.
VII Домашнее задание
1) Перечитать 1-2 действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (с.265 - 297)
2) -Составьте тест по комедии Н.В.Гоголя, используя вопросы по сюжету.
(Например: Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии “Ревизор”?
а) на всякого мудреца довольно простоты;
б) на зеркало меча пенять, коли рожа крива;
в) не в свои сани не садись.)
- На этом наш урок подошёл к концу.
- До свидания. Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.В.Гоголь – писатеЛь -сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор» Пятнадцатое декабря
1. О каком принципе мечтал Гоголь в юности? 2. Какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем? 3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю ? 4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"? 5. Какова роль театра, по мысли сатирика?
Словарь урока Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением. Репертуар - 1. совокупность пьес, музыкальных и других произведений, идущих в театре. 2. совокупность исполняемых кем-то театральных ролей, музыкальных произведений .
Плагиат - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем. Фабула — содержание литературного произведения, изображаемые в нём события.
Пародия — 1. комическое или сатирическое подражание кому, чему- нибудь . 2. неудачная, превращающаяся в насмешку, издёвка . Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.
Урок оказался для меня бесполезным. Урок оказался для меня полезным. Я на уроке испытывал трудности. Моя оценка за работу на уроке. МОИ УСПЕХИ
Домашнее задание Перечитать 1 – 2 главы комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (стр. 265 - 297) Составить тест по комедии, используя вопросы по сюжету*
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературы в 8 классе по программе Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И.
Тема: "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»".
Цели:
образовательная:
• сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;
• подготовить учащихся к восприятию нового произведения;
• создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;
воспитательная:
• формировать у школьников любовь к литературному слову;
развивающая:
• продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.
Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).Выбрала этот тип урока по той причине, что мы только приступаем к изучению комедии Н.В.Гоголя.
Основные формы работы на уроке: фронтальная и групповая, учебные диалоги «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – группа»Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, словарь С.И.Ожегова.
В данном классе 10 учащихся. Не у всех одинаковамотивированность на учебу. Уровень подготовки детей средний.
Как осуществлялась система работы на данном уроке? Чёткая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов в конце урока.
Распределение по группам: учащиеся разделены на группы по желанию. Таким образом сформировано три команды.
На уроке использовалась (мультимедийная) презентация.
Структуру урока выбрала традиционную. Этапы урока:
1) психологический настрой учеников на более активную деятельность на уроке, тема, цели урока;
2) изучение нового материала сопровождалось презентацией
3) обобщение и систематизация знаний;
4) проверка усвоения материала;
5) итоги урока, рефлексия:
6) домашнее задание с комментированием.
Выбранную структура урока я считаю рациональной.
Я думаю, что дети справились с задачами урока. Они активно работали, выполняли задания правильно.
Я считаю, что время было распределено рационально, этого времени учащимся хватило для выполнения заданий.
Домашнее задание получили
1) Перечитать 1-2 действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (с.265 - 297)
2) -Составьте тест по комедии Н.В.Гоголя, используя вопросы по сюжету.
(дополнительное задание по желанию)
Считаю, что поставленные задачи реализовались.
Предварительный просмотр:
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. | |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. |
Урок оказался для меня бесполезным. | |
Урок оказался для меня полезным. | |
Я на уроке испытывал трудности. | |
Моя оценка за работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе ФГОС "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино»".
Конспект урока по литературе в 5 классе ФГОС...
Урок литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"
Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"...
План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...
Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс
Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...
Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)
Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...
Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс
Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....
Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.
Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.С. Залыгин Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромнойобличительной силе.А.Грибоедов...