Урок литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Резанова Светлана Викторовна

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse_n.v.gogol-pisatel_satirik.docx128.14 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБОУ   Вильская   СОШ

              Учитель русского языка и литературы :

              Резанова Светлана Викторовна    

                                       Открытый урок

                                 литературы в 8 классе.

           Тема урока:  «Н.В.Гоголь – писатель - сатирик»   .

Эпиграф: «Каждая черта великого художника есть достояние истории».
Виктор Гюго.

Цель: знакомство с творческой биографией Н.В.Гоголя.

Задачи:

образовательные:  1. Проверить  усвоение  ранее изученных произведений

                                        2. Дать понятие  о комедии как драматическом

                                          произведении .

                                       3. Познакомить с историей создания комедии «Ревизор»

                                       4. Развивать  познавательную  активность обучающихся .

развивающие:           1. Развивать  мышление, память, внимание,

                                            элементы воображения.

                                       2. Развивать  способность  правильно формулировать

                                       свои мысли.

                                     3. Развивать  навыки  коммуникативной деятельности.

                                     4. Развивать  творческие  способности .

воспитательные:    1. Воспитывать лидерские качества.

                                       2. Воспитывать уверенность в своих силах.

                                       3. Воспитывать  эстетические чувства.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:  словесные , наглядные , практические.

Формы работы:  индивидуальная , фронтальная , групповая

Оборудование: карточки с заданиями для групповой работы, сценарии

«Оксана и Вакула», «Левко и Русалочка» на основе произведений Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница», таблица «Жанры драматургии», иллюстрации афиш первых представлений комедии «Ревизор» в Москве и Петербурге, стенд с портретами  писателей , актеров;                                 учебник «Литература» под редакцией В.Я Коровиной , словарь С.И.Ожегова, компьютерная  презентация «Н.В.Гоголь», проектор, экран.

Литература:

В.Вересаев «Гоголь в жизни»

М.Я.Полякова «Гоголь в русской критике»

Ю.Нечипоренко «Вокруг Гоголя»

Воспоминания современников о Н.В.Гоголе.

В.Г.Белинский «О театре».

                                               План урока

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Формулировка темы, цели урока.
  4. Постановка задачи обучающимся  для работы в творческих группах.
  5. Работа в творческих группах.
  6. Защита творческих работ.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание
  9. Рефлексия.

Структура урока и его хронометраж.

№пп

                                     Этапы урока

       Время

          1.

 Оргмомент.

1 мин.

2.

Вступительное слово учителя.

1 мин.

3.

Формулировка темы, цели урока.

1  мин.

4.

Постановка задачи учащимся для работы

 в творческих группах.

1 мин.

5.

 

Работа в творческих группах.

1.Повторение

2. Знакомство с литературными  терминами

3. «Подойдем к Гоголю»

 

5 мин.

2 мин.

10 мин.

6.

Защита творческих работ

15 мин.

7.

Подведение итогов урока

1 мин

8.

 

Домашнее задание

1мин.

9.

Рефлексия

2 мин.

                                     

                                                  Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Оргмомент.

  1. Вступительное слово

Учителя.

1834 год . Молодого и необыкновенно талантливого писателя изобразил художник А.Г.Венецианов.

Бодро поднятая голова Гоголя изображена в полупрофиль.

Резкие черты лица смягчены выражением доброты и веселого лукавства. Глаза чуть насмешливы и очень внимательны. Губы тронуты улыбкой. Одет Гоголь модно, щеголевато, ведь он часто бывает у своих светских друзей-писателей.

 3.Формулировка темы , постановка цели урока. Эпиграф.

 Слово учителя: Не случайно тема урока сегодня звучит «Н.В.Гоголь- писатель- …» (третье слово вы угадаете на уроке)

Вопрос : Кто его друзья?

Ответ: А.С. Пушкин,

В.А.Жуковский.

 Да, его друзьями были А.С. Пушкин, В.А.Жуковский.

Н В.Гоголь не хотел  перед ними казаться просто-

душным провинциалом.

Вопрос: Кто такой провинциал?

Ответ: Провинциал- житель провинции , т.е. местности, расположенной вдали от крупных  центров.

Цель урока:

На уроке вы познакомитесь со страницами творческой биографии писателя.

Эпиграф : «Каждая черта великого художника есть достояние истории».
                  Виктор Гюго

Н.В.Гоголь родился и вырос на Украине, на хуторе Васильевка  в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича Гоголя и Марии Ивановны. Отец любил литературу, писал стихи, пьесы, которые ставились в крепостном театре их богатого родственника. Иногда, гуляя, отец давал детям литературные задачи: назовет слова: солнце, степь, небеса -и велит подобрать к ним рифмы, сочинить стихотворение. В таких случаях Никоша всегда отвечал быстрее других- он был находчивее, острее на язык, был не по годам наблюдателен , серьезен.

В 12 лет его отдали в гимназию в городе Нежине, где он был душою всех начинаний. Закончив учебу, он уезжает в Петербург. С собой он берет тетрадь, на обложке которой написано «Книга всякой всячины», в ней легенды, песни украинского народа. Она помогла ему написать книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки» . которая принесла ему славу. Успех окрыляет Гоголя. Он теперь полон надежд и новых замыслов. Таким его изобразил  Ф.А.Моллер.

4.Постановка задач обучающимся для работы в творческих группах.

1 этап  -  повторение;

2 этап  - знакомство

 с литературнымим терминами;

3 этап  - «Подойдем к  Гоголю».

5 . Работа в творческих группах

1.Повторение.

Вопрос:  Помните ли вы литературных героев, созданных писателем? Назовите произведение и имена литературных героев.

Группы 1-2 выполняют творческое задание-инсценирование.

Группа 3- жюри оценивает работу групп .

Вопрос:

Назовите произведения

Н.В.Гоголя, изученные вами в школе ,самостоятельно прочитанные.

Произведения Н.В.Гоголя содержат шутки,юмор,

иронию.

2.Знакомство  

 с литературными терминами.

Рассказы, повести- это эпические произведения.

Мы приступаем к изучению произведения, которое не похоже на все другие, что нам приходилось ранее изучать в школе . Оно не предназначено для чтения, автор адресует его подготовленным людям(актерам),которые превратят его в живое действие, происходящее на сцене. Это драматическое

произведение.

Вопрос:

К какому жанру драматургии вы отнесете прочитанное вами драматическое произведение «Ревизор?»

Ответ:

«Ревизор»- сатирическая комедия.

Вопрос: 

Как называют писателя, написавшего сатирическое произведение?

Ответ:

Писатель- сатирик.

Сатира призвана отрицать и утверждать. «Надо писать комедию, надо сделать смешными недостатки людей, потому что смеха боится даже тот , кто ничего не боится.»(Н.В.Гоголь)

3.«Подойдем к Гоголю»

Группы 1-2 выполняют творческие задания(задания прилагаются)

Группа 3- жюри , продолжает оценивать работу групп и выявляет победителя , следит за регламентом ( работа в группах -10 минут, защита заданий – 1-2 минуты»

6. Защита творческих работ.

Группа 1 приводит факты биографии  Н.В.Гоголя, которые говорят о его интересе к театру;

рассказывает о том , что представлял собою театр в начале 19 века;

отвечает на вопрос, что послужило предметом сатиры в комедии «Ревизор».

Группа 2 отвечает на вопросы:  о каком поприще мечтал Гоголь в юности, какое умение, развившееся в нем, помогло стать писателем;

рассказывает о влиянии А.С.Пушкина на Н.В.Гоголя.

Гоголь верил, что от показанного на сцене, зрители придут в негодование и единодушно ополчатся против зла.

Выступления обучающихся: 1 группа:

Первая постановка комедии в Москве.

2 группа:

Первая постановка комедии в Петербурге.

7. Подведение итогов  

   урока.   Выставление

   оценок обучающимся.

Слово предоставляется жюри, которое озвучивает победителя, награждает всех участников урока.

Заключительное слово учителя:

Урок сегодня мы проводили в предверии  Года культуры РФ, который начнется в 2014 году. Творческое наследие Н.В.Гоголя –достояние на-

шей страны. Драматическое

произведение «Ревизор» актуально до сих пор и не сходит с театральных подмостков.

8. Домашнее задание

1.Используя в качестве образца афиши первых постановок «Ревизора»,подумайте, кто из ваших одноклассников смог бы сыграть роли действующих лиц комедии в школьном театре. Создайте свой вариант афиши.

2. Реклама школьной постановки комедии «Ревизор».

3.Индивидуальные сообщения о постановках комедии «Ревизор»  в современных театрах, о лучших российских актерах, сыгравших главные роли в ней.

9.Рефлексия.

Учитель заранее составляет карточки с вопросами и вариантами ответов, в которые ученики фиксируют свое мнение.

  1. Имеют ли для меня значение знания и умения , полученные на уроке?
  2. Что вызвало у меня наибольшие трудности?
  3. Что мне было интересно на уроке?

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих ,оценивает готовность классной комнаты к уроку.

Учитель создает эмоциональную обстановку, помогая обучающимся почувствовать дух эпохи, создать образ великого писателя.

Учитель сопровождает рассказ показом портрета Н.В.Гоголя на стенде.

Материалы стенда готовятся заранее.

Учитель знакомит  темой урока, оставляя интригу.

В ходе небольшой фронтальной беседы учитель заставляет обучающихся обратиться к уже имеющимся знаниям.

Учитель  показывает портреты писателей на стенде.

Учитель формулирует определение слова провинциал, подготавли-

вая  обучающихся к знакомству с творческой биографией писателя

Учитель показывает слайды  презентации.

 (слайд 1)

 

(слайд 2)

Учитель устанавливает межпредметные связи.

Озвучивая эпиграф учитель подкрепляет эмоциональный настрой обучающихся, который должен способствовать выполнению творческих заданий.

Учитель знакомит  обучающихся с биографией Н.В.Гоголя, сопровождая разговор показом слайдов презентации.

(Слайд 3)

(Слайд 4)

 

(слайд 5)

(слайд 6)

(слайд 7)

(слайд 8)

Учитель  знакомит обучающихся с основными этапами работы в творческих группах.

Учитель  озвучивает первое задание творческим группам,

заранее готовит

с обучающимися инсценирование отрывков из книги Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», что дает возможность не только экономить время на уроке, но и подготовить яркие костюмированные представления.

Учитель выслушивает ответы обучающихся,

исправляет ошибки.

Учитель проверяет качество овладения знаниями, обеспечивает их коррекцию.

Учитель демонстрирует слайды презентации с определениями:

юмор, ирония (слайд 9);

с иллюстрациями к книгам писателя

 (слайд10,11,12) 

Учитель готовит обучающихся к восприятию новых  литературных терминов.

Учитель знакомит обучающихся  с таблицей

«Жанры драматургии»: драма , комедия, трагедия.

Учитель инициирует знания обучающихся

Учитель знакомит

с понятием «комедия»

(слайд 13)

(слайд 14)

Учитель заранее составляет карты с заданиями , что дает возможность экономить время на уроке , не озвучивать задания каждой группе вслух. При необходимости учитель поясняет непонятное.

Учитель выступает в роли помощника и координатора действий обучающихся.

Учитель, составляя задания, учитывает индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивает  всем необходимым для их выполнения.

Учитель устанавливает очередность выступлений, исправляет ошибки обучающихся.

Учитель заранее дал индивидуальное задание двум обучающимся: рассказать о первых постановках комедии «Ревизор».

Учитель контролирует процесс награждения, при необходимости корректирует решение жюри , эмоционально заканчивает урок.

Учитель задает домашнее задание, предоставляя обучающимся возможность  выбора

(1 или 2).

Учитель комментирует домашнее задание

Учитель задает  домашнее задание, осуществляя индивидуальный подход к обучающимся.

Учитель дает возможность обучающимся  оценить свою деятельность. Опрос поможет учителю выявить трудности, с которыми столкнулись обучающиеся на уроке , выявить слабые места урока.

Ученики настраиваются на рабочий ритм урока.

Ученики слушают речь учителя. Эмоциональное состояние обучающихся должно помочь им в выполнении творческих заданий на уроке.

Ученики понимают о ком  пойдет речь на уроке, знакомятся с целями ,которые им

предстоит достичь,

записывают тему урока в тетрадь ,оставляя место пропуска слова.

Обучающиеся  учатся зрительно различать великих писателей.

Обучающиеся находят  в словаре С.И.Ожегова

значения слов:

провинциал, провинция;

записывают определение  в тетрадь

Обучающиеся записывают эпиграф в тетрадь

Обучающиеся слушают рассказ учителя, рассматривая слайды презентации

Обучающиеся  заранее разбиваются на группы.

В группах они самостоя –тельно выбирают

руководителя, знакомят-

ся с общими требова-

ниями работы.

Обучающиеся 1 группы инсценируют отрывок из

произведения

«Майская  ночь , или утопленница»:

«Левко и Русалочка»

Обучающиеся 2 группы инсценируют отрывок из произведения

«Ночь перед Рождеством»:

Оксана и Вакула.

Обучающиеся 1 и 2 групп соревнуются в знании произведений Н.В.Гоголя. Жюри ( 3 группа)оценивает количество и качество ответов .

Обучающиеся вспоминают литературоведческие термины.

Обучающиеся рассматривают иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя.

Обучающиеся читают определения жанров драматургии .

Обучающиеся  учатся мыслить творчески, при этом повторяют и обобщают изученный материал.

Обучающиеся записывают в тетрадь определение

 комедии,  вспоминают, что такое  сатира.

Обучающиеся дописывают слово в формулировку темы урока.

Обучающиеся учатся мыслить творчески,

находить необходимую информацию из литературных источников, применять ИКТ.

Четыре представителя от группы участвуют в защите своих работ.

Обучающиеся учатся выступать перед аудиторией, реализовывать свои творческие способности.

По одному представителю от группы рассказывают

о премьере комедии «Ревизор»  в столицах России.

Обучающиеся записывают в дневники  задание на дом

Ребята должны осознать значение знаний, полученных на уроке,

указать трудности, которые им встретились.

Итоги рефлексии:

1.Все учащиеся осознают значение знаний , полученных на уроке.

2.Наиболее интересной для ребят оказалась работа в группах (39%)

3. 32 % обучающихся не испытали трудностей на уроке.

    28 % - трудно выполнять творческие задания.

   17 %  – трудно оценивать работу товарищей

    17 % - трудно выступать перед  классом

Приложение № 1.

Сценарий «Левко и Русалочка» ( по повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или утопленница).

         Окно тихо отворилось . Русалочка выглянула, длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна!

Русалочка : Спой мне, молодой казак, какую-нибудь песню!

Левко :  Какую же тебе песню спеть, моя ясная панночка?

Русалочка: Парубок, (слезы тихо покатились по бледному лицу ее, что-то неизъяснимо трогательное слышалось в ее речи) найди мне мою мачеху! Я ничего не пожалею для тебя. Я награжу тебя. Я тебя богато и роскошно награжу! У меня есть кораллы, ожерелья. Я подарю тебе пояс, унизанный жемчугом. У меня золото есть… Парубок, найди мне мою мачеху! Она страшная ведьма: мне не было от нее покою на белом свете. Она мучила меня.

Левко: Я готов на все для тебя, моя панночка! Но как мне, где ее найти?

Русалочка: Посмотри, посмотри! Она здесь! она на берегу играет в хороводе между моими девушками и греется на месяце. Но она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы; но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от нее. Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ. Отыщи ее, парубок!

 Приложение № 2

 Сценарий  «Оксана и Вакула» ( по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед  

  Рождеством»)

Оксана принаряживалась и жеманилась перед небольшим зеркалом и не могла налюбоваться собою.

Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! ( Отодвигая несколько подалее от себя зеркало)  Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».

Вакула: Чудная девка , и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

Поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца…

  Вскрикнула и сурово остановилась перед ним.

  Кузнец и руки опустил.

Приложение №3.

Карта с заданиями для  группы 1.

  1. Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру?
  2. Что представлял собою театр в начале 19 века?
  3. О какой комедии мечтал Н.В.Гоголь?
  4. Что послужило предметом сатиры в комедии «Ревизор»?

Приложение № 4.

Карта с заданиями для группы 2.

  1. О каком поприще мечтал Н.В.Гоголь в юности?
  2. Какое умение, развившееся в Н.В.Гоголе, помогло ему стать писателем?
  3. Н.В.Гоголь о назначении писателя.
  4. Расскажите о влиянии А.С.Пушкина на Н.В.Гоголя.

Приложение № 5.

Карточка 1.

Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.

Комедия удивила актёров  во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Единственный актёр Сосницкий, игравший Городничего, устраивал Гоголя.

Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

Приложение № 6.

Карточка 2.

Постановка пьесы «Ревизор» в Москве.

После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.

Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.

25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попали только аристократы, не способные оценить комедию.

Актёры в сущности не поняли замысла Гоголя.

Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.

Приложение № 7.

Рефлексия.

Карточка с вопросами и вариантами ответов.

  1. Имеют ли для меня значение знания и умения , полученные на уроке?

а) да

                 б) нет

  1. Что вызвало у меня наибольшие трудности?

а) творческие задания

б) оценка  работы товарищей

 в) выступление перед классом

  1. Что мне было интересно на уроке?

а) работа в группе

б) просмотр презентации

в)  выступления одноклассников

Приложение № 8

сканирование0023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».

Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....

Развитие познавательных интересов на уроках литературы на материале биографии известных писателей

Текстовый вариант мастер-класса. В этой работе я обобщила приемы работы на уроках знакомства с биографией писателей. Как сделать урок изучения биографии интересным? Не секрет, что ученики не любят так...

Урок литературы в 11 классе "Памяти писателей, не пришедших с войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти писателей, не вернувшихся с Великой Отечественной войны...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"

Презентация к уроку литературыв 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"...

Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс

Цели:образовательная:·         сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;·         подготовить учащихся к ...

Патриотическое воспитание на уроках литературы на материале произведений южноуральских писателей и поэтов

        Вопросы патриотического воспитания школьников сегодня очень актуальны.         Воспитание гражданина и патриота становится оп...