Разработка урока "Живая память"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока "Живая память" | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема: Память живёт (по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока:
- Организационный момент.
- Готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! Садитесь. (С.1)
- Эмоциональный настрой (звучит музыка Альбинони Адажио, идут слайды с фотографиями Вечного огня)
- Актуализация опорных знаний
- Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, скажите, что такое «Память»? (Способность помнить, не забывать прошлое)
- Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается? (Самые важные, значимые)
- Вот таким великим, значимым событием была Великая Отечественная война. А ваши семьи, ребята, затронула Великая Отечественная война? (Да)
- Как хранится память о родных, переживших войну в ваших семьях? От кого вы узнали о них? (ответы детей)
- Нашему поколению ещё успели рассказать о боевых подвигах живые свидетели ВОв. Прошли десятилетия, но память о тех, кто пожертвовал собой, защищая родину, живёт – живёт в песнях и стихах о войне, в рассказах и кинофильмах, в воспоминаниях фронтовиков, в пламени Вечного огня… Оживают страницы жизни участников ВОв и в школьной книге Памяти «Лица Победы», которую пишут учащиеся нашей школы. На перемене можете её посмотреть.
- Ребята, вы уже знакомы со многими произведениями, авторы которых сами были участниками тех событий, а позднее сумели передать нам в своём творчестве священную память о павших.
- Какие книги о войне вы читали ? (Ответы детей)
- Один из тех, кто знает о войне не понаслышке; один из тех, кто ковал Победу собственными руками, писатель Евгений Иванович Носов. (С.2)
Слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку, взяты из рассказа Носова «Шопен, соната №2»:
«Я хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, передали своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу…»
Вы уже знакомы с биографией Е.И. Носова, так как это второй урок по его творчеству. Что вы знаете о судьбе писателя? (Ответ ученика)
Итак, ребята, все произведения Носова так или иначе затрагивают тему памяти, как и рассказ «Живое пламя», который мы будем изучать на уроке. (С.3)
- Тема и задачи урока.
Сегодня вместо тетради у вас на столах рабочий лист.
Я предлагаю вам самим выбрать тему нашего урока из нескольких предложенных в рабочем листе. Ещё раз обратитесь к эпиграфу и вспомните, с чего мы начали урок.
- Сердец наших боль
- Никто не забыт, ничто не забыто
- Подвигу жить в веках
- Память живёт…
- Не дать погаснуть живому огню
«Память живёт…» Согласимся, что эта тема точнее раскрывает суть нашего разговора. Подчеркните её. (Учитель записывает на доске)
Что нам предстоит на уроке сделать? Допишите предложения – цели урока в своём рабочем листе.
Во-первых, познакомимся с рассказом Е.И. Носова «Живое пламя»
Во-вторых, проследим и осмыслим, как писатель раскрывает тему памяти
А ещё определим для себя жизненные ориентиры. (после сегодняшнего
урока вы можете прочитать другие произведения о войне, приготовить поздравление ветеранам, начать подготовку к празднику 9 Мая)
- Знакомство с произведением.
Сейчас я прочитаю вам рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Обратите внимание на название. Назовите ассоциации со словом «пламя». (Ребята называют: огонь, костёр, пожар, искра, свеча и др.) (С. 4)
Задания перед чтением.
- Во время моего чтения выберите в тексте слова, с помощью которых автор проводит ассоциацию со словом «пламя»
- Подумайте, что символизируют маки в рассказе?
А значение непонятных слов можете выяснить в рабочем листе!
(Учитель читает рассказ) Пауза!
- Работа с текстом.
- Слова-ассоциации с пламенем, которые вы встретили в рассказе Евгения Ивановича Носова, запишите, пожалуйста, в рабочий лист рядом со стрелочками. (Попросить прочитать одного ученика) (С.5)
- А теперь посмотрите на слайд и дополните свой список слов-ассоциаций. (Ребята дописывают)
- Ребята, а в прямом ли смысле употреблено слово «пламя»? (Нет. Речь в рассказе идёт о цветущих маках)
- Какое средство художественной выразительности использует в названии рассказа «Живое пламя» автор? (Метафору)
- Ребята, давайте найдём в тексте описание клумбы с цветущими маками.
(Читает учащийся) Ребята, видите, без маков на клумбе стало пусто. Так и в душе нашей будет пусто, если не будет Памяти. (С.6)
- Описание клумбы с маками в рассказе встречается дважды. (2-й отрывок читает учащийся) Скажите, похоже ли описание клумбы с маками на зажжённый Вечный огонь? Давайте обратимся к рабочему листу и повторим, что такое ключевые слова. (Читает учащийся) Назовите ключевые слова в этом эпизоде.
- Итак, цветущие маки ассоциируются с пламенем, пламя с Вечным огнём, а Вечный огонь – символ памяти. Память живёт в наших сердцах. Память живёт – это тема нашего урока. (С.7)
- Ребята, попробуйте восстановить логическую цепочку, начиная со слова «маки», заканчивая словом «Память». Запишите пропущенные слова в рабочем листе. (С.8) Теперь проверим. Значит, маки – символ Памяти.
(На слайде: Маки-пламя-Вечный огонь-Память)
Прочитайте ещё раз о маках в рабочем листе. (Читает ученик)
-Вот мы и ответили на вопрос, который я задала вам перед чтением рассказа: Что символизируют маки?
-А теперь обратимся к первому вопросу после рассказа в учебнике. (Читает ученик)
-Только ли о маках говорит тётя Оля, что она имела в виду, сказав «И у людей так бывает…»? Прочитайте предпоследний абзац. (С.9)
( Зачитывает отрывок ученик)
-Обратите внимание, всего в трёх строках сказано о подвиге Алексея. Но за этими словами стоит целая жизнь и судьба человека. Эти строки являются ключевыми в рассказе Носова. Невозможно остаться равнодушным к судьбам тех, кто сгорел в огне войны, как вспыхнувший факел, как маки, ради того, чтобы мы жили сейчас на этой земле. Память о погибших живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей.
Писатель показывает нам жизненный ориентир – нужно жить с пользой для других людей, для страны.
Подведём итог.
-Только от нас с вами зависит, будут ли потомки помнить о всех героях, павших за нашу родину. Будут помнить, если будет жить Память… Это была тема нашего урока. Ребята, давайте обратимся ещё раз к целям нашего урока. Всё ли мы сделали? (Выступает учащийся)
Мы познакомились с рассказом Е.И. Носова «Живое пламя»
Проследили и осмыслили, как писатель раскрывает тему памяти
Определили для себя жизненные ориентиры. (С.10)
- Рефлексия.
Сейчас я предлагаю вам написать обращение к нынешнему поколению. А поможет Вам в этом отрывок из рассказа Е.И. Носова «Шопен, соната №2», который мы взяли эпиграфом к уроку, и заключительные строки повести А. Лиханова «Последние холода» - обращение учительницы Анны Николаевны в День Победы к своим ученикам. (Читает учитель по книге)
…………………..Пишут!!!
-Попросить зачитать обращения к сверстникам 2-3 учеников
-Прикрепляют на доске маки с обращениями
- Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по теме «Память живёт…» Я предлагаю вам подготовить рассказ о своих родственниках, переживших ВОв.
- Оценка работы.
-Ребята, вы сегодня довольны своей работой на уроке?
- А я довольна тем, что вы поняли смысл рассказа Е.И. Носова. Мне было интересно говорить с вами на такую серьёзную тему.
Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
И обжигают сердце всей стране,
Как капли крови, да, горячей крови.
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.
(Звучит песня Ю. Антонова «Маки», меняются картины ВОв)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»
Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
Методическая разработка урока "Память компьютера"
Урок направлен на формирование представления об организации компьютерной памяти, её видах и основных характеристиках. Рассматриваются виды памяти и ее основные свйства...
Методическая разработка "Живая память"
Методическая разработка "Живая память" подготовлена для воспитанников 10-11 классов ГКОУ ВО "Кадетский корпус" им. Дмитрия Михайловича Пожарского. Данная разработка посвящена участникам локальных войн...
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...
Методическая разработка " Холокост- память поколений"
Урок памяти для учащихся, воспитанников начальной школы, приуроченный к 27 января - международному дню Памяти Жертв Холокоста и 76-летней годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами ...