Методическая разработка "Живая память"
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Панило Антонина Ильинична

Методическая разработка "Живая память" подготовлена для воспитанников 10-11 классов ГКОУ ВО "Кадетский корпус" им. Дмитрия Михайловича Пожарского. Данная разработка посвящена участникам локальных войн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_zhivaya_pamyat.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУВО Кадетская школа – интернат «Кадетский корпус»

 им. Дм. Пожарского

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ», ПОСВЯЩЁННАЯ УЧАСТНИКАМ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН.

Подготовила: воспитатель

Панило Антонина Ильинична

г. Радужный 2016 г.

Цель: Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за Россию.

Задачи:

  1. Формирование представлений о воинской службе и службе Отечеству.
  2. Формирование опыта нравственного поведения личности.
  3. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.
  4. Развивать уважительное отношение к участникам локальных войн.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран для демонстрации слайдов.

Класс: 10

Возраст детей: 16 – 17 лет

Место проведения: Актовый зал

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ», ПОСВЯЩЁННАЯ УЧАСТНИКАМ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН.

«... Имена

Золотом их тиснем, чтоб веками

Помнила и чтила их страна...»

Музыкальное сопровождение постановки: Д.Маликов альбом «Страх полета» «Одной ногой в раю».

СЛАЙД № 1. – заглавие «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ» (горящая свеча) + музыка «АТЫ-БАТЫ»

СЛАЙД № 2. – «ГОРЯЩАЯ СВЕЧА»

Ведущий 2 Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

СЛАЙД № 3. – «АФГАНИСТАН. Карта.» + мелодичная музыка

Стихотворение.

Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поём.

Песня «Кукушка»

СЛАЙД № 4. –«ВОЕННЫЙ АФГАНИСТАН. Десант.» + мелодичная музыка

Стихотворение.

Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Слайд № 5 «Вертолет»

Сказали нам: летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем ни строки.

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески,

И сапогами скалы будем мерить…

Слайд № 6

Ведущий 1: В разные годы через Афганистан прошло около солдат и офицеров, среди них есть и наши земляки. Для каждого солдата годы службы навсегда останутся в памяти. Кто-то вспоминает незнакомую, чужую природу, кто-то необычную средневековую культуру, кто –то друзей, с которыми делил паёк…, которые погибли…

Слайд № 7 «Коллаж»

Ведущий 2: Чем для меня была Афганская война? Как для военного, она была война как война. Солдат не рассуждал об этом. Я воевал по приказу Родины. Верный воинской присяге, я выполнял поставленные передо мной задачи. И выполнял честно, добросовестно, мужественно».

Сегодня на нашей встрече присутствуют:

  1. Кокоткин Алексей Алексеевич – полковник, ветеран вооруженных сил РА, участник Афганской войны.
  2. Конищев Алексей Александрович – участник Чеченской войны.

СЛАЙД № 8.

Ведущий 1: В своих письмах солдаты писали только о погоде, друзьях и ни слова о трудностях.

«Чтоб слёз не знали милые глаза,

Чтоб матери от горя не седели,

Чтоб не назрела новая война

Мы в 18 лет десантниками стали».

Песня «Батальонная разведка»

СЛАЙД № 9.

Ведущий 1. Война – явление страшное, жестокое. Но пока существует на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей.

СЛАЙД № 10-11.

Ведущий 2. В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов – это чувство великое и необходимое, чувство долга.

СЛАЙД № 12. - «АФГАНИСТАН. + мелодичная музыка

Стихотворение.

Уже идёт которая весна

Без свиста пуль в афганской круговерти.

Но горы вновь ко мне приходят в снах,

Те горы, на которых море смерти.

СЛАЙД № 13.

Пустыня огрызнулась горячо,

В песках скрывая признак каравана,

Все было, все осталось за плечом,

Но век мне не забыть Афганистана.

СЛАЙД № 14.

Я вспоминаю снежный перевал,

Где выше нас бывали только Боги,

Там редко автомат мой остывал,

И часто в кровь разбиты были ноги.

СЛАЙД № 15.

А память, как в замедленном кино,

Прокручивает фильм воспоминаний:

Друзей, которых нет уже давно,

Ко мне приводит в дом из дальних далей.

Война свои подарки раздала:

Кому звезда на грудь, кому на холмик,

Кого-то развенчала догола,

А кто-то вписан в жизни многотомник.

Пусть десять или двадцать лет пройдет,

И время врачевать умеет раны,

Давайте помнить тех, кто не придет,

Нельзя нам забывать Афганистана.

СЛАЙД № 16-17. - «АФГАНИСТАН. Вывод войск.» + мелодичная музыка

Ведущий 1. Об Афганистане и поныне ходит множество слухов и домыслов. Одни рождаются от нехватки информации, другие – преднамеренно. К этой войне люди относятся и поныне не одинаково. !  Одни – сердцем её воспринимают, другие говорят – я там не был, не моё это дело. Но все знайте,

СЛАЙД № 18.

что эта война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 21 день!

СЛАЙД № 19 (видеоряд).

Стихотворение

Ты мне снишься ночами, Афган,

Хоть прошло долгих двадцать шесть лет…

Я давно не сопливый пацан,

Только твой не истерся след.

Не медалями на груди

И не льготами, коих нет…

А друзьями, что там, позади

Да и кровью оставлен след.

След от пота, что ест глаза,

След от пули, когда стрельба,

След, когда по щеке — слеза,

След, что люди зовут Судьба.

Злость прошла на своих врагов,

Боль притупилась старых ран…

Не успел я отдать долгов,

Только помню тебя, Афган.

Песня «Уходим»

СЛАЙД № 20 – «Память»

Ведущий 2. Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 26 лет после той войны мы не научились «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить МИР. Но к разуму мира и доброты нас может призвать только Память. Люди, вслушайтесь…

СЛАЙД № 21 – «Памятник»

Ведущий 1. Через горнило Афганской войны прошло - 620.000 солдат и офицеров, 15.051 - погибло, 53.753 - р а н е н о

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

СЛАЙД № 22 – «Свечи»

Стихотворение + мелодичная музыка + метроном

1. Сначала был Афганистан, потом Чечня

Кто объяснит мне, что творится в этом мире

Когда же кончится кровавая война?

Когда же люди спать там будут мирно?

Вот мать стоит над гробом вся в слезах.

Отец в сторонке в горе неутешном.

А сколько их ещё невинных душ

Погибло в той войне для всех ненужной.

СЛАЙД № 23 - «Призыв»

2. Не браните мое поколение-

Это ваших рядов пополнение.

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему подойдите.

Дело вовсе не в том,

Как мы пляшем,

дело в том,

Как мы сеем и пашем.

Как в болотах бредем

По колени -

Это тоже мое поколение.

Вы правы, мы войны не видали,

А у вас ордена и медали.

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью мое поколенье.

Впереди и награды и званья,

Мы, товарищи старшие, с вами.

Если надо. Застынем в граните.

Поколенье мое не браните.

СЛАЙД № 24 – «Призыв»

Ведущий 1:

... На основании Закона Российской Федерации «О всеобщей воинской

обязанности» предлагаю Вам явиться в райвоенкомат для отправки в войска.

• Музыка. Выходит мать.

СЛАЙД № 25

Мать:

Провожают в армию ребят,

Словно в 41-м на войну.

И опять, как много лет подряд

СЛАЙД № 26

Песней рвут мальчишки тишину

И опять, как много лет назад

Матерей не удержать от слез,

Ведь и этих будущих солдат

Ожидает столько гроз.

От того и громче, чем набат,

Заглушая песню и шаги

СЛАЙД № 27

Губы материнские твердят:

«Помоги им, боже, помоги».

• Музыка. Общий выход всех участников.

СЛАЙД № 28

1-й солдат:

Время выбрало нас,

Закружило в Чеченской метели,

Нас позвали, друзья, в грозный час,

Мы военную форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы.

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Песня «В руках автомат»

СЛАЙД № 29

2 солдат:

Ты обо мне в слезах не вспоминай.

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далек родимый край.

Но я вернусь к любимому порогу.

По-прежнему любовь моя с тобой,

С тобою Родина, ты не одна, родная.

Ты мне видна, когда иду я в бой,

Свое большое счастье защищая.

На голос твой я сердцем отзовусь

И на заботу подвигом отвечу.

Я далеко, но я еще вернусь,

И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

СЛАЙД № 29-1 - «Солдат пишет письмо»

Музыка. Переход участников. К микрофонам подходят 3-й солдат и Мать.

3 солдат:

- Здравствуйте, мои дорогие и горячо любимые родители и братишка! Выпала долгожданная свободная минута, и я сразу беру ручку с бумагой, чтобы поговорить с вами. Вот наступил 2000 год. Праздник встретили скромно, по-солдатски. На столах тушенка, хлеб, немного конфет. И сразу вспомнил мама, твои пирожки, папкин борщ, картофельное пюре с мясной подливой. Захотелось парного молока с куском круглого черного душистого хлеба. Дорогой братишка, какой у нас был салют! Нигде, никогда нельзя больше его увидеть. Такой салют, который был здесь, бывает только в армии и только в горячих точках.

Вы пишите, что про Чечню такое по телевизору показывают, что вам становится плохо.

Могу только сказать, мы здесь, значит, обещаем - мы выполним свой долг перед Родиной, и на этой земле будет мир! Дорогие мои, не переживайте за меня. Ведь я жив и здоров. Я верю, что вернусь, и мы опять будем вместе. Все мы когда-нибудь вернемся домой. Главное, чтобы вы ждали нас и сильно в это верили. А уж мы постараемся.

Пишите мне чаще, ведь я по вам сильно скучаю. Милая мамочка, я так тебя люблю. Береги себя. Не болей. Не переживай, я вернусь. Скоро вернусь. Следи за младшим братом.

Целую всех и крепко обнимаю.

Ваш сын.

СЛАЙД № 29-2 - «Мать пишет письмо»

Музыка. Мать:

- Дорогой мой сыночек, здравствуй! Сегодня бежала с работы домой - такое было чувство, что наконец - то от тебя весточка пришла.

Но опять меня встретила тишина, а вместе с ней и тревога.Мы всей семьей, с тех пор, как ты, сынок, находишься в Чечне, внимательно следим за новостями. Тяжело вам, ребятки, там сейчас.Вот говорят о засадах, обстрелах, смерти таких же, как ты, не познавших жизни, юнцах. Да еще сон мне недавно снился: будто весна уже в самом разгаре, птицы щебечут, еще кое-где снег лежит, и вижу тебя на этой холодной земле. Смотришь ты в голубую высь и будто что-то сказать хочешь.Помнишь, сынок, ты в детстве любил падать на снег и смотреть в звездное небо...

Отчего-то тревожно мне вдруг стало. Сын мой, прошу тебя, береги себя, будь внимательным и осторожным.Каждую минуту молю Бога за вас, ваше спасение от беды.Дома у нас все по-прежнему. Младший братишка твой радует нас успехами в школе. Очень часто навещают нас твои одноклассники. Тоже переживают за тебя. Просили передать тебе привет и написать, что ждут тебя.Все мы ждем тебя, сынок. Только ты возвращайся поскорее. Живым возвращайся.

Целую тебя, кровинушкамоя.

Да хранит тебя Бог.

Песня «Синяя река»

Музыка. Переход участников. У микрофонов Мать и 4-й солдат.

СЛАЙД № 30 - «Хроника Чеченской войны»

4 солдат:

Дай мне руку, помоги подняться.

Мне, братишка, вновь не повезло.

Чем с боевиками мне сражаться?

Автомат мой в щепки разнесло.

Что ты умываешься слезами?

В нашей роте слабых не найти.

Что-то плохо у меня с глазами,

Дай мне руку, я смогу идти.

Пыльной тучей вертолет садится.

Ну зачем носилки, я и сам бы CMОГ.

Но его несут и прячут лица.

«Осторожней, братцы, он без ног.»

СЛАЙД № 31 - «Похоронка.»

Ведущий:

Засеребрились русые вески,

С тех пор, как похоронку принесли.

В дома ворвался 21 век.

Но все еще не тает горя снег.

Пообмелела речка под горой,

Где сын пускал кораблики весной.

Не всех героев знают имена,

И не у всех сверкают ордена!

Мать:

Ой, зачем ты

солнце красное, все уходишь?

Ой, зачем

с войны безрадостной,

сын не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

прилечу орлицей быстрою.

Отзовись, моя кровиночка,

маленький,единственный...

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое,где ж ты?

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать над могилою.

Не хочу я ничегошеньки, -

только сына милого.

За лесами мояластынька!

За горами-за громадами.

Если выплаканы глазыньки.

сердцем плачут матери.

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое,-

где ж ты?

Музыка. На фоне музыки:

СЛАЙД № 32 - «Чечня.»

Ведущий:

С первых дней боевых действий на территории республики Чечня российские солдаты проявли мужество и отвагу. И не малая заслуга в том, что на многострадальной Чеченской земле восстановился мир, принадлежит нашим ребятам.

СЛАЙД № 33 - «Героям России»

Музыка. Переход участников.

К микрофонам подходят 5-й и 6-й солдаты.

5 солдат:

Под лед машина ушла с треском,

Ее бы за крюк, да вода холодна,

И мальчик босой,

Словно с древней фрески

Шагнул в полынью,

В черноту у дна.

Скажи, мне, где начало

Железной воли,

Скажи мне, где корни

Мужской силы.

Все просто,

Истоки в женской доле,

В руках матерей,

Что нас взрастили.

На фоне 2-го куплета переход участников.

На место 5-го солдата встает 7-й солдат.

6-й солдат:

Держу, не брошу,

Кричат мне сверху,

Скользские стропы

Руки сжигают.

Один парашют на двоих

Вот мерка,

Которой мужскую жизнь

Измеряют.

Скажи мне, где корни

Солдатской отваги.

Скажи мне, где корни

Солдатской жизни.

Они - деревни, леса и оврага

Родной земли,

Многоликой Отчизны.

7-й солдат:

«Живым не возьмешь»,-

прошептали губы,

кольцо гранаты –

в бессмертье дверцы.

И взрыв прогремел,

Как победные трубы,

Сразив врага

Разорвавшимся сердцем.

Скажи мне, где корни

презрения к смерти?

И где истоки

Высокого долга?

Они в отцах,

что шагнули в бессмертье,

они в той войне,

где Москва и Волга.

Скажи мне, где начало

Железной воли?

Скажи мне, где корни

Мужской силы?

Все просто,

Истоки в женской доле,

В руках матерей,

что нас взрастили.

Ведущий:

ЕСТЬ истории огромный камень,

Мы на нем напишем имена,

Золотом их тиснем, чтоб веками

Помнила и чтила их страна.

Всех, кто умер за свою Отчизну,

За ее величье и расцвет

Всех, кто отдал дорогие жизни,

Чтобы ярче лился счастья свет.

• Танец «Память»

Песня «Герои России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

Методическая разработка классного часа на тему: "Память, мышление, внимание"

Представлен интересный материал для работы с учащимися по развитию памяти, мышления, внимания....

Методическая статья. Память о войне.

Данная статья подводит итог работы учителя и учащихся, посвященный памяти  близких, погибших и прошедших Великую Отечественную войну. Что значит для современных школьников память о войне, что они...

Методическая разработка классного часа «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА. ПАМЯТЬ ЧЕРЕЗ ВЕКА»

Акция "Георгиевская ленточка", предложена  РИА Новости и "Студенческой общиной"  в 2005 году, в год 60-летия Победы. В 2013 году мы отметили  68–е летие Победы, значит, акция шагает по ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия тема: "Живая память"

ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15 ФЕВРАЛЯ - ДНЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»...

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...