Методическая разработка " Холокост- память поколений"
методическая разработка по истории (5 класс)

Бондарева Ольга Леонидовна

Урок памяти для учащихся, воспитанников начальной школы, приуроченный к 27 января - международному дню Памяти Жертв Холокоста и 76-летней годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии.

        Данный урок проведён с целью ознакомления учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая  разработка урока памяти

«Холокост - память поколений»

Категория: учащиеся, воспитанники начальных классов с нарушением слуха.

Цели: ознакомление учащихся с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов.

Задачи: познакомить с историей лагерей Бухенвальд, Освенцим, Майданек, Дахау, как трагической страницей периода Второй мировой войны; повышать  информационную грамотность учащихся, воспитанников начальной школы.

Оборудование: интерактивная доска SMART, презентация «Холокост - память поколений», документальные видео фрагменты: лагерь смерти " Бухенвальд", « Шокирующие медицинские эксперименты нацистов над людьми»,  интернет карта «Лагерь Освенцим», метроном

Ход  урока

(Слайд №1) «Холокост - память поколений»

Сегодня наш урок посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. 

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.

(Слайд №2) ЗАПОМНИ!

Давайте прочитаем, что обозначает слово «ХОЛОКОСТ»

Холокост – означает  «уничтожение огнём» евреев с 1933 по 1945 гг., а также других народов, которых жестоко убивали.

Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей.

(Слайд №3) МЫ ПОГОВОРИМ!

  На эти вопросы мы попробуем сегодня ответить.

- Почему это произошло (причины)?

- Кто виноват?

- Что сделать, чтобы этого больше не произошло?

(Слайд №4) Причины Холокоста

- С чего всё начиналось?

        В Германии пришёл к власти Адольф Гитлер. Он объявил, что  австрийцы и немцы – это главные расы (нации) человечества, а  другие расы такие как славяне, цыгане, евреи и другие нации должны быть  уничтожены.

(Слайд №5) Жертвы Холокоста

          Гитлер создал  огромное количество лагерей  смерти для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств).

На территории Германии - действовало более 14 тысяч концлагерей. 

        За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли  всего 18 миллионов человек:

 От 5 до 7 миллионов – граждане России. 

6 миллионов - евреи.  

Выжили чуть больше миллиона.

(Слайд №6) Лагерь смерти  «Бухенвальд»

Бухенвальд  — один из крупных   лагерей смерти  на территории Германии. Бухенвальд имел 138 филиалов.

 Заключенных (пленных людей)  эксплуатировали на крупных промышленных заводах, где пленные изготовляли самолеты - снаряды "Фау". Бухенвальд был мужским лагерем. 

Выучить свой номер на немецком языке узник должен был за один день. Набор цифр заменял имя  пленного человека (узника).

В лагере  Бухенвальд  содержалось около 240 тысяч человек. 

Погибло - 56 тысяч узников.

(Слайд №7)

Просмотр  видеофрагмента  Лагерь смерти " Бухенвальд" https://www.youtube.com/watch?v=XTF7VYD8Fng&feature=emb_logo

(Слайд №8) Концлагерь смерти «Майданек»

Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года. У лагеря было 10 филиалов,  в  которых были и женщины - всего  более миллиона узников.

         В крематории работала доменная печь. В каждую топку закладывали по 6 трупов.  

За 1 сутки - сжигали до 1400 трупов.

Уничтожено - 360 тысяч человек.

(Слайд №9) Концлагерь «Дахау»

Концлагерь Дахау - один из первых лагерей на территории Германии- 123 филиалов.

Многие узники Дахау трудились в качестве бесплатной рабочей силы на промышленных предприятиях.  В лагере Дахау проводились медицинские эксперименты над заключёнными.

(Слайд №10) Эксперименты нацистов над людьми

Просмотр видеофрагмента « Шокирующие медицинские эксперименты нацистов над людьми» по ссылке https://ok.ru/video/940785534347

(Слайд №11) Лагерь  «Освенцим (Аушвиц-Биркенау)»

        В апреле 1940 года был организован  лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау)  на юге Польши. Это был огромный концлагерь, располагался рядом с железной дорогой. 

         С 1942 года лагерь стал крупнейшим центром  для  уничтожения  европейских евреев. Узники лагеря подвергались казням, истреблением в газовых камерах, тяжёлой работой. В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Заключённых заражали опасными заболеваниями, тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.

Погибло - от 1.5 до 2.2 миллионов человек.

        Лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау) – один из главных символов Холокоста.

(Слайд № 12) Лагерь Освенцим на карте

https://yandex.ru/maps/?ll=19.175848%2C50.034482&mode=search&oid=227886499845&ol=biz&sll=19.175848%2C50.034482&text=лагерь%20освенцим%20где%20находится%20на%20карте&z=15

C:\Users\User\Videos\Movavi Screen Recorder\Скриншот 21-01-2021 20.54.42.png

(Слайд №13) Минута молчания

Звучит  метроном

(Слайд №14) Военный трибунал в Нюрнберге

        В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора, преступлениями против человечества.

Мы, в мирное время, должны  знать  и помнить  трагедию Холокоста, чтобы эта трагедия больше не повторилась на Земле. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Холокост память поколений

Конспект классного часа посвященный Международному Дню памяти жертвам Холокоста...

Холокост -память поколений

Разработка классного часа " Холокост - память поколений"...

Классный час "Холокост - память поколений"

Классный час "Холокост - память поколений" в 7 классе....

«Холокост – память поколений»

Цели: Создать условия для достижения учащимися определенных  результатов:Личностные:  уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлеж...

Классный час на тему: "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И.Бауэр, исследователь Холокоста.Цели:...

Классный час на тему "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.План подготовки  юбилея Победы внес...