Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Содунам Анжида Калин-ооловна

Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" (5 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_krestyanskie_deti_5_kl.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" (5 класс).

Цели:

Обучающие:

учить анализировать поэтическое произведение

учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации

формировать представления об историческом прошлом

учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

учить рассуждать

обогащать словарный запас учащихся

Развивающие:

пробуждать интерес к истории своей Родины

развивать познавательную активность детей

развивать устную речь учащихся

формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)

Воспитательные:

формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

воспитывать патриотизм

раскрыть нравственный смысл произведения

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2.  Постановка целей и задач урока (слайд 1)

В родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас  располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Самым сильным увлечением была охота. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети». В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. “Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.

- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”.

- А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о жизни и творчестве Некрасова.

  1. Приём «Верные и неверные утверждения» (слайды 2,3).
  2. Изучение новой темы (слайды 4,5).

- Николай Алексеевич хорошо знал, как трудно живется крестьянам, их детям, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли.

Самостоятельное чтение отрывка "Мужичок с ноготок" (вполголоса)

- Откройте учебники на с.103 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.

  1. Чтение вслух. Словарная работа (слайды 6,7).

Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

- Подберите объяснение слову "хворост" (сухие сучья, ветви, деревья).

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Что такое узда?

Узда, уздечка— часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах … а сам с ноготок!

- Подумайте, что такое "полушубок"?

Полушубок - короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

- Объясните значение слова ноготок. От какого слова?

Ноготок – уменьшительно-ласкательно к ноготь, т.е. очень маленький.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

- Что значит "вестимо"? (конечно, разумеется)

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что у отца-то большая семья?

"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…"

Так вон оно что! А как звать тебя?-

"Власом",

- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…

Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

  1. Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим).

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

- Вспомните, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)

  1. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора (слайд 8).

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.

- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

Чтение сначала в парах, затем – вслух.

- Здорово, парнище!

- Ступай себе мимо!

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

- Откуда дровишки?

- Из лесу, вестимо, отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

- А что у отца-то большая семья?

- Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я.

- Так вон оно что! А как звать тебя?

- Власом

- А кой тебе годик?

- Шестой миновал.

  1. Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.)

В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа, и он может чувствовать себя “царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу.

- А какой характер у “мужичка”?

(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне со взрослыми).

- Как вы думаете, зачем Н.А.Некрасов написал это стихотворение?

(Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

-Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено в 1861 году, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян.

- Немало произведений, посвященных крестьянским детям, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд, есть и у тувинских писателей и поэтов. Вспомните и назовите эти произведения.

Что объединяет произведение Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ Олега Саган-оола «Эжишкилер»? (слайд 9)

(рассказ о тяжелой жизни крестьян, о том, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Крестьяне - бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение богачам. В рассказе Саган-оол «Эжишкилер» мы видим, как нелегко было Томуру у богача Коккей.

- Вспомните, сколько ему лет? (12).

- Какие обязанности были у Томур? (собирать хворост, молоть муку, пасти овец, т.е. поручали ему тяжелую, непосильную работу).

- Что получал за свой труд? (Постоянно ругали, относились к нему хуже, чем к собаке)

- Как писатели, Н.А.Некрасов и Олег Саган-оол, относятся к крестьянским детям?

(Писатели хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. Объединяет то, что изображают непосредственно крестьянских детей, их труд).

-А вы, ребята, помогаете своим родителям? Как? Чем?

- Завершить урок я хочу строчками из "Крестьянских детей". Мне кажется, поэт обращается и к Вам.

Играйте же, дети! - Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

9. Итог урока (слайд 10).

Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… 

– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …

10. Домашнее задание (слайд 11):

а) обязательное задание: выучить наизусть отрывок

б) задание по выбору учащихся:

  • чтение отрывка по ролям;
  • инсценировка отрывка;
  • создание диафильма к отрывку.

Какой способ рифмовки использует поэт: НЕВЕРНО парную НЕВЕРНО опоясывающую МОЛОДЕЦ перёкрестную


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...