Литературный вечер по теме: «И можно свернуть, обрыв обогнуть, – Но мы выбираем трудный путь…» 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе
«И можно свернуть, обрыв обогнуть.-
Но мы выбираем трудный путь…» (В. С. Высоцкий)
Класс: 11
Цели мероприятия:
- Содержательная цель: познакомить учащихся с некоторыми моментами биографии В.Высоцкого; познакомить учащихся с поэтическим и песенным наследием поэта;
- Деятельная цель: заинтересовать учащихся творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся, умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию
Методы: частично-поисковый, аналитический
Форма проведения: литературная гостиная, концерт-воспоминание
Дата проведения: 12.03.2014
Форма мероприятия: литературная гостиная, концерт – воспоминание.
Методическое обеспечение: презентация о Высоцком; мультимедийный проектор, книги с произведениями Высоцкого; записи песен Высоцкого, фрагментов его выступлений, презентация
Ход мероприятия
Приветственное слово учителя
Добрый вечер, уважаемые гости нашей литературной гостиной! Мы рады приветствовать вас на нашем вечере – притче, на нашем концерте , посвященном замечательному человеку , поэту , композитору и исполнителю, актеру Владимиру Семеновичу Высоцкому.
Обучающиеся поделены на группы: «Актеры–чтецы», «Биографы – исследователи», «Современники»
на экране – тема и портрет Высоцкого (слайд 1)
Биографы – исследователи : Из автобиографии. (слайд2)
«У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама моя очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати-четырнадцати - водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши….А потом , когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии».
Биографы–исследователи: Мать, прожив с Володей всю войну, решила на время поручить сына отцу. В 1947-1949 гг с отцом и его второй женой Владимир жил в городе Эберсвальд в Германии. После чего возвратился в Москву. Десяток офицерских семей живет под перекрестным наблюдением. Все, что разрешалось бы русскому мальчику в своей стране, там почти совсем запрещено. Поэтому острее, чем ребята его поколения, Володя чувствует на себе сталинские наставления, клевету, произвол. А пока- одиночество, детские переживания, душевные страдания, изгнание.
Учитель: Все это потом отразится в его творчестве.
Биографы – исследователи : Из автобиографии.
«Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это…словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что больше в институт не хожу.
С большим трудом поступил в студию МХАТ, Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса. Но закончил студию в числе нескольких лучших учеников.
Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга своих близких друзей ..компания была прекрасная. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке. Мы собирались вечерами и жили так полтора года. Мы друг друга понимали с полуфразы ; понимали по жесту, по движению глаз – вот такая была притирка друг к другу».
Звучит песня «Большой Каретный»
Биографы–исследователи: гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал пение Окуджавы.
Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.
Звучит песня «У меня гитара есть..» (слайд3)
Биографы-исследователи: Из интервью Высоцкого:
«Мы с Булатом работаем в одном жанре. Я отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю – стихи его, и вообще как личность. Он мой духовный отец».
В подражание Булату Окуджаве Владимир Высоцкий пишет «Притчу о Правде».
Актер-чтец читает «Притчу о Правде и Лжи»:
Биографы-исследователи: из интервью Высоцкого:
«Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни. В них – извечное стремление человека к свободе, к любви, к моей женщине, к друзьям, к близким людям. Помните песню:
За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги.
Это – о друзьях. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них, даже для ушедших и погибших».
Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…»
Современники: Из биографии Высоцкого. Со своей первой женой Изой Жуковой Высоцкий познакомился еще в Школе-студии МХАТ. Она была двумя курсами старше, и уже работала . Им приходилось часто расставаться. Брак их продлился недолго. Из воспоминаний И.Жуковой: « Мы очень интересно ссорились и еще веселее мирились . Когда мы расстались, у меня было такое ощущение, что женщины должны быть с ним очень счастливы. Потому что у него был дар- дарить! Из будней делать праздники».
Звучит песня «Лирическая»
Биографы-исследователи: Со второй женой Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился на съёмках в Ленинграде фильма «713 просит посадку». Из воспоминаний Л.Абрамовой: « В этом браке родились два сына (1962- Аркадий, 1964- Никита, а расписались мы в 1965г. И Володе пришлось детей «усыновлять»). Расстались через два года».
Актер-чтец:«День – деньской я с тобой, за тобой…»
Биографы-исследователи: В это время у Высоцкого разрыв с Л. Абрамовой, безденежье. Цепь бесконечных унижений. Ему запретили выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы.
В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Л. И. Брежневу, в котором прямо ставит вопрос о своем неопределенном положении художника-гражданина, о бездуховности современного искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне…
В ответ на запрещение авторских вечеров, отказы редакций печатать его стихи у Высоцкого появились горькие строки:
Если где-то в чужой, неспокойной ночи…
При жизни Высоцкого не было напечатано ни одно его стихотворение…
Современники: Владимир Высоцкий полностью растворяется в своих песнях, в театре. Режиссер театра на Таганке с уважением отнесся к песням Владимира и предложил ему работать в спектаклях как автору текстов и музыки( Стихотворения «Десять дней, которые потрясли мир», «Пугачев», «Жизнь Галилея», и др. были написаны как раз в это время)
Биографы–исследователи: из книги М. Влади: «…шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль. Меня пригласили на репетицию «Пугачева»…как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Все, кто был в зале, аплодируют стоя. Потом ужин с актерами. Высоцкий подходит, берет мою руку и долго не отпускает..и уже больше не сводит с меня глаз:
- Наконец-то я встретил вас».
Актер-чтец: «Наверно, я погиб. Глаза закрою-вижу…»
Биографы – исследователи: из книги М. Влади: «Мы счастливы. Власти пока что закрывают глаза на нашу идиллию. Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон – Лаффит , звонит телефон. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне.
Актер –чтец: «Нет рядом никого, как ни дыши!...»
Биограф – исследователь: Как пишутся песни? ..Иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть. А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой ми – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. Высоцкий называл их «снами наяву». Так были написаны «Купола», «Как по Волге – матушке», «Кони привередливые»
Иногда стихи пишутся под сильным впечатлением от увиденного. Песня «Охота на волков» появилась после просмотра Высоцким документального фильма об охоте на волков.
Актер-чтец: «Рвусь из сил и из всех сухожилий,..»
Современники: Высоцкий снялся в тридцати художественных и телевизионных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.
Биографы-исследователи: В 1987 году В.Высоцкому присудили Государственную премию за создание образа Глеба Жеглова и авторское исполнение песен (посмертно).
Современники: Владимир Высоцкий работал в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр . С 1964 – в Театре на Таганке, где сыграл более двадцати ролей.
Биографы-исследователи: к ролям в театре Высоцкий относился трепетно. Особенно подробно хотелось бы рассказать о последней роли в Театре на Таганке.
Владимир Высоцкий мечтал сыграть Гамлета. Роль начинали репетировать трое: Золотухин, Филатов и Высоцкий. Но после первых репетиций стало ясно, что у Высоцкого свое видение этой роли.
Современники: Леонид Филатов: «Однажды Володя выходит со сцены, весь в поту, и я ему говорю: «Володя, еще только первый акт. Ты подумай, ты сейчас так расходуешь себя, как же ты будешь играть дальше? Нельзя же так…».
Он повернулся, внимательно посмотрел- очень жестко, такой уставший, мокрый. И сказал : «Не будь дураком», не объясняя ничего»
Биографы–исследователи: Высоцкий всегда играл «Гамлета» как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. 25 июля 1980 года Высоцкого не стало.
Современники: 27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль отменили. Но за пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый оставил свой как священную реликвию.
Биографы–исследователи: Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда.
Современники: 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход.
Биографы-исследователи: И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек.
В 1981 году была издана первая книга Высоцкого «Нерв». Составителем был Роберт Рождественский.
Учитель: и в завершении нашего вечера послушаем песню Б.Окуджавы «О Володе я песню придумать решил…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий и презентация литературного вечера на тему "Многогранный талант Н.В. Гоголя"
Данный сценарий и презентация к нему (Примеч.: презентация разделена на 2 части, т.к.объем ее более 3 мб) содержат интересные факты из жизни Н.В. Гоголя, знакомят с историей создания некот...
Литературный вечер на тему: «СЛОВО О РОДНОМ КРАЕ» (региональный компонент).
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-11 классов с участием писателей и поэтов Кубани. Во время вечера исполняются стихи, песни кубанских поэтов и композиторов....
Сценарий литературного вечера на тему "Наши мамы – наша радость, слова нет для нас родней!"
разработка меропрятия к Дню Матери...
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».
Данный литературный вечер проводится в рамках методической работы ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является открытым мероприятием цикловой комиссии.Основные цели данного ве...
Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"
Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века....
Презентация к сценарию литературного вечера на тему: "Любовь - великая страна" (подготовлена учащимися 11 класса)
Презентация к сценарию литературного вечера, посвященного любовной лирике поэтов-шестидесятников, подготовлена учащимися 11 класса...