Литературный вечер по теме: «И можно свернуть, обрыв обогнуть, – Но мы выбираем трудный путь…» 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Зотова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературе (11 класс)

Литературный вечер по теме «И можно свернуть, обрыв обогнуть, –
Но мы выбираем трудный путь…»,

 (В.С. Высоцкий) 

Цели: 1.познакомить учащихся с некоторыми моментами биографии В.Высоцкого;

2.познакомить учащихся с поэтическим и песенным наследием поэта;

 3.заинтересовать их творчеством поэта;

4.развивать творческие способности учащихся.

Задачи мероприятия:

1. пробудить желание прочитать произведения;

2. показать, что литература очень тесно связана с жизнью, заставляет задуматься о человеческих отношениях;

3. развивать речь и память;

4. воспитывать любовь к слову и творчеству

Оборудование и оформление:

1.Фотографии Высоцкого

2.мультимедийный проектор

3. книги с произведениями Высоцкого;

4. записи песен Высоцкого, фрагментов его выступлений

Ход мероприятия

на экране – тема и портрет  Высоцкого

Владимир Высоцкий

Учитель: Владимир Семенович Высоцкий… Сегодня,  в наше непростое время, время , в котором не так много внимания уделяется искусству, особенно искусству авторской песни, разговор о  таком выдающемся человеке , как Высоцкий, очень уместен.

Актёр, бард, поэт, композитор, человек. Поговорим с ним и о нём.

Ученик: Из автобиографии. (слайд)

Детство Владимира Высоцкого

«У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама моя очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати-четырнадцати - водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.

Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши…. А потом , когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии».

Ученик: Мать, прожив с Володей всю войну, решила на время поручить сына отцу. В 1947-1949 гг с отцом и его второй женой Владимир жил в городе Эберсвальд в Германии. После чего возвратился в Москву. Десяток офицерских семей живет под перекрестным наблюдением. Все, что разрешалось бы русскому мальчику в своей стране, там почти совсем запрещено. Поэтому острее, чем ребята его поколения, Володя чувствует на себе сталинские наставления, клевету, произвол. А пока- одиночество, детские переживания, душевные страдания, изгнание.

Все это потом отразится в его творчестве.

Ученик: Из автобиографии.

«Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это…словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что больше в институт не хожу.

С большим трудом поступил в студию МХАТ, Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса.  Но закончил студию в числе нескольких лучших учеников.

Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга …своих близких друзей ..компания была прекрасная. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке. Мы собирались вечерами и жили так полтора года. Мы друг друга понимали <с полуфразы >; понимали по жесту, по движению глаз – вот такая была притирка друг к другу».

  Звучит песня «Большой Каретный»

Ученик: Гитара  у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал пение Окуджавы.

Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.

Звучит песня «У меня гитара есть..»

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQW9zHtor1eUaWel1xKu6kxe__ihbZn7PLQS5OPEX2HyCcyTSEh

Ученик: Из интервью Высоцкого:

«Мы с Булатом работаем в одном жанре. Я отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю – стихи его, и вообще как личность. Он мой духовный отец».

В подражание Булату Окуджаве Владимир Высоцкий пишет «Притчу о Правде».

Ученик (читает «Притчу о Правде и Лжи»):

Нежная Правда в красивых одеждах ходила, 
Принарядившись для сирых, блаженных, калек. 
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,- 
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег. 
        
И легковерная Правда спокойно уснула, 
Слюни пустила и разулыбалась во сне. 
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула, 
В Правду впилась и осталась довольна вполне. 
        
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,- 
Баба как баба, и что её ради радеть? 
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью, 
Если, конечно, и ту и другую раздеть. 
        
Выплела ловко из кос золотистые ленты 
И прихватила одежды, примерив на глаз, 
Деньги взяла, и часы, и ещё документы, 
Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась. 
        
Только к утру обнаружила Правда пропажу 
И подивилась, себя оглядев делово,- 
Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу, 
Вымазал чистую Правду, а так - ничего. 
        
Правда смеялась, когда в неё камни бросали: 
- Ложь это всё, и на Лжи - одеянье моё!.. 
Двое блаженных калек протокол составляли 
И обзывали дурными словами её. 
        
Стервой ругали её, и похуже, чем стервой, 
Мазали глиной, спустили дворового пса: 
- Духу чтоб не было! На километр сто первый 
Выселить, выслать за двадцать четыре часа. 
        
Тот протокол заключался обидной тирадой, 
(Кстати, навесили Правде чужие дела): 
Дескать, какая-то мразь называется Правдой, 
Ну а сама, вся как есть, пропилась догола. 
        
Голая Правда божилась, клялась и рыдала, 
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах. 
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла 
И ускакала на длинных и тонких ногах. 
        
Впрочем, легко уживаться с заведомой ложью, 
Правда колола глаза и намаялись с ней. 
Бродит теперь, неподкупная, по бездорожью, 
Из-за своей наготы избегая людей. 
        
Некий чудак и поныне за Правду воюет,- 
Правда, в речах его - правды на ломаный грош: 
- Чистая Правда со временем восторжествует, 
Если проделает то же, что явная Ложь. 
        
Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата, 
Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь. 
Могут раздеть - это чистая правда, ребята! 
Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь. 
Глядь, на часы твои смотрит коварная Ложь. 
Глядь, а конём твоим правит коварная Ложь. 

Ученик: Из интервью Высоцкого:

«Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни. В них – извечное стремление человека к свободе, к любви, к моей женщине, к друзьям, к близким людям. Помните песню:

           За меня невеста отрыдает честно,

           За меня ребята отдадут долги.

Это – о друзьях. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них, даже для ушедших и погибших».

Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…»

Владимир Высоцкий

Ученик: Из биографии Высоцкого. Со своей первой женой Изой Жуковой Высоцкий познакомился еще в Школе-студии МХАТ.  Она была двумя курсами старше, и уже работала . Им приходилось часто расставаться. Брак их продлился недолго. Из воспоминаний  И.Жуковой: « Мы очень интересно ссорились и еще веселее мирились . Когда мы расстались, у меня было такое ощущение, что женщины должны быть с ним  очень счастливы. Потому что у него был дар- дарить! Из будней делать праздники».

Звучит песня «Лирическая»

Ученик: Со второй женой Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился  на съёмках в Ленинграде фильма «713 просит посадку». Из воспоминаний Л.Абрамовой: « В этом браке родились два сына (1962- Аркадий, 1964- Никита, а расписались мы в 1965г. И Володе пришлось детей «усыновлять»). Расстались через два года».

Ученик:

День-деньской я с тобой, за тобой,
Будто только одна забота,
Будто выследил главное что-то -
То, что снимет тоску как рукой.

Это глупо - ведь кто я такой?
Ждать меня - никакого резона,
Тебе нужен другой и покой,
А со мной - неспокойно, бессонно.

Сколько лет ходу нет - в чем секрет?
Может, я невезучий? Не знаю!
Как бродяга, гуляю по маю,
И прохода мне нет от примет.

Может быть, наложили запрет?
Я на каждом шагу спотыкаюсь:
Видно, сколько шагов - столько бед.
Вот узнаю, в чем дело, - покаюсь.

Ученик: В это время у Высоцкого разрыв с Л.Абрамовой, безденежье. Цепь бесконечных унижений. Ему запретили выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы.

В порыве отчаянии Высоцкий пишет письмо  Л.И.Брежневу, в котором прямо ставит вопрос о своем неопределенном положении художника – гражданина, о бездуховности современного искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне.

В этом случае Высоцкий продолжил традицию деятелей культуры , обращавшихся с подобными вопросами. Вспомним отчаянные письма М.Булгакова, Е.Замятина. А счет этим письма открыл в 1923 году С.Есенин: «Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть…»

 Ученик: В ответ на запрещение авторских вечеров, отказы редакций печатать его стихи у Высоцкого появились горькие строки:

  Если где-то в чужой, неспокойной ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю -
Не таись, не молчи, до меня докричи, -
Я твой голос услышу, узнаю.

Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи -
Потерпи! - я спешу, и усталости ноги не чуют.
Мы вернемся туда, где и воздух, и травы врачуют,
Только ты не умри, только кровь удержи.

Если ж конь под тобой - ты домчи, доскачи, -
Конь дорогу отыщет, буланый,
В те края, где всегда бьют живые ключи,
И они исцелят твои раны.

Где же ты? - взаперти или в долгом пути,
На развилках каких, перепутиях и перекрестках?
Может быть, ты устал, приуныл, заблудился в трех соснах
И не можешь обратно дорогу найти?

Здесь такой чистоты из-под снега ручьи -
Не найдешь, не придумаешь краше.
Здесь цветы, и кусты, и деревья - ничьи.
Стоит нам захотеть - будут наши.

Если трудно идешь, по колена в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде по студеной,
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный -
Хоть какой, - доберись, добреди, доползи!

При жизни Высоцкого не было напечатано ни одно его стихотворение…

Ученик: Владимир Высоцкий полностью растворяется в своих песнях, в театре. Режиссер театра на Таганке с уважением отнесся к песням Владимира и предложил ему работать в спектаклях как автору текстов и музыки.( Стихотворения «Десять дней, которые потрясли мир», «Пугачев», «Жизнь Галилея» и др. были написаны как раз в это время).

Ученик: Из книги  Марины Влади: « ..шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль. Меня пригласили на репетицию «Пугачева»…как и весь зал, я потрясена силой, отчаяние, необыкновенным голосом актера. Все, кто был в зале, аплодируют  стоя.  Потом ужин с актерами.  Высоцкий подходит, берет мою руку и долго не отпускает…и уже больше не сводит с меня глаз:

- Наконец-то я встретил Вас».

Ученик:  Наверно, я погиб. Глаза закрою - вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом -
Куда мне до нее! Она была в Париже,
И я вчера узнал - не только в нем одном.
Какие песни пел я ей про Север дальний!
Я думал: вот чуть-чуть - и будем мы на "ты".
Но я напрасно пел о полосе нейтральной,
Ей глубоко плевать, какие там цветы.
Я спел тогда еще - я думал, это ближе -
Про щетчик, про того, кто раньше с нею был.
Но что ей до меня! Она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил.
Я бросил свой завод, хоть в общем, был не вправе,
Засел за словари на совесть и на страх,
Но что от того? Она уже в Варшаве,
Мы снова говорим на разных языках.
Приедет - я скажу по-польски: "Проше, пани,
Прими таким, как есть, не буду больше петь!"
Но что ей до меня? Она уже в Иране, -
Я понял - мне за ней, конечно, не успеть.
Ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осле -
Да, я попал впросак, да я попал в беду!
Кто раньше с нею был и тот, кто будет после,-
Пусть пробуют они. Я лучше пережду.

Ученик: из книги М.Влади: «Мы счастливы. Власти пока что закрывают глаза на нашу идиллию. Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон – ЛаффитЮ звонит телефо. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и , ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне.

Нет рядом никого, как ни дыши!
Давай с тобой организуем встречу!
Марина, ты письмо мне напиши,
По телефону я тебе отвечу.

Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго или вечно,
Пусть наши встречи только наугад, -
Хотя ведь ты работаешь, конечно.

Не видел я любой другой руки,
Которая бы так меня ласкала, -
Вот по таким тоскуют моряки...
Сейчас - моя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому!
Пусть, может быть, ты этому не рада, -
Я для тебя могу пойти в тюрьму, -
Пусть это будет за тебя награда.

Не верь тому, что будут говорить, -
Не верю я тому, что люди рады.
Когда-нибудь мы будем вместе пить
Любовный взор и трепетного яда.

Ученик: Как пишутся песни? ..Иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть. А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой ми – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. Высоцкий называл их «снами наяву».Так были написаны  «Купола», «Как по Волге – матушке», «Кони привередливые».

Звучит песня «Кони привередливые»

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю

        Я коней своих нагайкою стегаю, - погоняю, -

        Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,

        Чую, с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю!

        Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

        Вы тугую не слушайте плеть!

        Но что-то кони мне попались привередливые,

        И дожить не успел, мне допеть не успеть!

                Я коней напою,

                Я куплет допою,-

                Хоть немного еще постою на краю!...

        Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,

        И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.

        Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!

        Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

        Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

        Не указчики вам кнут и плеть.

        Но что-то кони мне попались привередливые,

        И дожить я не смог, мне допеть не успеть.

                Я коней напою,

                Я куплет допою,-

                Хоть немного еще постою на краю!...

        Мы успели - в гости к богу не бывает опозданий.

        Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?

        Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,

        Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?

        Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!

        Умоляю вас вскачь не лететь!

        Но что-то кони мне достались привередливые,

        Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

                Я коней напою,

                Я куплет допою,-

                Хоть мгновенье еще постою на краю!...

Иногда стихи пишутся под сильным впечатлением от увиденного. Песня «Охота на волков» появилась после просмотра Высоцким документального фильма об охоте на волков.

 Ученик:
Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня - опять, как вчера, -

Обложили меня, обложили!

Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки -

Там охотники прячутся в тень.

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

     Идет охота на волков, идет охота!

     На серых хищников - матерых и щенков!

     Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

     Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками

Егеря, но не дрогнет рука!

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций;

Видно, в детстве - слепые щенки -

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя за флажки!

Наши ноги и челюсти быстры.

Почему же - вожак, дай ответ -

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем через запрет?

Волк не может, не должен иначе.

Вот кончается время мое:

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся - и поднял ружье.

Я из повиновения вышел:

За флажки - жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей.

Рвусь из сил, из всех сухожилий,

Но сегодня - не так, как вчера!

Обложили меня, обложили -

Но остались ни с чем егеря!

 Ученик: Высоцкий снялся в тридцати художественных и телевизионных фильмах.

 



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

«И можно свернуть, обрыв обогнуть.-

Но мы выбираем трудный путь…» (В. С. Высоцкий)

Класс: 11

Цели мероприятия:

-  Содержательная цель: познакомить учащихся с некоторыми моментами биографии В.Высоцкого; познакомить учащихся с поэтическим и песенным наследием поэта;

- Деятельная цель: заинтересовать учащихся творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся, умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию

Методы: частично-поисковый, аналитический

Форма проведения: литературная гостиная, концерт-воспоминание

Дата проведения: 12.03.2014

Форма мероприятия: литературная гостиная, концерт – воспоминание.

Методическое обеспечение: презентация о Высоцком; мультимедийный проектор, книги с произведениями Высоцкого; записи песен Высоцкого, фрагментов его выступлений, презентация

Ход мероприятия

Приветственное слово учителя

Добрый вечер, уважаемые гости нашей литературной гостиной! Мы рады приветствовать вас на нашем вечере – притче, на нашем концерте , посвященном замечательному человеку , поэту , композитору и  исполнителю, актеру Владимиру Семеновичу Высоцкому.

Обучающиеся поделены на группы: «Актеры–чтецы», «Биографы – исследователи», «Современники»

на экране – тема и портрет  Высоцкого (слайд 1)

Биографы – исследователи : Из автобиографии. (слайд2)

«У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама моя очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати-четырнадцати - водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.

Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши….А потом , когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии».

Биографы–исследователи: Мать, прожив с Володей всю войну, решила на время поручить сына отцу. В 1947-1949 гг с отцом и его второй женой Владимир жил в городе Эберсвальд в Германии. После чего возвратился в Москву. Десяток офицерских семей живет под перекрестным наблюдением. Все, что разрешалось бы русскому мальчику в своей стране, там почти совсем запрещено. Поэтому острее, чем ребята его поколения, Володя чувствует на себе сталинские наставления, клевету, произвол. А пока- одиночество, детские переживания, душевные страдания, изгнание.

Учитель: Все это потом отразится в его творчестве.

Биографы – исследователи : Из автобиографии.

«Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это…словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что больше в институт не хожу.

С большим трудом поступил в студию МХАТ, Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса.  Но закончил студию в числе нескольких лучших учеников.

Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга своих близких друзей ..компания была прекрасная. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке. Мы собирались вечерами и жили так полтора года. Мы друг друга понимали с полуфразы ; понимали по жесту, по движению глаз – вот такая была притирка друг к другу».

  Звучит песня «Большой Каретный»

Биографы–исследователи: гитара  у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал пение Окуджавы.

Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.

Звучит песня «У меня гитара есть..» (слайд3)

Биографы-исследователи:  Из интервью Высоцкого:

«Мы с Булатом работаем в одном жанре. Я отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю – стихи его, и вообще как личность. Он мой духовный отец».

В подражание Булату Окуджаве Владимир Высоцкий пишет «Притчу о Правде».

Актер-чтец читает «Притчу о Правде и Лжи»:

Биографы-исследователи: из интервью Высоцкого:

«Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни. В них – извечное стремление человека к свободе, к любви, к моей женщине, к друзьям, к близким людям. Помните песню:

           За меня невеста отрыдает честно,

           За меня ребята отдадут долги.

Это – о друзьях. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них, даже для ушедших и погибших». 

Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…»

Современники: Из биографии Высоцкого. Со своей первой женой Изой Жуковой Высоцкий познакомился еще в Школе-студии МХАТ.  Она была двумя курсами старше, и уже работала . Им приходилось часто расставаться. Брак их продлился недолго. Из воспоминаний  И.Жуковой: « Мы очень интересно ссорились и еще веселее мирились . Когда мы расстались, у меня было такое ощущение, что женщины должны быть с ним  очень счастливы. Потому что у него был дар- дарить! Из будней делать праздники».

Звучит песня «Лирическая»

Биографы-исследователи: Со второй женой Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился  на съёмках в Ленинграде фильма «713 просит посадку». Из воспоминаний Л.Абрамовой: « В этом браке родились два сына (1962- Аркадий, 1964- Никита, а расписались мы в 1965г. И Володе пришлось детей «усыновлять»). Расстались через два года».

Актер-чтец:«День – деньской я с тобой, за тобой…»

Биографы-исследователи: В это время у Высоцкого разрыв с Л. Абрамовой, безденежье. Цепь бесконечных унижений. Ему запретили выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы.

В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Л. И. Брежневу, в котором прямо ставит вопрос о своем неопределенном положении художника-гражданина, о бездуховности современного искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне…

В ответ на запрещение авторских вечеров, отказы редакций печатать его стихи у Высоцкого появились горькие строки:

  Если где-то в чужой, неспокойной ночи
При жизни Высоцкого не было напечатано ни одно его стихотворение…

Современники: Владимир Высоцкий полностью растворяется в своих песнях, в театре. Режиссер театра на Таганке с уважением отнесся к песням Владимира и предложил ему работать в спектаклях как автору текстов и музыки( Стихотворения «Десять дней, которые потрясли мир», «Пугачев», «Жизнь Галилея», и др. были написаны как раз в это время)

Биографы–исследователи: из книги М. Влади: «…шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль. Меня пригласили на репетицию «Пугачева»…как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Все, кто был в зале, аплодируют стоя. Потом ужин с актерами. Высоцкий подходит, берет мою руку и долго не отпускает..и уже больше не сводит с меня глаз:

- Наконец-то я встретил вас». 

Актер-чтец:  «Наверно, я погиб. Глаза закрою-вижу…»

Биографы – исследователи: из книги М. Влади: «Мы счастливы. Власти пока что закрывают глаза на нашу идиллию. Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон – Лаффит , звонит телефон. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне.

Актер –чтец: «Нет рядом никого, как ни дыши!...»

Биограф – исследователь: Как пишутся песни? ..Иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть. А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой ми – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. Высоцкий называл их «снами наяву». Так были написаны  «Купола», «Как по Волге – матушке», «Кони привередливые»

Иногда стихи пишутся под сильным впечатлением от увиденного. Песня «Охота на волков» появилась после просмотра Высоцким документального фильма об охоте на волков.

Актер-чтец: «Рвусь из сил и из всех сухожилий,..»

Современники: Высоцкий снялся в тридцати художественных и телевизионных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.

Биографы-исследователи: В 1987 году В.Высоцкому присудили Государственную премию за создание образа Глеба Жеглова и авторское исполнение песен (посмертно).

 Современники: Владимир Высоцкий работал в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр . С 1964 – в Театре на Таганке, где сыграл более двадцати ролей.

 Биографы-исследователи: к ролям в театре Высоцкий относился трепетно. Особенно подробно хотелось бы рассказать о последней роли в Театре на Таганке.

Владимир Высоцкий мечтал сыграть Гамлета. Роль начинали репетировать трое: Золотухин, Филатов и Высоцкий. Но после первых репетиций стало ясно, что у Высоцкого свое видение этой роли.

Современники: Леонид Филатов: «Однажды Володя выходит со сцены, весь в поту, и я ему говорю:  «Володя, еще только первый акт. Ты подумай, ты сейчас так расходуешь себя, как же ты будешь играть дальше? Нельзя же так…».

 Он повернулся, внимательно посмотрел- очень жестко, такой уставший, мокрый. И сказал : «Не будь дураком», не объясняя ничего»

Биографы–исследователи: Высоцкий всегда играл «Гамлета» как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. 25 июля 1980 года Высоцкого не стало.

Современники: 27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль отменили. Но за пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый оставил свой как священную реликвию.

Биографы–исследователи: Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда.

Современники: 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход.

Биографы-исследователи: И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек.

В 1981 году была издана первая книга Высоцкого «Нерв». Составителем был Роберт Рождественский.

Учитель: и в завершении нашего вечера послушаем песню Б.Окуджавы «О Володе я песню придумать решил…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и презентация литературного вечера на тему "Многогранный талант Н.В. Гоголя"

Данный сценарий и презентация к нему (Примеч.: презентация разделена  на  2 части, т.к.объем ее более 3 мб) содержат интересные факты из жизни Н.В. Гоголя, знакомят с историей создания некот...

Литературный вечер на тему: «СЛОВО О РОДНОМ КРАЕ» (региональный компонент).

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-11 классов с участием писателей и поэтов Кубани. Во время вечера исполняются стихи, песни кубанских поэтов и композиторов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».

Данный литературный вечер проводится в рамках методической работы ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является открытым мероприятием цикловой комиссии.Основные цели данного ве...

Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"

Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века....

Презентация к сценарию литературного вечера на тему: "Любовь - великая страна" (подготовлена учащимися 11 класса)

Презентация к сценарию литературного вечера, посвященного любовной лирике поэтов-шестидесятников, подготовлена учащимися 11 класса...