Литературный вечер на тему: «СЛОВО О РОДНОМ КРАЕ» (региональный компонент).
методическая разработка по теме
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-11 классов с участием писателей и поэтов Кубани. Во время вечера исполняются стихи, песни кубанских поэтов и композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher_slovo_o_rodnom_krae.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер на тему: «СЛОВО О РОДНОМ КРАЕ» (региональный компонент).
Цель: знакомство с литературой Кубани, воспитание любви к родному краю, к его природе.
Подготовительная работа:
приглашаются писатели Кубани. На сцене экран, на заднем плане - панно, посвященное кубанской природе. Оформлена выставка рисунков и книг, фотографий, сочинений, стихов детей о Кубани.
Ход вечера: звучит песня Г.Пономаренко на стихи В.Бакалдина: «О, Родина, моя», на экране - картины родной природы, города (слайды, кинокадры). Четыре ученика читают стихи К.А.Обойщикова «Кубань – земля такая».
1-й ученик:
Кубань - земля такая:
Лишь первый луч скользнет -
И поле оживает.
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
2-й ученик:
Кубань - земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины -
Как воина седины,
Как мудрость старины.
3-й ученик:
Кубань - земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
4-й ученик:
Кубань - земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань - земля такая:
Однажды приласкает -
Полюбишь навсегда!
Ведущий:
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох!
С Кубанью были связаны судьбы многих русских писателей первой половины XIX в. В своих произведениях они оставили яркие свидетельства знакомства с кубанской землей. А.С.Пушкин был первым из крупных русских писателей, побывавших на Кубани. М.Ю.Лермонтов служил на Кубани и рассказал русскому читателю о кубанском крае в своей повести «Тамань». Здесь прошли последние годы двух декабристов - литераторов. А.А.Бестужева - Марлинского и А.И.Одоевского. В 30-х годах 19 в. заявил о себе как поэт, драматург, прозаик Я.Г.Кухаренко, В1836г. он написал свое 1 литературное произведение - пьесу «Черноморский быт» (о быте кубанских казаков). С кубанским краем связаны жизнь и творчество В.Г.Короленко. Вместе с семьей В.Г.Короленко жил в Джанхоте на своей даче, где написал очерк «У казаков».
В 1888 г. АП.Чехов совершил поездку вдоль Черноморского побережья Кубани, впечатления от которой воплотились в его повести «Дуэль». Посетили Кубань А.М.Горький, Ф.В.Гладков и многие другие классики литературы.
На Кубани была местная казачья литература. Ярким представителем этой литературы был А.Е. Пивень (уроженец станицы Павловской). С детскими стихами он публиковался в столичных журналах, с рассказами - на страницах кубанских газет. АЕ.Пивень изучал кубанский фольклор и этнографию, собирал песни и поговорки. Всего вышло 27 книг с казачьими песнями, народными сказками для детей.
Так же незаслуженно был забыт и другой казачий писатель Н.Н.Канивецкий, автор книг «Кавказ в поэзии Пушкина» и «Из былого Черноморья». В своих талантливых произведениях, окрашенных сочным юмором, он донес до нас жизнь кубанцев прошлого, быт, нравы, типы, характеры черноморцев пахарей и воинов.
Известны были писатели М.К.Седин - автор пьес «Маруся - казачка» и Е.Ю.Кузьмина, связанная своей жизнью с Анапой, хорошо знавшая АБлока.
Звучит народная казачья песня: «Ой, гуляют казаки».
Ведущий: Современные кубанские поэты известны не только в России, но и во многих странах мира.
Ученик читает стихотворение В.П.Неподобы «Природа».
Устроено просто и мудро,
Как только природа творит:
Прохлада предлетнего утра,
Дымки прибрежных ракит.
За линией берега тонкой
Едва проступают пруды.
Молочной затянута пленкой
Поверхность прозрачной воды.
Как можно века неустанно
И, словно впервые, всегда
Так делать, чтоб из тумана
Тебе улыбалась вода?
Чтоб солнце к людским нашим бедам
Своим прикасалось лучом,
Как можно быть кроткой при этом,
Как будто она ни при чем?
Хранить свои травы и воды -
Равно: красоту и число,
Все лучшее в нас от природы.
Откуда же, Господи, зло?
Стихотворение С.Н.Хохлова «Три имени».
Лишь тем и вечен в мире человек,
Что налит чувством
Нежным и горячим.
Три имени священные во век.
От всяких зол
В глубинах сердца прячу.
А если вдруг -
Не дай, конечно, Бог -
Я хоть одно из тех имен не вспомню,
Уже ничем на свете не восполню
Той пустоты. Не дай, конечно, Бог.
И я совсем ничто без тех имен.
Ни торжества, ни упоенья жизнью.
Мир Матери, Любимой и Отчизне,
Во все века возвышен их огонь.
Стихотворение К.А.Обойщикова «Они Россию кормят хлебом».
В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы как родня.
Они Россию кормят хлебом,
А это значит - и меня.
И, житель города законный,
Не первый, не последний раз
Иду я тропочкой знакомой
На свет хлебов и добрых глаз.
А ветер дух полей разносит,
И пыль, и сладкие дымы...
Пока земля растит колосья,
В бессмертье будем верить мы.
Ведущий: Кубань славится не только известными поэтами, но и замечательными писателями. Известные имена В. Лихоносова, Н.Зубенко, В.Иваненко, Г.Василенко, В.Логинова.
Инсценировка из повести В.НЛогинова «Витюшкино детство».
Вечером Витюшка показал брату свою карту. Он обвел пальцем Каспийское море и сказал, что на берегах его стоит много городов. Канька должен найти это море, хорошенько запомнить, а потом рассказать Витюшке. где стоят города. Где стоят, как называются и какими кружками обозначены. - Запомню! - сказал он Каньке.
- Нашел.
- Запомнил города?
- Нет.
- Почему?
- Атам их много...
- Ну запомнил бы хоть один!
- Ты же не сказал, что один...
- Балда ты, Канька! - вздохнул Витюшка. - Что мне с тобой делать?
Но Канька не обиделся. На следующий раз он весело закричал:
- Запомнил, запомнил! Из четырех букв! Вот: бэ, а, кэ, у!
- Точно, Баку! - обрадовался Витюшка. - Запомнил место?
- И место и кружок! - захлебываясь от радости, говорил Канька. - Самый
большой! Давай покажу где!
В тот день Витюшка и сам принес город. На большой переменке он словно невзначай забежал в Канькин класс и подошел к знакомой карте. Город, который сразу бросился в глаза, Витюшка и решил его запомнить. Это был Краснодар, сотый Витюшкин город. Город, который много лет спустя Витюшка полюбил на всю жизнь. Но тогда, в детстве, Витюшка, конечно, не догадывался, как дорог станет ему этот город.
Ведущий: слово предоставляется гостям вечера - писателям Кубани.
В конце вечера звучит песня Г.Пономаренко, Е.Довгань «Герои Кубани».
Литература:
1. Ратушняк В.Н. Прошлое и настоящее Кубани., К., 1994г., ч.1.
2. Стихи и проза современных кубанских писателей и поэтов.
3. Сборник песен композитора Г.Пономаренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Слово о родном крае"
Человек без Родины, как птица без крыльев....
Конкурсная творческая работа учащейся 7 класса Скворцовой Полины на тему "Лучше нет родного края" (3 место в республиканском конкурсе "Волшебное русское слово")
Лучше нет родного края! Родной край – понятие очень широкое, необъятное. Когда начинаешь думать о своих родных местах, то сразу вспоминаешь тот уголок, где ты родился, где люби...
Познавательная игра "Слово о родном крае"
Данное мероприятие разработано для учащихся 5 - 6 классов, с целью развития познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края.Игра нацелена на привитие любви к малой ро...
Открытое классное мероприятие "Слово о родном крае"
В материале рассказывается о природе, хозяйсвте, людях родного поселка Ырбан...
Классный час "Слова о родном крае"
Классный час посвящен ставропльскому краю, имеется информация из истории края, достопримечательностях а так же информация о петровском районе и с.Просянка....
Сценарий литературного вечера на тему "Наши мамы – наша радость, слова нет для нас родней!"
разработка меропрятия к Дню Матери...
Доклад для педсовета по теме "Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе как инструмент воспитания любви к родному краю"
Доклад является обобщением опыта работы по внедрению регионального компонента в школе на базе музея. Указано три формы его реализации: урочная деятельность, в которой предусматривается органическое вп...