Рабочая программа по литературе для 10 класса (Сухих)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:
• Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
• государственного образовательного стандарта общего образования;
• федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС);
• программы литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия». – 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10_kl.l_suhih.docx | 68.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Адмиралтейского района
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 280 имени М.Ю. Лермонтова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено: на заседании ШМО протокол №______ от «____» ________2016г. Руководитель __________________ | Согласовано: зам. директора по УВР ______________________ от «____» ________2016 г. | «Утверждаю» ______________________ (директор Ю.Б. Севастьянова) приказ от «____» ________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для10 класса
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы
Попова Антонина Алексеевна
2016 -2017 учебный год
г. Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- государственного образовательного стандарта общего образования;
- федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС);
- программы литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия». – 2013.
Общая характеристика учебного предмета
Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальной традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам.
Настоящая программа базовой школы строится прежде всего как история литературы.
Во-первых, в ней применена укрупненная периодизация: не по десятилетиям или полустолетиям, а по направлениям или историко-культурным эпохам.
Во-вторых, в программе сведены к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не должны и не будут прочитаны школьниками, поскольку они не входят в Стандарт общего образования и Примерную программу.
Изучать литературу как искусство необходимо прежде всего в процессе совместного медленного чтения. Поэтому программа строится на детальном монографическом анализе ключевых произведений русской классической литературы, входящих в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень». Причем этот анализ должен вестись с подробным цитированием, точным указанием на источники (части, главы, действия драмы), чтобы каждый шаг, каждое утверждение было проиллюстрировано текстом изучаемого произведения.
В-третьих, традиционному обзору жизни и творчества писателя автор программы предпочитает категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт. Таким образом, жизнь и творчество каждого изучаемого писателя представлены своеобразными психологическими портретами-«медальонами». Фактическая часть биографии тем не менее будет присутствовать как в самом «медальоне», так и в вынесенных в особый раздел основных датах жизни и творчества писателя.
Поскольку биографии Пушкина, Лермонтова и Гоголя должны подробно изучаться в основной школе, биографический аспект в старших классах предполагается заменить историко-литературным: при изучении этих писателей речь пойдет прежде всего об их месте в историко-литературном процессе и значении их творчества.
Воспитательное, нравственное значение литературы должно проявиться как при рассмотрении содержания классических произведений, как правило, ориентированных на вечные темы, на проблемы нравственного выбора, так и в рассказе о самих писателях, биографии которых обычно полны настоящего драматизма и человеческой значительности.
Таким образом, опорными конструктивными элементами программы является целостное описание периода или эпохи как историко-культурного единства, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества и подробный анализ ключевых программных произведений или – если речь идет о поэте – художественного мира писателя.
Содержание курса «Литература 10» на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историка - литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историка - литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя.
Предусмотрено освоение учащимися на уроках теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит осуществить контроль образовательных результатов.
Цели и задачи
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет федерального компонента. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 ч для обязательного изучения литературыв 10 классе:3 часа в неделю (34 учебные недели).
Программа составлена с учетом корректировки в связи с государственными праздниками.
Учебно-методический комплекс
Для учащихся:
- Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2013.
Для учителя:
- Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2013.
- Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыго. – М.: Эксмо, 2015.
- Русская литература XIX – XX вв. в вопросах и ответах / О. Е. Гайбарян. – Ростов н/Д: Феникс, 2015
- Сборник кроссвордов по литературе / И. П. Степанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Интернет-ресурсы:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой
эволюции; - историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию,оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точкузрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы, воспроизводить содержание литературного произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХГХ-ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. - Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
-Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки; выразительное чтение художественного текста;осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, чтение по ролям, комментированное чтение, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; устные рассказы по плану; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; анализ и интерпретация произведения; комплексный анализ текста; характеристика, описание героя; сравнительная и групповая характеристика персонажей произведения; иллюстрирование эпизода произведения; проверка умения раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам; проверка умения выявлять подтекст, тесты, составление планов и написание отзывов о произведениях, сочинения.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ по четвертям.
Учебно-тематический план
10 класс
3 часа в неделю, всего 102 часа
Раздел программы | Всего часов | В том числе | ||
Сочинений | Самостоятельных работ | Тестовых работ | ||
Повторение и обобщение изученного в 9 классе | 3 | - | 1 | - |
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. | 10 | - | 1 | - |
Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. | 2 | - | - | - |
Фёдор Иванович Тютчев. | 4 | - | - | 1 |
Афанасий Афанасьевич Фет. | 4 | - | - | 1 |
Иван Александрович Гончаров. | 5 | - | - | 1 |
Александр Николаевич Островский. | 5 | 1 | - | - |
Иван Сергеевич Тургенев. | 10 | 1 | 1 | - |
Фёдор Михайлович Достоевский. | 10 | 1 | - | 1 |
Лев Николаевич Толстой. | 15 | 1 | 1 | - |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. | 5 | - | - | 1 |
Николай Алексеевич Некрасов. | 6 | 1 | - | 1 |
Николай Семёнович Лесков. | 4 | - | 1 | - |
Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. | 2 | - | - | - |
Антон Павлович Чехов. | 12 | 1 | 1 | 1 |
Итоги века. | 2 | - | - | 1 |
Резервные уроки. | 3 | - | - | - |
ИТОГО | 102 | 6 | 6 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Повторение и обобщение изученного в 9 классе (3 ч.)
Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова.
Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство.
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. (10 ч.)
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой.
Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман.
Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе.
Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. (2 ч.)
Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого).
Фёдор Иванович Тютчев. (4 ч.)
Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева.
Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч.)
Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.
Иван Александрович Гончаров. (5 ч.)
Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин).
«Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя.
Александр Николаевич Островский. (5 ч.)
«Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев). «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное.
Иван Сергеевич Тургенев. (10 ч.)
Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?
Фёдор Михайлович Достоевский. (10 ч.)
Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).
Лев Николаевич Толстой. (15 ч.)
«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев.
«Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль». Пьер Безухов: «живая душа». Наташа Ростова: «живая жизнь». Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (5 ч.)
«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи.
Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч.)
Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои.
Николай Семёнович Лесков. (4 ч.)
Слово о Лескове.Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.Праведники у Лескова. Рассказ "Однодум". "Очарованный странник". Особенности композиции и образ главного героя. Иван Флягин - один из праведников земли русской.
Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. (2 ч.)
Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов.
Антон Павлович Чехов. (12 ч.)
«Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра.
Итоги века. (2 ч.)
Обобщение. Итоговый контроль.
Резервные уроки (3)
Календарно – тематический план по русскому языку, 10 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки |
Повторение и обобщение изученного в 9 классе. (3 ч.) | |||||||
1 | Литература: зачем и для кого? | 1 | Комбинированный урок | Участвовать в полемике «Роль чтения, образования в современном мире», понимать логику программного курса, принимать участие в его корректировке. | Работа в классе | ||
2 | Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. | 1 | Урок обобщения и систематизации | Составлять краткий хронограф (синхронистическую таблицу) «История отечественной литературы от древнерусского периода до первой половины XIX века». Презентовать портретную галерею классиков указанного периода. Проводить сопоставительный анализ фрагментов текста. Формулировать выводы о роли изученного периода культуры. | Работа в классе, Д/З | ||
3 | Общая характеристика литературы XIX века. "Девятнадцатый век" как культурное единство. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | |||
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. (10 ч.) | |||||||
4 | Лирика Пушкина: темы и жанры. | 1 | Урок обобщения и систематизации | Выразительно читать приготовленные самостоятельно подборки лирики А.С.Пушкина по определенной тематике. Делать самостоятельные обобщения и выводы по теме. Составлять вступительные статьи, подбирать состав стихотворений с объяснением тематики, концепции выбора, готовить выразительное чтение, исторический комментарий, анализ стихотворений, подбирать музыкальное, иллюстративное сопровождение. Готовить и проводить заочную или очную экскурсию по пушкинскому Петербургу. Составлять план проведенной экскурсии или выполнять проект рекламного буклета. | Работа в классе | ||
5 | Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
6 | "Медный всадник": поэма или повесть? | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
7 | Трагический конфликт человека и истории: "бедный Евгений" против "властителей судьбы". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
8 | Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. | 1 | Урок обобщения и систематизации | Осуществлять сопоставительный анализ стихотворений. Записывать ассоциации, ключевые слова, образы, готовить чтение, исторический комментарий, анализ стихотворений. Выразительное чтение как интерпретация. Уметь аргументировать собственное мнение. | Работа в классе, Д/З | ||
9 | Баллады Лермонтва: экзотика и обыденность. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
10 | Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
11 | Н. В. Гоголь: Судьба писателя, "дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно перед очами" (повторение и обобщение). | 1 | Урок обобщения и систематизации | Самостоятельно читать и обрабатывать материалы учебно-научной и критической статьи о личности писателя, структурировать их, учитывая следующие факторы: особенности личности, социальная направленность творчества. Готовить, организовывать и проводить заочную экскурсию «Петербург Гоголя». Наносить на карту адреса Гоголя и его персонажей. | Работа в классе, Д/З | ||
12 | "Невский проспект": люди как предметы. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
13 | Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | |||
Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. (2 ч.) | |||||||
14 | Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Активно слушать и перерабатывать лекционный материал, делать конспект, формулировать вопросы и выводы. Читать и интерпретировать учебно- научную статью учебника. Маркировать текст. Обобщать пройденный материал в форме устного и письменного ответа. Создавать презентацию. | Работа в классе | ||
15 | Н. Г. Чернышевский и Н. С. Лесков: два взгляда на путь России. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
Фёдор Иванович Тютчев. (4 ч.) | |||||||
16 | Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выразительно читать приготовленные самостоятельно подборки лирики. Записывать ассоциации, ключевые слова, образный ряд. Работать в составе группы и индивидуально. Собирать материал об адресатах любовной лирики. Презентовать его в оптимальной форме. | Работа в классе | ||
17 | Художественный мир Тютчева и тютчевский "мирообраз". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
18 | Тема любви и природы. | 1 | Комбинированный урок | Чтение наизусть | |||
19 | Философская лирика Тютчева. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | |||
Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч.) | |||||||
20 | Судьба поэта: Шеншин против Фета. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Делать устный выборочный пересказ. Составлять конспект учебно-научной статьи. Производить сопоставительный анализ стихотворений. Выполнять задание исследовательского характера. Формулировать устный ответ в рамках групповых заданий. Формулировать итоговый ответ на основе модели. | Работа в классе | ||
21 | "Свои особенные ноты…" (И. С. Тургенев). Художественный мир Фета. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
22 | Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | |||
23 | Чтение стихов поэта наизусть. | 1 | Урок контроля | Чтение наизусть | |||
Иван Александрович Гончаров. (5 ч.) | |||||||
24 | Странствователь или домосед: личность и судьба И. А. Гончарова. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Самостоятельно читать и обрабатывать информацию о биографии писателя, составлять краткий связный рассказ по теме. Составлять схему и рассказывать о системе персонажей, о композиции романа. Выразительно читать фрагменты. Осуществлять комментарий, аналитические действия. Характеризовать и сопоставлять персонажей. Анализировать и структурировать вопросы учебника. Писать сочинение, корректировать написанное. | Работа в классе | ||
25 | Роман "Обломов": типы и архетипы. Роль экспозиции в романе И. А. Гончарова. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | |||
26 | "Задача существования" и "практическая истина" (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
27 | Испытание любовью: Обломов на рандеву. Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
28 | Идеал и идиллия. Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | |||
Александр Николаевич Островский. (5 ч.) | |||||||
29 | "Островский начал необыкновенно" (И. С. Тургенев). "Гроза". | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Составление учащимися плана лекции. Читать, инсценировать, интерпретировать, анализировать фрагменты драмы «Гроза». Составлять связный ответ, используя материалы таблицы. Готовить вопросы и участвовать в полемике: «Жестокие нравы города Калинова: кто виноват?» Составить несколько связных ответов в краткой форме (5-10 предложений). | Работа в классе | ||
30 | Жанр, фабула, конфликт, язык. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
31 | "Жестокие нравы" города Калинова: кто виноват? | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
32 | Проблема свободы и воли. | 1 | Комбинированный урок | Домашнее сочинение | |||
33 | Спор о "Грозе": временное и вечное. | 1 | Комбинированный урок | Коллективная работа | |||
Иван Сергеевич Тургенев. (10 ч.) | |||||||
34 | Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. "Отцы и Дети". | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Аналитическая переработка текста учебно-научной статьи по предложенноймодели. Выразительно читать диалоги героев в лицах. Давать устный и письменный ответ ограниченного объема на проблемный вопрос. Делать пересказ-анализ эпизода. Участвовать в дискуссии. Писать аннотацию, отзыв или заметку на одну из статей о романе. Давать исторический и реальный комментарий к тексту. Составлять пакет вопросов по прочтении романа Тургенева «Отцы и дети». Практически осуществлять анализ текста, знать алгоритмы аналитических действий. Участвовать в полемике по выявлению авторской позиции в романе. | Работа в классе, Д/З | ||
35 | Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
36 | Эволюция героя: от Рудина к Базарову. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
37 | Роман "Отцы и дети": "Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты". Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | |||
38 | "Долой авторитет!" Базаров и его последователи в романе. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
39 | Базаров на рандеву: испытание любовью. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
40 | Испытание смертью: смысл эпилога. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
41 | Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
42 | Полемика о главном герое романа "Отцы и дети": оригинал или пародия? | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | |||
43 | РР. Классное сочинение. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | |||
Фёдор Михайлович Достоевский. (10 ч.) | |||||||
44 | Судьба и мировоззрение Ф. М. Достоевского: "Я перерожусь к лучшему". | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Составлять таблицу по материалам учебно-научной статьи. Проводить самоанализ по вопросам. Подготовить заочную экскурсию «Петербург Достоевского». Объяснять смысл теории Раскольникова, цитировать в ответе фрагменты из текста. Объяснять композицию романа, наличие детективных элементов в сюжете.Читать, анализировать ключевые эпизоды. Объяснять систему персонажей в произведении. Предлагать вопросы для дискуссии. Участвовать в полемике. Создавать письменное высказывание заданного объема. Давать ответ по теории литературы (по выбору). Развивать предложенный тезис. Создавать кластер. Создавать развернутый план сообщения. Писать и редактировать сочинение. | Творческая работа | ||
45 | Роман "Преступление и наказание": "Преступление и наказание" как идеологический роман. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | |||
46 | "Петербургский миф" Достоевского: город и герои. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
47 | "Униженные и оскорблённые" в романе. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
48 | Раскольников как человек идеологический: последние вопросы. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
49 | Раскольников, его двойники, антиподы. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
50 | "Вечная Сонечка". Идея преумножения добра. | 1 | Комбинированный урок | Домашнее сочинение | |||
51 | Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
52 | Испытание идеи: фабульный финал и эпилог романа. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
53 | "Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…" (Ю. И. Селезнёв). | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | |||
Лев Николаевич Толстой. (15 ч.) | |||||||
54 | "Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…" (Л. Н. Толстой). Судьба Толстого. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Собирать информацию о жизненном пути Л.Н. Толстого с использованием разных источников (лекция учителя, материалы учебника, научно-популярные и художественные фильмы, материалы Интернета). Составлять тезисный план. Составлять таблицы на основе поисковой деятельности. Участвовать в дискуссии. Формулировать особенности романа- эпопеи. Подробно и кратко пересказывать эпизоды из романа и анализировать их. Характеризовать проблематику, композицию, систему персонажей, философию истории в понимании писателя и ее отражение в романе. Проводить сопоставительный анализ персонажей. Составлять исторический комментарий. Готовитьпрезентацию. Составлять таблицу-сравнительную характеристику. Понимать определения «мысли семейной» и «мысли народной» в романе-эпопее. Создавать письменные работы разного объема. Корректировать написанное. | Работа в классе | ||
55 | "Севастопольские рассказы". | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | |||
56 | Роман "Война и мир": "Это как Илиада". Проблематика и жанр романа. Смысл заглавия. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | |||
57 | "Война и мир" как "Война и семья": "породы" людей у Толстого. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
58 | 1805 год: Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и "незаметные герои". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
59 | "Диалектика души" и "диалектика поведения" толстовских героев. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
60 | "Настоящая жизнь людей". "Между двумя войнами". Анализ эпизодов второго тома. | 1 | Комбинированный урок | Коллективная работа | |||
61 | Андрей Болконский: "Живая мысль". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
62 | Пьер Безухов: "Живая душа". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
63 | Наташа Ростова: "Живая жизнь". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
64 | Война 1812 года: Бородинское сражение. | 1 | Комбинированный урок | Творческая работа | |||
65 | Наполеон и Кутузов. Философия истории. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
66 | "Всё хорошо, что хорошо кончается": эпилог романа. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | |||
67 | ВЧ. Урок внеклассного чтения по произведениям об Отечественной войне. | 1 | Урок внеклассного чтения | Внеклассное чтение | |||
68 | Р.Р. Классное сочинение. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | |||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (5 ч.) | |||||||
69 | Ссыльный литератор: Салтыков и Щедрин. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Составлять план-конспект учебно- научной статьи по предложенным вопросам. Аналитическое чтение. Письменные работы ограниченного объема. Уметь выбирать, читать и комментировать фрагменты эпического произведения. Подбирать иллюстративный материал, цитатные заголовки к нему. Собирать сведения о жанре произведения. Создавать и корректировать письменные ответы. Создавать сочинение сопоставительного характера. | Работа в классе | ||
70 | Суровый сатирик: путём Эзопа. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
71 | "История одного города": Глупов и Россия. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
72 | Один город: времена и нравы. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
73 | Повествователь: маски издателя. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | |||
Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч.) | |||||||
74 | "Я дал себе слово не умереть на чердаке": судьба Н. А. Некрасова. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Аналитически сопоставлять учебно- научные статьи о поэте. Создавать устное эссе и озаглавливать выступление. Выразительно читать лирические стихотворения и отрывки из поэмы. Производить целостный анализ поэтического текста. Комментировать лирические стихотворения. Выразительно читать стихотворения. Давать устный ответ ограниченного объема по предложенному плану. Выполнять письменный анализ стихотворений. Понимать и объяснять особенности композиции поэмы, объяснять авторский замысел, толковать систему персонажей. Писать, совершенствовать сочинение. Участвовать в викторине. Самостоятельно готовить композицию по предложенной модели. Представлять результаты групповой работы и презентации. | Работа в классе | ||
75 | Муза Н. А. Некрасова. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З Работа в классе, Д/З | |||
76 | "Кому на Руси жить хорошо": жанр, композиция и герои поэмы Н. А. Некрасова. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | |||
77 | Автор и герои. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
78 | Современность: в поисках счастливого. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | |||
79 | РР. Классное сочинение по лирике. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | |||
Николай Семёнович Лесков. (4 ч.) | |||||||
80 | Слово о Лескове. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Познакомиться с творчеством Лескова. Готовить презентацию о жизни и творчестве писателя для класса. Сравнивать произведения разных автором на одну тему. Анализировать очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ названия. | Творческая работа | ||
81 | Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
82 | Праведники у Лескова. Рассказ "Однодум". "Очарованный странник". Особенности композиции и образ главного героя. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
83 | Иван Флягин - один из праведников земли русской. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | |||
Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. (2 ч.) | |||||||
84-85 | Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х гг. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Конспектирование лекции. Информационная переработка текста в соответствии с поставленной целью. Создание письменного ответа на проблемный вопрос. | Работа в классе, Д/З | ||
Антон Павлович Чехов. (12 ч.) | |||||||
86 | "Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?" | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Собирать и систематизировать материал о творчестве писателя. Проводить мини-исследование.Готовить и представлять сообщение в жанре «Писатель о писателе». Анализировать и комментировать рассказы. Осуществлять аналитическое чтение комедии. Представлять, объяснять систему персонажей, особенности жанра. Создавать письменные работы по новеллистике и комедии. Проводить сопоставительный анализ рассказов. Отвечать на вопрос – развитие предложенного тезиса. Осуществлять творческую работу по предложенной модели: создание внутреннего монолога персонажа. Давать письменный ответ ограниченного объема на проблемный вопрос. Писать и редактировать классное сочинение. | Работа в классе | ||
87 | Рассказы: "Я не писатель - я…" (М. А. Булгаков). Чехов - прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
88 | "Суждены нам благие порывы…". "Ионыч". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
89 | "Дама с собачкой". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
90-91 | Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл. "Палата № 6". | 2 | Урок ознакомления с новым материалом / комбинированный урок | Тестовая работа | |||
92 | "Вишневый сад": "В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…" (А. П. Чехов). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | |||
93 | "Удвоенное бытие": герои "Вишневого сада". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
94 | Песонажи: второстепенные и главные. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
95 | "Пьесу назову комедией": проблема жанра. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | |||
96 | Символы: сад и лопнувшая струна. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | |||
97 | РР. Классное сочинение по драматургии. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | |||
Итоги века. (2 ч.) | |||||||
98-99 | "Век девятнадцатый…": итоги века. | 2 | Урок обобщения и систематизации / Комбинированный урок | Участие в семинаре. Индивидуальная и групповая работа по подготовке семинара. Аргументированный выбор книг для внеклассного чтения в 11 классе. | Тестовая работа | ||
Резервные уроки. (3 ч.) | |||||||
100-102 | Резерв. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс Сухих
Литература в 6 классе по учебному комплексу под редакцией И.Н. Сухих....
Рабочая программа по литературе 10 класс под редакцией Сухих И.Н. (3часа)
Скорректированная рабочая программа по литературе для 10 класса....
Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК под ред. И.Н.Сухих (2 часа в неделю). 2018-2019 учебный год
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по литературе под редакцией И.Н. Сухих (Литература: программа для 5-9 классов: о...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).
Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...
Рабочая программа по литературе 9 класс по программе И. Н. Сухих
Рабочая программа рассчитана на 102 часа и ориентирована на использование учебника Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в двух частях / И. Н. Сухих — М.: Издательский ...
Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией И.Н. Сухих)
Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией под редакцией И.Н. Сухих. 2018 г.)...
Рабочая программа по литературе 9 класса под ред.И.Н.Сухих
Рабочая программа, представленная мною на сайте, даёт возможность воспитывать в детях любовь к слову. Развивает творческие способности. Формирует читательские интересы....