Рабочая программа по литературе 10 класс под редакцией Сухих И.Н. (3часа)
рабочая программа (литература, 10 класс) на тему
Скорректированная рабочая программа по литературе для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dorabotana.docx | 79.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы по литературе для 10 – 11 классов И.Н.Сухих. Данная рабочая программа рассчитана на использование УМК: И.Н.Сухих учебник «Литература. 10 класс» в 2-х частях, С.П.Белокурова, И.Н.Сухих Практикум к учебнику И.Н.Сухих «Литература, 10 класс», С.П.Белокурова, И.Н.Сухих Книга для учителя «Русская литература в 10 классе». И.Н.Сухих учебник «Литература. 11 класс» в 2-х частях, под ред. И.Н.Сухих Практикум к учебнику И.Н.Сухих «Литература, 11 класс», и Книга для учителя «Русская литература в 11 классе». Материал курса рассчитан на учащихся 10-11классов общеобразовательной школы (базовый уровень) – 3 час в неделю, 204 часов за 2 года.
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историка - литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историка - литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя.
Предусмотрено освоение учащимися на уроках теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит осуществить контроль образовательных результатов.
Цели и задачи курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Цели
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На изучение литературы в 10 классе отводится 105 учебных часов (в неделю 3 урока).
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой
эволюции; - историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию,
оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы, воспроизводить содержание литературного произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХГХ-ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. - Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
-Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | Общая характеристика литературы XIX века. | 1 |
3. | Первый период русского реализма (1820-1830) | 14 |
4. | Второй период русского реализма (1840-1880) | 75 |
5. | Третий период русского реализма (1880-1890) | 13 |
итого | 105 |
Описание учебно-методического обеспечения
- Золотарёва И. В., Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. – М.: «Вако», 2002.
- Литература. 10 класс: Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Части 1,2./Автор-составитель Е.В.Кудимова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Белбская Л. Л. Литературные викторины. – М.:Просвещение, 2005.
- Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов: Учебное пособие /Сост. О. О. Милованова, И. А. Книгин. – Саратов: Лицей, 2003.
- Уроки русской литературы в 10 классе. Вторая половина XIX века. Книга для учителя/ Автор-составитель Биккулова И.А. – Брянск: «Курсив», 2003
- Открытые уроки литературы : 9-11 классы / Н.С.Королева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008
- Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
- Лазаренко Г.П. Тютчев в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2003
- Шахерова О. Н. Распутин в школе : Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004
- Лион П. Э, Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие.- М.: Дрофа, 2002.
- Чертов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX век: 10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002
- Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1994.
- Малышева Л. М. Рифы и мифы вступительных экзаменов: Русский язык и литература. – М.: Школа-Пресс, 1994.
- Репин А. В. Литература. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2005.
- Великие россияне / Биографическая библиотека Ф. Павлёнкова. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 .
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Наименование изучаемой темы Тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Характеристика основных видов деятельности | |||
Домашнее задание | Контрольно-оценочная деят-ть | Универсальные учебные действия | ||||||
Вид Форма | ||||||||
1.ВВЕДЕНИЕ- 2 часа | ||||||||
1.1 | Литература: зачем и для кого? Комбинированный урок | 1 | Исторические границы 19 в., характеристика исторических событий и литературных процессов. | Письменный ответ на проблемные вопросы. Работа по словарю. | Проблемная лекция, работа с учебником. Входной | Определять основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | ||
1.2 | Писатель и эпоха: литературные направления первой половины 19 века. Комбинированный урок | 1 | Характеристика литературных направлений. | Заполнить таблицу | Проблемная лекция, работа с учебником. Входной | Называть литературные направления конца 18- первой половины 19 в. | ||
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 19 в. -1 час | ||||||||
2.1 | «Девятнадцатый век» как культурное единство. Комбинированный урок | 1 | Литературные направления 18-19 вв | Письменное задание | Проблемная лекция, работа с учебником. Входной | Определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. | ||
3. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА-14 часов. | ||||||||
3.1 | Общая характеристика: эпоха, писатель, герой. Комбинированный урок | 1 | Особенности реализма как нового направления в русской литературе XIX века | Ответы на проблемные вопросы, работа со словарями. | Проблемная лекция, работа с учебником. Входной | Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках | ||
3.2 | А.С.Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | Раскрывать основные темы и мотивы в творчестве поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). | Беседа, работа с книгой, с информа-ционными ресурсами. Текущий | Называть важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; развивать навыки ораторского искусства. | |||
3.3 | Лирика Пушкина: темы и жанры. Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Раскрывать основные темы и мотивы в творчестве поэта. Философское осмысление жизни, творчества, любви, природы в стихотворениях. Анализ стихотворений разных жанров. | Чтение наизусть и анализ лирики А.С.Пушкина. | Текущий | Знать тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; Развивать навыки выразительного чтения, память, навыки анализа лирического произведения. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | ||
3.4 | Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. «Медный всадник». Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Раскрывать основные темы и мотивы в творчестве поэта, уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка. | . | Проблемная лекция, работа с учебником. Входной | Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | ||
3.5 | «Медный всадник»: поэма или повесть? Урок комплексного применения ЗУН. | 1 | Образы Петербурга в произведениях А.С.Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Вольность»). Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; видеть позицию автора, понимать причины симпатии и антипатии автора к своим героям. Аналитическое чтение фрагментов поэмы. | Входной | Анализировать статьи учебника, выборочное чтение эпизодов поэмы, анализ эпизодов, их истолкование. | |||
3.6 | Трагический конфликт, человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы». Комбинированный. | 1 | Роль звукописи в изображении Медного всадника, противопоставления Евгения с памятником Петру и «града Петрова», а не с самодержцем Петром I. Философия истории у Пушкина. | Проблемная лекция, работа с учебником. Входной | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать тексты произведений; Уметь характеризовать лирических героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимать актуальность проблем. | |||
3.7 | М.Ю.Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Комбинированный | 1 | Обсуждение взглядов М.И.Цветаевой и Д.Л.Андреева на творческий путь М.Ю.Лермонтова. Сопоставление лирических героев Лермонтова и Пушкина. Осмыслять тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; | Проблем-ная лекция, работа с учебником. Входной | Работать с важнейшими биографическими сведениями о поэте, знать периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
3.8 | Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Составление плана ответа по теме, работа с тестом. Аналитическое чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу…». | Входной. | Составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания. | |||
3.9 | Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Комбинированный | 1 | Осмыслять тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения. Аналитическое чтение стихов «Завещание». Анализ баллады «Сон». | Текущий | Понимать тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; | |||
3.10 | Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман. Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Сообщение уч-ся с обзором темы, выборочное чтение и обсуждение. Анализ стихотворения «Родина». Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (изменение мироощущения героя постдекабристской эпохи). | Входной | Составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания. Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; воспитывать чувство патриотизма, справедливого отношения к людям, стремление в любой ситуации отстоять честь. | |||
3.11 | Н.В.Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». «Невский проспект». Комбинированный | 1 | Анализ статьи учебника, беседа о знакомых произведениях Гоголя. Анализ прочитанных повестей путём беседы по вопросам. | Входной | Развернуто комментиро-вать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества; объяснять наличие в творчестве писателя определённых тем. Использовать в ответах тексты произведений; определять сюжет, особенности композиции, систему образов. Выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; | |||
3.12- 3.13 | «О, не верьте этому Невскому проспекту». Комбинированный | 2 | Анализ прочитанных повестей путём беседы по вопросам. Диспут о роли «маленького» человека в истории государства. Аналитическое чтение повести «Невский проспект». Составление описания города. | Текущий | Выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять описание города; развивать устную и письменную речь; воспитывать негативное отношение к бюрократизму. | |||
3.14 | Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Обзор разной оценки творчества Гоголя в русской критике. Выборочное комментированное чтение поэмы «Мертвые души». Осмыслить основную проблематику произведения; определить идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; | Тематический | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | |||
4.ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1840-1880-е г.г.)- 75 часов | ||||||||
4.1 | «Натуральная школа»: второе поколение писателей и поиски новых путей. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Характеристика эпохи 1840-1880 г.г. Выход на общественную и литературную арену большого числа разночинцев. «Натуральная школа» и ее представители. Изменение роли писателя в обществе. Общественная и литературная борьба на страницах журналов. | Входной | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. | |||
4.2 | Н.С.Лесков и Н.Г.Чернышевский: два взгляда на путь России. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Взгляды Чернышевского на роль литературы. Образы «новых людей» в романе «Что делать?». Итоги жизненного пути Ивана Северьяныча Флягина на страницах лесковской повести «Очарованный странник» | Входной | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. Знать важнейшие биографические сведения о писателе; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
4.3-4.4 | Н.С.Лесков. «Очарованный странник»: жанр, сюжет. | 2 | Комментированное чтение, обсуждение, анализ повести «Очарованный странник». Анализ особенностей композиции и сюжета произведения. | Текущий | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. Знать важнейшие биографические сведения о писателе; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
4.5-4.6 | Изображение русского национального характера в повести. | 2 | Анализ маршрутов Флягина по карте. Сопоставление портрета Флягина с былинными богатырями. Знакомство с историей дальнейшей жизни героя. Анализ исповеди Флягина. Эссе на одну из тем: «Особенности русского национального характера по повести Лескова «Очарованный странник», «Основные этапы жизненного пути Ивана Флягина и перемены в его характере». | Тематичес-кий | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. | |||
4.7 | «Двух станов не боец…» (творчество А.К.Толстого). Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Творческий путь А.К.Толстого. Фольклорные мотивы и образы народной поэзии в творчестве. А.К.Толстой как поэт-сатирик | Текущий | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. Знать важнейшие биографические сведения о писателе; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
4.8 | Поэтическая судьба Ф.М.Тютчева: поэт для себя. Комбинированный | 1 | Важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | Входной | Производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | |||
4.9-4.10 | Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 2 | Представление о Тютчеве-человеке и о Тютчеве-поэте после анализа стихотворений, сущность тютчевского мировоззрения, его взгляды на природу, поэзию, любовь. Искать нужную информацию по заданной теме в различных источниках | Входной | Выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | |||
4.11 | Судьба поэта: Шеншин против Фета. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. Анализ «Альбома признаний». Основные темы фетовской лирики. | Текущий | Выявлять важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
4.12-4.13 | «Свои особенные ноты…» (И.С.Тургенев): художественный мир Фета. Комбинированный урок. | 2 | Важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. Аналитическое чтение стихотворений, определение их ведущих тем и мотивов. | Текущий | Выявлять важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | |||
4.14 | Странствователь или домосед: личность и судьба И.А.Гончарова. Комбинированный урок. | 1 | Работа с информацией, отбор важнейших биографических сведений о писателе, периоды его творчества; умение объяснять наличие в творчестве писателя определённых тем. Анализ двух чеховских характеристик Гончарова. У истоков романа «Обломов». | Входной | Отбирать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; выделять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; составлять характеристику героя. | |||
4.15 | «Меж ними все рождало споры…» (А.С.Пушкин) Комбинированный урок. | 1 | Работа с лексикой романа. Цитирование и комментирование. Самостоятельная работа с текстом произведения. Работа с лексикой романа. Сопоставление героев романа: А.Ф.Адуева и П.И.Адуева. | Текущий | Выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. Характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |||
4.16 | «Ты - Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Комбинированный урок. | 1 | Аналитическая беседа, выборочное комментированное чтение по вопросам. Хронология произошедшего с Александром за 8 лет, проведенных им в Петербурге. Выборочное комментированное чтение эпизодов. | Текущий | Выявлять важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Выразительно читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | |||
4.17 | Роман «Обломов». Типы и архетипы (роль экспозиции в романе). Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Аналитическое чтение 1 главы романа. Сообщение уч-ся. Самостоятельная работа. Чтение и комментирование уч-ся отрывков критиков. | Текущий | Выразительно читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | |||
4.18 | «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Аналитическая беседа, выборочное комментированное чтение по вопросам. Смысловая нагрузка имен в романе. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. | Текущий | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | |||
4.19 | Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Комбинированный | 1 | Аналитическое чтение глав романа. Сообщение уч-ся. Самостоятельная работа. Чтение и комментирование уч-ся отрывков критиков. Осмыслить, аргументируя текстом, одну из главных проблем романа - роль любви в жизни главного героя. |
| Тематический | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | ||
4.20 | Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя). Комбинированный урок | 1 | Аналитическое чтение главы романа «Сон Обломова». Роль в описании Обломовки образов сна и смерти, покоя и тишины. Сообщение уч-ся. Самостоятельная работа. Чтение и комментирование уч-ся отрывков статей критиков | Входной | Выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. Характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |||
4.21 | «Островский начал необыкновенно» (И.С.Тургенев). Комбинированный урок | 1 | Определять сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя, анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы. Работа по биографии А.Н.Островского. Обзор содержания и проблематика пьесы «Свои люди - сочтемся». | Входной | Работать с текстом, отбирать важнейшие биографические сведения о писателе; сравнивать тексты произведений; понимать характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; | |||
4.22 | «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. Комбинированный урок | 1 | Чтение 1 действия, работа со словарем, выразительное чтение отрывков в лицах, ответы на проблемные вопросы. Аналитическое чтение экспозиции (д.1, явл. 1-4). | Входной | Выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать эссе | |||
4.23 | «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Комбинированный урок | 1 | Речевые характеристики героев, выборочное чтение и комментирование эпизодов пьесы, ответы на проблемные вопросы. Заполнение таблицы «Кулигин и Феклуша о Калинове и его обитателях». | Входной | Производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | |||
4.24- 4.25 | Проблема свободы и воли. Комбинированный урок | 2 | Аналитическая беседа по проблемным вопросам. Полемика по проблемам, поднятым в произведении. Дискуссия о том, кого сточки зрения отношения к воле \ неволе можно считать «своими», а кого «чужими». Аналитическое чтение монолога Катерины (д.1, явл. 7). Характер конфликта в «Грозе». | Тематический | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать ее | |||
4.26 | Спор о «Грозе»: временное и вечное. Сочинение. Урок повторения и обобщения. | 1 | Подготовка выступлений и работа в группах. Ответы на вопросы учащихся разных групп. Краткие отзывы на выступления одноклассников. Работа с критическими статьями Добролюбова, Писарева, Достоевского. | Семинарское занятие. Текущий | Выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать эссе, говорить на аудиторию, отстаивать свою позицию, работать в группе. | |||
4.27 | Судьба И.С.Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Комбинированный | 1 | Комментированное чтение повести Б.К.Зайцева «Жизнь Тургенева». Сообщения учащихся по материалам учебника. Лекция учителя. Анализ формулировки темы урока. | Урок-беседа с элементами лекции. Входной | Выявлять важнейшие биографические сведения о писателе; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
4.28 | Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Комбинированный | 1 | Сообщения учащихся по материалам учебника. Лекция учителя о цикле романов Тургенева от «Рудина» до «Нови». Дискуссия о тургеневском понимании «должного» в искусстве. Обзор содержания романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и «Накануне». Комментирование учащимися статьи Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот». | Урок-беседа с элементами лекции. Входной | Производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | |||
4.29-4.30 | «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Комбинированный урок | 2 | Выборочное чтение комментария П.Г.Пустовойта к гл. 6 романа «Отцы и дети» и двух определений нигилизма в учебнике. Выборочный пересказ текста с анализом данного эпизода; составление портрета героя. Работа по вопросам учителя. | Лекция. Входной | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |||
4.31-4.32 | «Долой авторитеты!» Комбинированный урок | 2 | Выборочный пересказ текста с анализом данного эпизода; составление портрета героя | Входной | Выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать эссе | |||
4.33 | Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Комбинированный урок | 1 | Сообщения уч-ся, аналитическое чтение эпизодов, полемика. Дискуссия по вопросу: выходит ли тургеневский герой победителем из испытания любовью. | Тематический | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
4.34 | Испытание смертью. Смысл эпилога. Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Сообщения уч-ся, аналитическое чтение эпизодов, полемика. Анализ эпизода «Разговор приятелей под стогом» (гл. 21) | Тематический | Выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать эссе | |||
4.35 | Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Комбинированный урок | 1 | Выразительное чтение финальной сцены романа, сообщения учащихся, подготовка к дискуссии о месте Базаровых в истории России. | Тематический | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |||
4.36 | Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия? Сочинение. Обобщение и повторение | 1 | Сообщения учащихся по материалам учебника. Лекция учителя. Дискуссия по вопросу: почему роман Тургенева вызвал бурную полемику в стране обоих общественно-политических лагерей 60-ых годов: демократов и либералов. | Семинарс-кое занятие. Тематичес-кий | Выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать эссе, говорить на аудиторию, отстаивать свою позицию, работать в группе. | |||
4.37- 4.38 | Судьба и мировоззрение Ф.М.Достоевского: « я перерожусь к лучшему». Комбинированный урок | 2 | Чтение отрывков из романа «Идиот», ответы на проблемные вопросы. Сравнение художественного отражения ситуации в романе и рассказа о ней в частном письме (письмо Достоевского брату Михаилу: в ожидании казни) | Входной | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | |||
4.39 | «Преступление и наказание» как идеологический роман. Комбинированный урок | 1 | Оставление тезисного плана «Жанр: идеологический роман». Работа с дополнительной литературой, словарями, составление тезисного плана. Особенности психологизма Достоевского. | Входной | Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. | |||
4.40 | «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. Комбинированный урок | 1 | Сообщения учащихся по материалам учебника. Лекция учителя. Аналитическое чтение эпизодов романа, рисующих жилища героев (Петербург Достоевского - это… | Входной | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею. | |||
4.41 | «Униженные и оскорбленные» в романе. Комбинированный урок | 1 | Аналитическая беседа. Сообщения учащихся по материалам учебника и работы в группах (о судьбах Семена Захаровича и Катерины Ивановны Мармеладовых, Пульхерии Александровны и Дуни Раскольниковых, Сони, Лизаветы). Лекция учителя | Текущий | Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать отзыв. | |||
4.42- 4.43 | Раскольников как « человек идеологический»: «последние вопросы». Комбинированный урок | 2 | Слово учителя с сообщениями учащихся, комментирование портрета Раскольникова, ответы на проблемные вопросы. | Текущий | Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать отзыв. | |||
4.44-4.45 | Раскольников, его двойники и антиподы. Обобщение и повторение | 2 | Работа со словарями, по учебнику. Сообщение учащихся, работа в группах по комментированию персонажей героев-двойников и антиподов Раскольникова. | Семинарское занятие. Тематический | Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | |||
4.46 | «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. Достоевский как писатель 20 века. Комбинированный урок | 1 | Сообщения уч-ся о роли и значении эпилога в романе, его краткое содержание; выборочное чтение отдельных его глав. Сбор материала по теме сочинения, цитат, определение главной мысли, составление плана | Тематический | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; | |||
4.47 | «Мир гения, тем более такого, как Достоевский,- это действительно целый мир…» (Ю.И.Селезнев). Сочинение. Обобщение и повторение | 1 | Работа со словарями, по учебнику, сообщение учащихся, работа в группах. Особенности психологизма в романах Достоевского. Вечные проблемы, поставленные писателем, мировоззрение, отражающее дисгармонию окружающего его общества | Итоговый | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею. | |||
4.48-4.49 | «Без названия того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Комбинированный урок | 2 | Анализ отрывков из дневников писателя, начатых им в 1903 году. Аналитическая беседа по жизни и творчеству Л.Н.Толстого. | Входной | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, в работе по систематизации материала. | |||
4.50 | «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл названия. Комбинированный урок | 1 | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев. Составление таблицы «Значения слов «война» и «мир». Сообщение о поисках Толстым названия для своего произведения и истории публикации романа. | Текущий | Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.. | |||
4.51 | «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. Комбинированный урок | 1 | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление характеристик героев. Сопоставительный анализ семей Ростовых и Болконских. Анализ размышлений критика С.Г.Бочарова о «породах» людей у Толстого. | Входной | Объяснять мотивы написания произведений; Знать тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | |||
4.52-4.53 | «1805 год»: Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и « незаметные герои». Комбинированный урок | 2 | Работа в группах: анализ эпизодов («Атака Павлоградского полка: Н.Ростов в бою», «Долохов в бою и после боя», «На батарее Тушина», «Князь Андрей на батарее Тушина и в избе Багратиона»). Самостоятельная работа с текстом произведения. Отношение к войне и видение своей роли в ней Н.Ростова, А.Болконского, Долохова, Тушина. | Текущий | Характеризовать, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; обосновывать свою точку зрения, работать в группе. | |||
4.54 | 1 | «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев. Комбинированный урок | 1 | Самостоятельное чтение эпизодов, обсуждение записей, сделанных в тетрадях по возможным способам классификации персонажей и объяснение понятия «диалектика поведения». | Текущий | Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; систематизировать материал о герое; Воспитывать чувство ответственности и справедливости. Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; Уметь характеризовать его героев, | ||
4.55 | «Настоящая жизнь людей». Комбинированный урок | 1 | Аналитическая беседа по теме «Настоящая жизнь» (критерий оценки персонажей), выборочное, выборочное чтение, пересказ эпизодов, самостоятельная работа. | Тематический | анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.. | |||
4.56-4.57 | А.Болконский: «живая мысль». Комбинированный урок | 2 | Аналитическая беседа по теме «Почему путь исканий одного из своих любимых героев автор завершает его смертью?», чтение, пересказ фабульных событий, которые произошли в жизни А.Болконского после Аустерлица, самостоятельная работа, составление таблицы. | Текущий | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |||
4.58-4.59 | П.Безухов: «живая душа». Комбинированный урок | 2 | Аналитическая беседа: «Умом ума» или «умом сердца» живет Пьер Безухов, аналитическое чтение эпизода «Дуэль Пьера с Долоховым», пересказ эпизодов, самостоятельная работа, составление таблиц | Текущий | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | |||
4.60-4.61 | Н.Ростова: «живая жизнь». Комбинированный урок | 2 | Аналитическая беседа по теме: «Почему Толстой назвал Наташу своей любимой героиней?», выборочное чтение, пересказ эпизодов, самостоятельная работа, дискуссия по вопросу: «Почему для любимых героев Толстого оказывается невозможным завершение пути духовных исканий и разрешение жизненных противоречий до войны 1812 года?» | Текущий | Анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.. | |||
4.62-4.63 | Война 1812 года: Наполеон и Кутузов. Философия истории. Обобщение и повторение | 2 | Комментированное чтение эпизодов, беседа по проблемным вопросам, комментарий учащихся к таблице «Военные страницы «Войны и мира»». Подлинные и мнимые герои войны .Составление таблицы «Образы Наполеона и Кутузова в «Войне и мире»». | Тематичес-кий | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |||
4.64 | «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. Сочинение. Контроль и корректировка знаний | 1 | Комментированное чтение эпизодов, беседа по проблемным вопросам, сообщения учащихся | Итоговый | Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | |||
4.65 | Вн/чт. Роман Г.Н.Владимирова «Генерал и его армия». Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом, словарями, индивидуальная работа. | Входной | Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | |||
4.66 | «Писатель, которого сердце…переболело всеми болями… общества…». М.Е.Салтыков-Щедрин. Комбинированный урок | 1 | Работа по хронике жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сообщения учащихся по материалам учебника и дополнительной литературы. Знакомство с фрагментами Евангелия от Матфея (Матф. , 5:38-48). Анализ начального периода творчества писателя (развитие темы «маленького человека» в повести «Запутанное дело», картины жизни России последних лет крепостного строя по «Губернским очеркам» (1856)). | Входной | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | |||
4.67 | «История одного города». Глупов перед судом истории. Комбинированный урок | 1 | Анализ названия произведения, прочитанных введений («От Издателя», «Обращение к читателю» и главы «О корени происхождения глуповцев»), ответы на вопросы учебника. Сопоставительная характеристика описания города Миргорода у Н.В.Гоголя и города Глупова у Салтыкова-Щедрина. Составление характеристики градоначальников («безмозглые», тираны, либералы). | Входной | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |||
4.68 | Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в 20 веке. Комбинированный урок | 1 | Аналитическое чтение и обсуждение главы «Подтверждение покаяния. Заключение», беседа с уч-ся, проблемные вопросы, письменное высказывание. | Текущий | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; создавать свой текст, основываясь на исходный; Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; | |||
4.69 | Вн\чт. По произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина. Комбинированный урок | 1 | Краткий пересказ и анализ сказок, выявление их нравственного смысла. Анализ художественных приемов, используемых М.Е.Салтыковым-Щедриным в своих произведениях. | Входной | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |||
4.70 | Лирический герой Н.А.Некрасова: нервы, слезы, любовь. Комбинированный урок | 1 | Сообщения учащихся по материалам учебника и дополнительной литературы о жизни и творчестве писателя. Аналитическое чтение стихотворений: «Ты всегда хороша несравненно…», «Так это шутка? Милая моя…», «Тяжелый крест достался ей, а долю…», «Давно - отвергнутый тобою…», «Прости», «Горящие письма», «Слезы и нервы». Комментированное чтение отрывков из писем А.Я.Панаевой к Некрасову (1855).Анализ стихотворений «Утро», самостоятельная работа по стих-ю «Надрывается сердце от муки…», сопоставительная характеристика этих стихов. Определение черт, свойственных лирическому герою некрасовской лирики. | Входной | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | |||
4.71 | «Я не дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А.Некрасова. Комбинированный урок | 1 | Сообщения учащихся по материалам учебника, эссе о поэте, ответы на вопросы. Определение образа поэта и человека, сложившегося после знакомства с воспоминаниями поэта и размышлениями современников о Некрасове. | Входной | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | |||
4.72 | Муза Н.А.Некрасова. Комбинированный урок | 1 | Самостоятельная работа со статьей учебника, аналитическая беседа по теме самоопределения и поиска поэтом своего места в мире, сопоставительный анализ стихов Пушкина («Наперсница волшебной старины…», «Муза», 8-я глава «Евгения Онегина») и Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом…», «Муза»). Аналитическое чтение учащимися стихотворений «Праздник жизни - молодости годы…», «Блажен незлобивый поэт…», «Пророк». Поиск лирических формул некрасовской поэзии по стихотворению «Поэт и Гражданин». | Текущий | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | |||
4.73 | «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». Комбинированный урок | 1 | Самостоятельное чтение стих-ия «В дороге», ответы на проблемные вопросы, анализ стихотворения «Гробок». | Текущий | Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |||
4.74 | «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». Сочинение. Контроль и корректировка знаний | 1 | Комментированное чтение выдержки из газеты того времени (см. Практикум. Н.А.Некрасов, задание 11). Анализ «Пролога» и комментирование вступительной части поэмы (экспозиции) | Тематичес-кий | Производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | |||
4.75 | Автор и герои. Комбинированный урок | 1 | Работа по заданиям в группах. Пересказ эпизодов о крестьянах, попе, помещике, составление таблицы. | Тематический | Итоговый | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, цитировать | ||
5. ТРЕТИЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1880-1890-е)- 13 ЧАСОВ | ||||||||
5.1 | Смена литературных поколений. Литературная ситуация 1880-ых годов. Комбинированный урок | 1 | Сообщения учащихся по материалам учебника и дополнительной литературы об эпохе 80-90-х годов 19 века. Аналитическая беседа по главе учебника «От Александров к Николаю: приближение катастрофы». | Лекция учителя с элементами беседы. Входной | Уметь составлять конспект статьи; писать сочинение. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее | |||
5.2 | «Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?» Комбинированный урок | 1 | Самостоятельная работа, ответы на вопросы по жизни и творчеству А.П.Чехова, обсуждение, полемика. Анализ «маленькой трилогии», в которую вошли рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | Входной | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, | |||
5.3 | «Я не писатель - я…» (М.А.Булгаков). Комбинированный урок | 1 | Новелла и рассказ как смежные, но своеобразные жанровые формы. Ги де Мопассан как мастер новеллического жанра. Комментированное чтение отзыва Чехова о Мопассане. Сообщения уч-ся о художественных особенностях чеховского рассказа и форме выражения авторской позиции. Лекция учителя, аналитическая беседа по вопросам. | Входной | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; характерные особенности стиля писателя. | |||
5.4 | «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч», «Дама с собачкой»). Комбинированный урок | 1 | Аналитическое чтение отрывка из рассказа «Скрипка Ротшильда», ответы на проблемные вопросы, основные образы произведений, письменное составление таблицы, позволяющей увидеть черты сходства и различия героев рассказов «Ионыч» и «Дама с собачкой». | Текущий | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | |||
5.5 | Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата№6», «Дом с мезонином»). Комбинированный урок | 1 | Пересказ уч-ся фабулы повести «Дом с мезонином», обсуждение проблемных вопросов. Аналитическое чтение основных эпизодов повести «Палата № 6», обсуждение проблемных вопросов, основные образы произведений, письменное высказывание. | Текущий | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц. | |||
5.6 | «Дар проникновения» (рассказ А.П.Чехова «Студент»). Комбинированный урок | 1 | Сообщения уч-ся, чтение рассказа учителем, аналитическая беседа по вопросам. Написание эссе на одну из тем: «Читая чеховского «Студента»…», «Мотив тьмы и света в рассказе Чехова «Студент»», «Оптимопессимист Чехов» (по рассказу «Студент») | Входной | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц. | |||
5.7 | 1 | «…В моей пьесе, как она не скучна, есть что-то новое…» (А.П.Чехов «Вишневый сад») Комбинированный урок | 1 | Чтение вслед за автором 1 действия пьесы «Вишневый сад», составление портретов героев. Новаторство Чехова-драматурга. Понятие подтекста. | Входной | характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | ||
5.8-5.9 | «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». Комбинированный урок | 2 | Сообщения уч-ся об образах Раневской, Гаева, Лопахина и Трофимова. Лекция учителя. Аналитическая беседа по вопросам авторского отношения к центральным героям - Раневской и Лопахину Определение своеобразия конфликта пьесы. | Входной | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | |||
5.10-5.11 | «Пьесу назову комедией»: проблема жанра. Сочинение. Комбинированный урок | 2 | Аналитическое чтение и обсуждение мнений о пьесе К.С.Станиславского, М.Горького и В.Г.Короленко. Дискуссия о жанровом определении пьесы (драма или комедия). Письменное высказывание | Тематичес-кий | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | |||
5.12 | «Век девятнадцатый…»: итоги века. Обобщение и повторение | 1 | Беседа и комментирование определений календарного и литературного 19 века. Формулирование целей, предназначения, идею литературы 19 века. Анализ письменных высказываний. | Итоговый | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | |||
5.13 | «Куда плыть дальше…» | 1 | Дальнейшие пути развития литературы (комментирование списка литературы для 11 класса) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...
Рабочая программа по литературе ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.
Рабочая программа учебного предмета "Литература" составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаменталного ядра содержания общего образования, Требований ...
Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...
Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)
Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....