Конспект и презентация к уроку литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
В материале содержится конспект урока и презентация по теме "За что наказан Демон?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_10_kl._lermontov_demon.rar | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы в 10 классе
«За что наказан Демон?»
(аналитическое прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»)
Шебалова О.В.,
учитель русского языка и
литературы
За что наказан Демон?
(Аналитическое прочтение поэмы М.Ю. Лермонтова)
Цель:
- Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
Задачи:
- обучение интерпретации поэтического текста;
- развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
- воспитание нравственно - духовных ценностей.
Оборудование:
- портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
- иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
- текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
- аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».
I. Вступление
– Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.
II. Вызов
Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».
– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.
Демон в литературной традиции.
Образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Читая произведения Лермонтова, мы проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным».
III. Актуализация знаний.
Дома вы прочитали поэму. Какие вопросы она у вас вызвала? Все вопросы я просила распределить на «тонкие» и «толстые». Напомню «тонкие» вопросы касаются непосредственно сюжета поэмы, а «толстые» помогают проанализировать произведение. Зачитайте ваши вопросы.
У меня тоже возник вопрос: «За что наказан Демон?» Этот вопрос и будет темой нашего урока.
- Каким вы увидели Демона в начале поэмы?
– Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).
«За»: что положительное | «Против»: что отрицательное |
- он сеял зло без наслажденья - тоскует о временах, когда не знал «ни злобы, ни сомненья» | - лукав и коварен - «и всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел» -«дух изгнанья» |
– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?
Учитель: В основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.
– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.
1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!...
Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:…
2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:
Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз…
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!.. и др.
– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего.
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
(Необычная природа Кавказа первоначально оставляет его спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе. Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно – величава, а добра и человечна. Однако и это «не возбудило в груди изгнанника новых чувств»: «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел».
- Откуда изгнан Демон? За что?
(Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона. «Херувим» - один из 9 чинов Ангельской силы, приближенные к Богу, окружают его престол. Они имеют много очей, что означает их мудрость. А кто – Демон? Это по-русски – Диавол – глава падших духов. Он был сотворен Богом как высший и могущественный ангел. Но был изгнан за гордыню, захотев стать как Бог. Свержен с небес с бесами, падшими духами, поддержавшими его и обольщенными им.)
- Как вы думаете, почему Демон счастлив только в воспоминаниях? Как об этом говорит поэт? (читаем вторую главу про себя). Даем ответ, подтверждая текстом.
(Мы ощущаем что-то необычное в деяниях Демона. Вспомните, в каких ситуациях в православии поминается Бес, черт Дьявол? (Зло творят). А у Лермонтова каким предстает Демон? Как он творит свое дело на земле? (сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему)
- Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа? Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.
Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.
– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.
– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.
Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.
- Виновен ли Демон в смерти Синодала?
(Демон, в котором оживает сердце, лишён зла, жажды мести, в нём нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: Он в мыслях, под ночною тьмою, Уста невесты целовал». Но это его внутренний Демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминается о том, что та молитва, которой пренебрёг Синодал, оберегала путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины оказались смелее.)
- Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой не стала?
(Она боится Демона, но боится не как тёмную силу. В ней зарождается ответное чувство, которому нет сил противостоять. Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще.)
- Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары? Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
(Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Демон даже дает клятву Тамаре, что:
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;
Тамара не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия.)
– Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).
Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…
…Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?
Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,…
Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;…
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,…
– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Демон даже дает клятву Тамаре, что:
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;
– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?
И вечность дам тебе за миг;…
И будешь ты царица мира,
Подруга первая моя;…
Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!.. и др.
- Может ли Демон обрести гармонию? Почему?
Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?
Люби меня!..
………………………….
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее.
………………………….
Увы! злой дух торжествовал!
………………………….
«Она моя! – сказал он грозно, – и др.
Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…
- Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?
Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:
…И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.
Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:
…И вновь остался он, надменный.
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...
- За что наказан Демон?
(За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что презирая мир людей «грешной» земли, сам он оказался не лучше, не выше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира.)
Творческое задание.
Напишите синквейн. Ключевое слово «Демон»
III. Рефлексия.
– Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…
Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.
В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...
Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.
Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.
М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...
Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"
Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...
Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").
Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...
презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"
презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...
Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...
план-конспект и презентация к уроку литературы в 9 классе «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»
Урок литературы в 9 классе«Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектировани...
Презентация к уроку литературы по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....