Конспект урока-семинара по повести В.К. Железникова «Чучело"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект открытого урока-семинара в 7 классе
по повести В.К. Железникова «Чучело»
«Люди, будьте человечны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Чебоксары
Конспект открытого урока-семинара в 7Б классе
по повести В.К. Железникова «Чучело»
«Люди, будьте человечны»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Моисеева Ирина Александровна
Педагогические цели:
Обучающие:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение создавать текст небольшого объема;
- формировать навыки интерпретации текста.
Развивающие:
учить детей дискуссионному исследованию, умению:
- выдвигать проблему;
- обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;
- проводить параллели между языком художественного произведения и кино;
- развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;
- исследовать проблему, излагая результаты работы в школьном проекте.
Воспитывающие:
- приобщить семиклассников к сложным духовным и нравственным поискам;
- продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.
Цели развития образовательного процесса:
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать аналитические умения при работе с первоисточниками ;
- формировать социально-личностные мотивы на основе рассмотрения примера;
- активизировать потребности учащихся в самоопределении и самореализации.
Цели саморазвития:
Совершенствовать навыки владения новыми образовательными технологиями;
Тип урока: урок-семинар.
Методы: групповое обсуждение, эвристическая беседа, проблемный вопрос: “Детская жестокость”.
Материалы к уроку: выставка произведений В. К. Железникова, кадры из кинофильма “Чучело”, плакат с родословной Бессольцевых, презентации учащихся, повесть «Чучело», Владимир Железников, «АСТ/Астрель»,
2009 г.,с.224
Предварительное домашнее задание.
- Чтение произведения.
- Анализ художественных образов (групповые проекты).
- Работа со средствами художественной выразительности:
- Работа с толковым словарём (мировоззрение, милосердие)
Ход урока
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Определение задачи урока: сбор материала для сочинения – отзыва о повести. (Задача записывается на доске)
2.Чтение подготовленной ученицей первой главы.
Совместное описание художественного портрета Лены Бессольцевой
Вопросы к классу:
- Какую важную информацию содержит первая глава?
- Какие по интонации предложения преобладают здесь и почему?
- Какую композиционную особенность первой главы вы заметили?
(Писатель сознательно ломает порядок событий. и рассказывает о них не в хронологической последовательности. Монтаж- такой способ построения литературного произведения, при котором преобладает прерывность изображения, его «разбитость» на фрагменты. Внутренние, смысловые связи между персонажами, событиями оказываются более важными, чем их пространственно-временные «сцепления»).
3.Определение темы и конфликта повести. (Обсуждение в группах)
Конфликт повести «Ленка и злые люди» записывается на доске
- Защита проекта «История городка и дома Бесольцевых»:
Анализ эпизода - экспозиции повести.
1) Сообщение ученика об истории городка;
Акцентируется внимание на цитате «А первая империалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их наполовину калеками – безрукими, безногими, но злыми и бесстрашными. Свобода была дороже им собственной жизни» (гл. 2, стр.7)
2) Сообщение ученицы об истории дома, о значении олицетворения в повествовании;
Ключевые фразы: «Впервые дом оглох и ослеп» (гл.2, стр.7)
«Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал» (гл.2, стр. 12)
«Дом Бессольцевых снова оглох и ослеп» (гл.14 стр. 202)
3) Сообщение ученицы об истории деревенского дома собственных предков (презентация с фотографиями дома и семьи)
Вопрос к классу:
-Для чего надо знать и помнить историю своей родословной?
-Для чего писатель так подробно рассказывает истории городка и дома Бессольцевых?
-Обсуждение в группах
- Экспертная группа выслушивает представителей других групп, и после обсуждения ответ записывается на доске.
- Защита проекта «Родословная Бессольцевых»
- Сообщение учениками о родословной. Бессольцевых:
(используется плакат с изображением дедушки с внучкой и семейного древа Бессольцевых)
- сообщение о докторе Бессольцеве;
- сообщение о Николае Николаевиче Бессольцеве;
- сообщение о Марии Николаевне Бессольцевой (демонстрируется портрет в раме, похожий на тот, который висел в доме)
Ключевые фразы: «Все делали не ради славы, а для народной пользы»
(про Машу Бессольцеву (гл.10, стр.146); «Моя жизнь продолжение чьей - то другой. Или многих других…» (слова Ленки) (гл.4, стр.36)
Слово учителя:
Картины, как и дом, живут своей жизнью и участвуют незримо во всех событиях. Ленка мысленно общаются со своей тетей Машей с картины, и это придает ей силы.
Ключевая фраза: «Люди с картин на самом деле живут…» (гл.2, стр.9)
Ключевая фраза: «…она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладает теми же чудными качествами, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них» (гл.7, стр.93)
Вопрос к классу:
Среди картин художника Бессольцева в доме висел портрет генерала Н.Н.Раевского. Для чего вводится в повесть образ героя Отечественной войны 1912 года?
2) Рассказ представителем проектной группы о генерале Раевском.
Ключевая фраза: «Честь дороже присяги; нарушив первую, человек не может существовать, тогда как без второй он может обойтись еще» (гл.12, стр.182)
Вопрос к классу:
Какие нравственные качества передали Лене Бессольцевой ее предки?
-Обсуждение в группах;
-Экспертная группа выслушивает представителей других групп, и после обсуждения ответ записывается на доске.
- Защита проекта «Одноклассники Ленки»
1) Сообщение об одноклассниках Ленки (учащиеся выступают от имени одноклассников, характеризуя их и отмечая причины озлобленности)
2) Просмотр фрагмента одноименного фильма (сцена встречи Ленки группой одноклассников из парикмахерской) и сравнение с сюжетом повести.
8.Чтение учителем отрывка (гл.10): «Ты представляешь, — сказала Ленка, — они гнали меня по городу. На виду у всех. Бежать мне было трудно… Тебя никогда не гоняли, как зайца? Николай Николаевич промолчал, хотя его тоже гоняли и он знал, как это трудно….
А они меня гнали:
«Чу-че-ло-о-о!»
Прохожие смотрели на меня: каждому охота поглазеть на чучело».
Вопрос классу:
Что вы думаете об этих прохожих?
-Обсуждение в группах;
-Экспертная группа выслушивает представителей других групп, и после обсуждения ответ записывается на доске.
9. Определение идеи повести через осмысление афоризма «Люди, будьте человечн» (Ж.-Ж. Руссо)
1.Мировоззрение человека зависит от его воспитанности;
2.Нельзя быть равнодушным к чужой беде;
3. Чтобы не быть отверженным, надо быть честным перед собой и перед другими.
Домашнее задание на выбор:
Написать отзыв о повести В.К.Железникова «Чучело» или придумать эпилог повести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....
Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса «Все мы белые вороны.»Цель: систематизация знаний по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к ок...
Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса «Все мы белые вороны.»...
Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".
Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...
Урок литературы по повести В.К. Железникова "Чучело"
«Лена Бессольцева – победительница или побежденная?»(по повести В.К. Железникова «Чучело»)...
Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».
Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...
Викторина по повести Владимира Карповича Железникова "Чучело".
20 вопросов по повести В. К. Железникова "Чучело"....