Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Бессчастнова Светлана Николаевна

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса

 «Все мы белые вороны.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_my_belye_vorony.pptx668.72 КБ
Файл konspekt.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все мы белые вороны. По повести В. Железникова «Чучело». Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 20» г. Балаково Бессчастнова Светлана Николаевна

Слайд 2

Мораль (нравственность) (от лат. moralis — нравственный, от mos , мн. ч. mores — обычаи, нравы, поведение) — нравственность; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе . Выбор – есть не что иное как вариант дальнейшего пути развития человеческого. Выбор с той только разницей отличается от фортуны, что выбор есть преднамеренное, осознанное и продуманное поведение человека, направленное или лучше сказать исходящее от человеческих потребностей и главного чувства самосохранения . И только за самим человеком закрепляется право выбора: быть такими как все или отличаться, быть серой мышью или белой вороной.

Слайд 3

Почему Лену Бессольцеву в повести В.Железникова называют чучелом? Является ли главная героиня «белой вороной»? Почему? Как вы думаете, легко ли быть «белой вороной»?

Слайд 4

Почему у многих ребят в повести нет имени, а только клички? О чем это свидетельствует ? За что одноклассники объявили бойкот Лене Бессольцевой ? Почему она не рассказала о поступке Димки, хотя у нее была такая возможность?

Слайд 5

Дайте характеристику главной героине до и после сожжения чучела. Подтвердите цитатами . Могут ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы , изменить жестоких одноклассников? Процитируйте . Какие нравственные уроки вы сделала для себя из произведения В.Железникова «Чучело»? Нравственный выбор человека. Что это ?

Слайд 6

Обращение белых ворон: « Мы ваше спасение. Мы та ваша часть, которая рвется на волю, вопреки общественным догмам. Мы — ваши тайные желания, воплощенные в полной мере во всех проявлениях. Мы вытянем вас в яркий незабываемый мир, в котором все вороны будут разноцветными. Мы никогда не полезем в грязь, чтобы стать черными .»



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Все мы белые вороны.

По  повести В.К. Железникова «Чучело».

Автор:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 20»

Бессчастнова Светлана Николаевна

г. Балаково, 2008

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса

 «Все мы белые вороны.»

Цель: систематизация  знаний  по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к окружающим, умение принимать людей такими, какими они есть; формирование   понятия «дружный коллектив».

      Задачи:  1. умение  обобщать изученное в собственном высказывании;

2.  развивать  мышление учащихся,  навыки монологической  речи;  

3. Развитие монологической речи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: беседа

Подготовка к мероприятию:

  1.   разбить учащихся на 5 групп;
  2.  обсуждение тем для творческого задания:  

   «Происхождение выражения «белая ворона» (буклет);

  «белые вороны среди нас» (сайт);

  «трудно быть «белой вороной» (презентация);

  «легко быть «белой вороной» (презентация);

 «белые вороны» в произведениях русских авторов 20 века»  (сравнительная характеристика);

Оборудование:

  1. Книга В. Железникова «Чучело»;
  1. фильм Л.Быкова «Чучело»;
  2. толковый словарем  и крылатых выражений  для работы с  ключевыми  словами: чучело, нравственный, драма, выбор, белая ворона.

Вопрос, на который должны ответить учащиеся в конце урока:

«Нравственный выбор человека. Что это?»

Литература и использованные ресурсы:

  1. Шалухина С.В.  Легко ли быть белой вороной?// Справочник классного руководителя  № 5, 2008.
  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: Терра, 1996.
  2. Современный словарь- справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С.И. Кормилов.- М.: Олимп: ООО»Фирма»Издательство АСТ»,1999.
  3. Железников В. «Чучело»
  4. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. – М.: Московский лицей, 2004. 
  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 (мультимедийная энциклопедия)
  6. Фильм «Чучело» реж. Р.Быков.
  7.  В. Леонтьев «Белая ворона» авторы: Г. Татарченко, Ю. Рыбчинский (песня).
  8. www.mospat.ru 
  9. http://www.fessta.ru/literatura_i_russkiy_yazyk/referat_56047/ 
  10. http://www.lit.1september.ru/2005/09/71.htm 
  11. http://afield.org.ua/ps/polina_g1.phtml 
  12. http://www.vettorg.net/magazines/8/2006/66/285/ 
  13. http://www.pravmir.ru/article_2257.html 
  14. http://letter.com.ua/phrase/b2.php 

Ход мероприятия:

Слайд 1

Звучит песня «Белая ворона» в исполнении В. Леонтьева

Учитель:  Два слова  – выбор и нравственность. Что они значат для каждого из нас,  и как мы поведем себя в ситуации,  подталкивающей нас на безнравственное преступление, подталкивающей нас на преступление против самого себя, против устоявшегося мнения о чистоте души человеческой и о нравственности, против законов божьих.  

Слайд 2

 Ученик:  Читаем в  толковом словаре, «Выбор – есть не что иное как вариант дальнейшего пути развития человеческого. Выбор с той только разницей отличается от фортуны, что выбор есть преднамеренное, осознанное и продуманное поведение человека, направленное или лучше сказать исходящее от человеческих потребностей и главного чувства самосохранения».

 Учитель:  В русском языке очень много слов, которые дают оценку личности человека, например «рубаха – парень», «сорви – голова» и др.  А каким выражением можно охарактеризовать человека, не такого как все, отличающего от других? (Белая ворона)

         Выступление учащихся о происхождении  слова «ворона», выражения «белая ворона».  (Раздаются буклеты).

Вопросы  учителя:

Кого мы называем чучелом? (ответы детей.)  Давайте прочитаем в словаре, какое толкование дают языковеды  этому слову. (Работа со словарем  В. Даля.)

Слайд 3

  1.  В чем особенность названия  повести «Чучело»? Кто выступает главным героем  рассказа?
  2. Почему Лену Бессольцеву в повести В.Железникова  называют чучелом?  Ответы детей, цитаты из произведения («они смеялись над ней, а она отвечала им открытой улыбкой…рот до ушей, хоть завязочки пришей…худенькая шейка, торчащие лопатки, словно крылышки…).
  3. Является ли главная героиня «белой вороной»? Почему? (отличается внешне от других, душа светла и чиста)
  4. С чьей точки зрения представлено происходящее? Как это выражено грамматически?
  5. Разделите текст на части с точки зрения развития в нем основной темы
  6. Как вы думаете, легко ли быть «белой вороной»?

Презентация детей «трудно быть «белой вороной».

Слайд 4

  1. Почему у многих ребят в повести нет имени, а только клички? О чем это свидетельствует?
  2. За что одноклассники объявили бойкот Лене Бессольцевой?
  3. Почему она не рассказала о поступке Димки, хотя у нее была такая возможность?

Показ отрывка из фильма: сцена сожжения чучела на костре.

Слайд 5

  1. Дайте характеристику главной героине до и после сожжения чучела. Подтвердите цитатами.
  2. Могут ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы, изменить жестоких одноклассников? Процитируйте.
  3. Что такое нравственность, драма?  Прочитайте в словаре. 
  4. «Нравственный выбор человека. Что это?»
  5. Какие  нравственные уроки вы сделала для себя из произведения В.Железникова «Чучело»? (Выводы учащихся:  недопустимость жестокости,   злобы по отношению к человеку непохожему на других,  учиться воспринимать  его таким,  каков он есть; насилие  одного человека приводит к  ожесточению одних и к одиночеству других, относиться терпимее друг другу; учиться воспринимать чужую боль как свою, помнить, что этот мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь  и добро)

Презентация  детей «Нужно быть «белой вороной».

Учитель:  Вспомните, в каких произведениях мы уже встречали героев – «белых ворон»?

Сравнительная характеристика. Выступление учащихся. 

  1. Есть ли в современной жизни  « белые вороны»? А среди нас?  (Сайт учащихся)

Учитель: Можно так называемых «белых ворон» разделить на три разновидности: белая ворона, которая свободно летает, ей дивятся, но рады; другая - гордая белая птица, она очень боится испачкаться и старается избегать «грязных» мест; и третья – ворона, белая в душе, но постоянно подкрашивающая перья в серый цвет в целях маскировки. К  какой породе принадлежать, выбирает каждый сам.  И если собрать всех белых ворон  и послушать их обращение к нам, то, наверное, оно было бы таким:

(чтение  Слайда 6)

Обращение белых ворон: «Мы ваше спасение. Мы та ваша часть, которая рвется на волю, вопреки общественным догмам. Мы — ваши тайные желания, воплощенные в полной мере во всех проявлениях. Мы вытянем вас в яркий незабываемый мир, в котором все вороны будут разноцветными. Мы никогда не полезем в грязь, чтобы стать черными.

Учитель:  Каждый из нас в  своей жизни не раз делает свой выбор.   Любой из вас – это «лицо» нашего класса. Я предлагаю вам, сделать всем вместе творческое задание: создать портрет самого себя через  «Портрет моего класса».  (примерный образец Слайд 7)

Заранее были нарезаны разные по цвету и по форме фигуры. Дети должны наклеить их, создавая портрет или несколько портретов.

Итог  внеклассного мероприятия:

Учитель: Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такие,  какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Конспект урока в 7 классе по книге В. Железникова "Чучело" по теме: "На чем держится мир?".

Содержание. 1. Предварительная подготовка. 2. Цели урока. 3. Оформление доски. 4. План урока. 5. Ход урока. Урок помогает разобраться во взаимотношении подростков. Раскрыть нравствен...

Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса «Все мы белые вороны.»Цель: систематизация  знаний  по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к ок...

Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".

Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...

Круглый стол по теме «Что с нею, с моей душой?» в 9а классе. (по книге В.Железникова «Чучело» и фильму Р. Быкова «Чучело»)

Круглый стол по теме «Что с нею, с моей душой?» в 9а классе.(по книге В.Железникова «Чучело» и фильму Р. Быкова «Чучело»)   Человек начинается с детстваАктуальность.Урок состоялся после...

Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».

Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить  её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...