Образ «маленького человека» в рассказе А.Д.Балашова «Муха»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литературного краеведения знакомит с творчеством А.Балашова. Рассматриваются традиции и новаторство писателя в создании образа "маленького человека" 20 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_malenkogo_cheloveka_v_rasskaze_a.balashova_muha.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного краеведения
Образ «маленького человека» в рассказе А.Д.Балашова «Муха»
Цели: способствовать развитию мыслительных навыков обучающихся (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации, проявлять способность к разумному рефлективному творческому мышлению); подвести к осознанию того, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя утрачивать чувство собственного достоинства, осознанию обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценке результатов деятельности своей и всего класса.
Задачи: обобщение знаний обучающихся по данной теме, продолжение знакомства с произведениями писателя-земляка, формирование умения полноценно воспринимать художественное произведение, выявлять художественные особенности рассказа А.Балашова, традиции и новаторство в создании новых героев, развитие культуры работы с текстом, умения публично выступать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты обучения:
предметные | метапредметные | личностные |
Умение выявлять художественные особенности рассказа; определять понятия «традиция», «новаторство»; строить монологическое высказывание | Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. | Осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; умение оценивать поступки героев с нравственной точки зрения. |
Ход урока:
I.Мотивационный этап
1.Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Садитесь, а я начну. (слайд №1)
«Долго стоял он неподвижно, наконец, увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился, но ассигнаций уже не было».
- Вы узнали этот отрывок? Из какого он произведения?
( А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)
- Кто этот герой? Что это за образ? (Самсон Вырин, образ «маленького человека»)
- В каких еще произведениях рассказывается о «маленьком человеке»? (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», Н.В.Гоголь «Шинель»)
- Поднимают ли современные писатели тему «маленького человека»?
- Запишите тему урока : «Образ «маленького человека» в рассказе А.Д.Балашова «Муха».
- На доске записаны строки из стихотворений Иосифа Бродского и Николая Добронравова: (слайд №2)
Сумев отгородиться от людей,
Я от себя хочу отгородиться.
Не изгородь из тесаных жердей
А зеркало тут больше пригодится.
И Бродский
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять.
Н.Добронравов
- Выберите те, которые, на ваш взгляд, могут служить эпиграфом к теме урока.
- Обоснуйте выбор такого эпиграфа . Запишите его.
- Исходя из темы урока и соотношения ее с эпиграфом, сформулируйте проблему, которую следует сегодня решить.
Формулировка проблемного вопроса, целей урока обучающимися, корректировка их учителем.
Проблема : кто он – «маленький человек» современности. каковы особенности его характера; традиции и новаторство в создании его образа.
- Для того, чтобы эта проблема была разрешена, нам необходимо определить цели.
- Сопоставьте целевые установки, предложенные вами и мной. (слайд №3)
( выявить художественные особенности рассказа А.Балашова, определить ролевые функции средств выразительности, традиции и новаторство в создании новых героев; развивать культуру работы с текстом, умение публично выступать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1.Вы не раз встречались с понятиями: традиция, новаторство. У вас на столах лежат опросные листы, на которых записаны вопросы и задания. Выберите правильные варианты ответов к заданиям №1 и №2, обозначив, таким образом , эти понятия.
(Традиция в литературе – это…
А) открытие новых путей;
Б) передача художественного опыта из поколения в поколение;
В) обычай, установившийся порядок в поведении.
Новаторство – это…
А) обычай, установившийся порядок в поведении;
Б) открытие новых путей, перестройка литературных традиций;
В) передача художественного опыта из поколения в поколение.)
2.Самопроверка тестовых заданий. (слайд №4)
3. Знания по теме «Образ «маленького человека» в русской литературе» позволяют вам заполнить 1-ую графу таблицы задания №3 на опросных листах.
- Запишите сведения, уже известные вам по данной теме.
- Впишите во 2-ую графу, что еще вы хотели бы узнать по этой теме. (слайд №5)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
III. Выявление места и причины затруднения.
1.Исследуйте развитие сюжетной линии рассказа А.Балашова «Муха».
- Озвучьте вопросы, которые возникли при чтении.
2.Словарная работа по тексту: проверка домашнего задания.
- Проанализируйте незнакомые слова, встретившиеся в тексте. (слайд №6)
- Мессия – (от иврит. "помазанный", "помазанник") — в эсхатологических представлениях (см. Эсхатология) иудаизма и христианства — идеальный Царь, Помазанник и Посланник Божий, который явится в конце времен, чтобы изменить неправедную историю, победить зло, свершить Суд (см. Страшный суд) над народами Земли и ввести человечество в Мессианскую эру — эру добра, милосердия, любви, гармонии.
- Люмпены – социальный слой, пребывающий па дне общества и глубоко сочувствующий революционной идее перевернуть общество вверх дном.
- Панибратство – неуместная дружелюбность или простота общения.
- Каким же предстает перед читателем « маленький человек» в рассказе А.Балашова?
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
1.Исследование художественного текста по группам:
1гр. – глава 1 до слов «в нашем завистливом городке»
2гр. – гл.1 до слов «чем президенту России»
3гр. – гл 1-2 до слов «держи дистанцию»
4гр. – гл.2 -3 до конца.
5гр. – 4-5 гл.: роль второстепенных героев в создании образа «маленького человека»
6гр. – 6гл. : смысл финала.
Задание: заполнить двухчастный дневник, выполняя следующие задания:
- Выписать средства выразительности, характеризующие героя с точки зрения авторской позиции.
- Выписать художественные детали, создающие образ «маленького человека».
- Выписать цитаты, эпизоды, которые особенно взволновали, и записать ассоциации, комментарии к выписанному.
Цитаты, эпизоды, средства выразительности, художественные детали | Ассоциации, комментарии к выписанному |
V. Реализация построенного проекта.
1.Обсуждение результатов исследования, предложенных обучающимися.
- Каким изображает автор своего героя?
- Какие средства использует, создавая образ «маленького человека»?
- Как изображает писатель время, в котором живет герой?
- Каков смысл финала рассказа?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Итак, кто он, «маленький человек» современности? Каков? Составьте его словесную характеристику и выразите даймондом или диамантой. (слайды №
( Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное) )
1.Обсуждение творческих работ. (слайд №7)
2.Сопоставление образов героев.
- Что объединяет образы героев в произведениях разных эпох?
- Вернемся к эпиграфу (или эпиграфам). Какие же строки из стихотворений глубже раскрывают внутреннее состояние героя? (оба отрывка могут послужить иллюстрацией к образу «маленького человека», созданного А.Д.Балашовым: герой одинок, но отчасти сам виновен в том, что не смог устранить причины своего одиночества, однако он обладал чувством собственного достоинства).
VII. Включение в систему знаний и повторения.
1.Подводя итог вашим исследованиям, предлагаю поиграть. Игра называется «Незаконченные мысли». Я начинаю предложение – вы заканчиваете:
- Жизнь героя не удалась…
- Автор этого рассказа хотел сказать…
- Сохранить в себе индивидуальность человеку поможет…
- Спасут «маленького человека» в современном мире…
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Заполнение 3-й графы таблицы «Знаю – хочу знать – узнал»: записать новые сведения по теме.
- Сравните содержимое 1-й и 3-й колонок таблицы. Сделайте вывод о результатах ваших учебных действий.
- Назовите традиции писателей-классиков, которые продолжает А.Балашов, создавая образ «маленького человека» в рассказе «Муха», и его новаторство.
2.Соотношение цели урока и результатов, полученных в ходе работы, фиксируется самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.
Домашнее задание: сочинение-эссе на тему « Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века
Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....
Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».
Знакомство с биографией и творчеством писателя, чтение и анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»...
Презентация на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты".
Данная презентация выполнена ученицами 10 класса как иллюстративный материал к защите реферата на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты"....
Конспект урока "Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)".
Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)....
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."
Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...