КТП по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Сустаева Ирина Борисовна

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx55.65 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  по литературе 9 класс (102 часа)

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во час

 Тип урока

Виды учебной деятельности;

планируемые результаты

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

 

план

факт

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Изучение нового материала. Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Тестирование

Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в

Литература  Древней Руси .Самобытный

характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение Фрагменты).

Ответы на вопросы, стр.34

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа над текстом.

Эвристическая беседа

 

 Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;

Ответ на вопрос 8, стр41

Знать: особенности классицизма как литературного направления

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Аналитическое чтение произведения.

Фронтальный опрос класса

Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа

Подбор цитат

Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета.

1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67

Знать: характеристику литературы ХVIII века

( третий и четвертый периоды)

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка  в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

1

 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения

4-е задание,

стр.67

Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение

русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Обучение

 конспектированию. Работа над содержанием произведения

Ответить на вопрос 8, стр74

Знать: жанр путешествия  

Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

Знать: замысел книги, понятие «подтекст»

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.

 Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение  общечеловеческих ценностей.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении

Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина

Знать: понятие сентиментализм и его особенности

 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа над текстом. Комментированное чтение

 

Задания по груп-

пам-проанализи-

ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы

Знать: новые черты русской литературы;

знание текста; умение анализировать и делать выводы

26.09.12

Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

Урок  развития речи

Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения

Подбор цитат, составление плана

Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века

29.09.12

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами  беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией

Составить тезисы лекции по плану

Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений

1.10.12

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Практикум.

Назвать черты  романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос

Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия

3.10.12

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Практикум.

Рассказать о нравственном мире  героини баллады «Светлана»

Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;

жанр баллада

6.10.12

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, видеофильм

.

Составление тезисов по плану.

Знать: жизненный путь и творчество писателя

8.10.12

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен

Расставить основ-

ные события пьесы в хроноло-

гическом поряд-

ке. Выписать выражения, став-

шие крылатыми

Знать: сюжет и композицию пьесы

10.10.12

  1.  

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10).

Характеристика  отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора.

Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, само

оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии

13.10.12

15.10.12

  1.  

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

 Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.

Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.

Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-

ский персонаж? Цитатный план-характеристика

Знать: роль личности автора

17.10.12

20.10.12

Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии

Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХ1 века?»

Знать: черты классицизма и реализма в комедии

22.10.12

Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва".  План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

 Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова

Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным

24.10.12

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Аналитическая  беседа. Заполнение хронологической таблицы  жизни и творчества поэта

Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»

Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта

27.10.12

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Составить лекси

ческий словарь  стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2)

Знать: смыслообразующие изобразитель

но-выразительные средства

29.10.12

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви

Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений

Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

31.10.12

 Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений

Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг

нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»

Знать: понятие реализм,

реализм в русской литературе

12.11.12

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

Урок контроля

 Ответы на вопросы

Читать «Цыганы»

14.11.12

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов.

Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы

Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности

17.11.12

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.  Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

  1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.

Ответить на 1-2 вопросы, стр.247

Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую  роль в романе; историзм  и энциклопедизм пушкинского романа

19.11.12

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.

Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора

Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт

21.11.12

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов.

Сопоставить  оценки образа Татьяны Лариной  в литературе Х1Х и ХХ веков

Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев)

24.11.12

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов

Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским

Знать: сюжет романа

26.11.12

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Работа с текстом.

Ответы на вопросы

Знать: новые принципы,  используемые автором,  в изображении окружающей жизни

28.11.12

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

 1

 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Обсуждение проблемных вопросов

Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

Знать: реализм романа; художественные особенности романа

1.12.12

Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы

«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»

Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях  

Знать: язык и стиль романа в оценке критиков

3.12.12

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин.  «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам.

Комментирование отдельных эпизодов

Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы

Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты

5.12.12

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений

Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений

Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений

8.12.12

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки-

на и Лермонтова

Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии

10.12.12

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум.

 Выразительное чтение

Самостоятельный анализ стихотворения  «Я не унижусь перед тобой…»

Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка

12.12.12

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина»

«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Анализ стихотворений.

Сопоставить ритм «Думы» со стих.

А.С.Пушкина «Памятник»

Знать: основной пафос стихов Лермонтова

15.12.12

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век  Лермонтова в романе.

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и анализ предисловия

Тесты на знание содержания романа

Знать: особенности композиции романа

17.12.12

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Анализ эпизодов

Определить роль пейзажа в главе «Бэла».

Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку.

Знать: концепция личности

19.12.12

  1.  

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»

Пересказ эпизода, работа по карточкам

Знать: психологический портрет героя

22.12.12

24.12.12

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Анализ эпизодов

Составление плана

Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике

26.12.12

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум.

Пересказ  и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Проанализиро-

вать одну из сцен  свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

Знать: композиционная функция женских образов

29.12.12

Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов.

Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина

Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями

14.01.13

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Урок контроля

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

16.01.13

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

  1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы

Викторина по произведениям Гоголя

Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы

19.01.13

  1.  

 Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

 Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд)

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

21.01.13

23.01.13

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа Характеристика  героев. Рассмотрение проблемных вопросов.

Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций

26.01.13

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление)

Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина.

Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»

Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое

30.01.13

  1.  

 Р.Р.«Мертвые души» - поэма  о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция  образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление  опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.)

Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским

Знать: единство комического и лирического начал

2.02.13

4.02.13

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.  «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.

Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих  идею произведения)

Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»

6.02.13

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный)  

Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.

Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам)

Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт

9.02.13

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести

Беседа по поставленным вопросам

Знать:  традиции изображения «маленького» человека

11.02.13

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая беседа

Сообщения учеников. Составление

плана.

Чем интересна повесть современному читателю?

Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)

Знать: проблемы повести; психологизм повести

13.02.13

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей  средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно-

лога в раскрытии души героя

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Эвристическая беседа. Обзор, пересказ  содержания отдельных глав.

Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»

более всего  привлек мое внимание

Знать: осознание героем собственной нравственной позиции

16.02.13

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ.

Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому»  человеку

Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа

18.02.13

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Анализ рассказа.

Ответить на вопросы

Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ

20.02.13

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

1

Урок развития речи

Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат

Составление плана сочинения

Уметь составлять связное высказывание на тему

23.02.13

Внеклассное чтение.  Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

1

Урок внеклассного чтения

Сравнение тематики  стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен-

ностей стихотворений Н.Некрасова.

Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов»

Выразительное чтение стихотворений

Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества

25.02.13

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

  1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, конспектирование

Основные положения лекции

Знать: жанровое и тематическое многообразие  произведений

27.02.13

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция.  Чтение и анализ рассказа.

Ответы на вопросы викторины

Знать: биография писателя,

текст произведения

2.03.13

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Анализ рассказа,

характеристика героев

Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Знать: композиция рассказа

4.03.13

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце».

Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про

фессора Преобра

женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика  и Шарикова)на выбор

Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика

6.03.13

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести

Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118

Знать: проблематика повести

9.03.13

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Смысл названия рас-

сказа. Судьба человека и судьба Родины.  Образ главного героя.

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

 Лекция. Чтение рассказа

Ответы на вопросы по теме

Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)

11.03.13

Особенности авторского повествования в  рассказе «Судьба человека

 Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа

Роль пейзажей и портретных зарисовок

Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя

13.03.13

Внеклассное чтение.

У литературной карты Татарстана Писатели в годы ВОВ в Чистополе.

1

Внеклассное чтение

Самостоятельная работа, работа в группах. Составление презентации

Творческое сообщение

Знать о жизни и творчестве советских писателей в годы ВОВ в эвакуации

16.03.13

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя.

Знать: жизненный путь и основные произведения писателя

18.03.13

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы

Раскрыть

Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи

20.03.13

Контрольная работа

  ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ  века

1

Урок контроля

Ответы на вопросы

ЗУН по теме

23.03.13

Русская поэзия «серебряного века».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Урок- концерт

Составление тезисов лекции

Умение составлять конспект лекции

1.04.13

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Практикум: чтение и  анализ стихотворений

Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами

Знать: поэт-символист, тематика  стихотворений; образ и ритмы поэта

3.04.13

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Сообщение учителя. Практикум:

выразительное чтение и анализ стихотворений.

Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов

Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль

6.04.13

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Практикум.

Анализ стихотворения

Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений)

Знать: сквозные образы в лирике поэта

8.04.13

  1.  

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

2

 Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта

Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии

10.04.13

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о  любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на

 меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,

Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Особенности поэтики Цветаевой

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Чтение и анализ стихотворений

Отметить литературные приемы  и средства в лирике поэтессы

Знать:  традиции и новаторство в творческих поисках поэта

13.04.13

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство  в творческих поисках поэта. Елабужский период

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии

7-е задание, стр129

Знать: особенности поэзии Цветаевой

15.04.13

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение

Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте

Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого

17.04.13

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Комментированное чтение ст. о жизни  поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений

Отметить характерные черты  ранней лирики

Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы

20.04.13

  А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений

4-е задание учебника, стр146

Знать: судьбу поэта и стихи

22.04.13

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи

(стр.206-207)

Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака»

Знать: философская глубина лирики поэта

24.04.13

Внеклассное чтение.  У литературной карты Татарстана. Творчество Б.Пастернака в Чистополе.

1

Урок-экскурсия в музей

Экскурсия, лекция с элементами беседы

Сочинение-миниатюра по впечатлениям от экскурсии

Знать о жизни и творчестве писателя в г. Чистополе

27.04.13

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…».

Проблемы интонации стихов о войне

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

 Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228)

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры

Знать: основные мотивы творчества

29.04.13

У литературной карты Татарстана Творчество М.Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта

  1

   Урок сообщения и усвоения новых знаний

Чтение и анализ заявленных стихотворений

Составление хронологической таблицы по сообщению учителя

Знать: основные мотивы, особенности стиля поэзии М.Джалиля

1.05.13

Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ  веков

1

Уроки внеклассного чтения

Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов

Краткая информация о жизни и творчестве поэтов

Знать: отличительные признаки жанра романс

4.05.13

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

 1

Урок контроля

Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему.

ЗУН по теме

6.05.13

Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.

 

Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается

Знать: тематика и особенности произведений;

Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе

8.05.13

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы

Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы

Знать: множественность смыслов поэмы

11.05.13

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

  1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).

Фронтальный опрос

Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения

13.05.13

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам

Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

Знать: трагедия как драматический жанр

15.05.13

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания

Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля

Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения

18.05.13

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Выразительное чтение отрывков

Раскрыть итоговый смысл трагедии

Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература

20.05.13

Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Урок контроля

Зачет

Рекомендации для летнего чтения

Ответы на вопросы

22.05.13

Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения

1

Урок систематизации ЗУН

Зачет

Рекомендации для летнего чтения

Ответы на вопросы

25.05.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...