Диагностические материалы по литературе. 9 класс.
тест по литературе (9 класс) на тему
Диагностические материалы по литературе (тесты) для учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_materialy_po_literature._9_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слово о полку Игореве»
1. Кто из перечисленных персонажей «Слова…» представлен в поэме неукротимым воином «ярым туром»?
1. Игорь.
2. Святослав.
3. Боян.
4. Всеволод.
2. В одном из эпизодов князь Святослав обращается к соратникам с «золотым словом». Сцена разворачивается в
1. Новгороде.
2. Путивле.
3. Киеве.
4.Рязани.
3. Кто из персонажей обращается к Игорю со словами: «Оба мы – Святославичи»?
1. Святослав.
2. Всеволод.
3. Овлур.
4. Боян.
4. Кто назван «соловьем старого времени»?
1. Игорь.
2. Святослав.
3. Боян.
4. Всеволод.
5. Назовите средство художественной изобразительности:
«растекашется мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облакы».
6. В «Слове…» храбрые воины Рюрика и Давыда «рыкают, аки раненые туры». Какое средство художественной изобразительности использовано для характеристики героев?
7.Укажите название стилистического приема: «Со зарания во пяток потопташа поганые полки половецкие…».
8. Назовите художественный прием, которым автор пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Дон шлемами вычерпать», а Ярослав Осмомысл «подпер горы Угорскыи» своими железными полками?
9. Какой художественный прием использует автор: «Засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков…»?
10.Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
Михаил Васильевич Ломоносов
1. Какая реформа в области словесности не принадлежит Ломоносову?
1.Реформа стихосложения
2.Реформа прозы.
3. Реформа литературного языка.
2. Из какого произведения взяты строки:
Елисавета здесь воздвигла зрак Петра
К утехе россов всех, но кто он был таков…
1. «К статуе Петра Великого».
2. «Ода на день восшествия…1747года».
3. Ода «На взятие Хотина».
3. Определите стихотворный размер фрагмента оды Ломоносова:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха…
1. Хорей.
2. Амфибрахий.
3. Ямб.
4. Какое изобразительно-выразительное средство доминирует в предыдущем отрывке из оды Ломоносова?
1. Метафора.
2. Антитеза.
3. Эпитет.
5. Теория «трех штилей» литературного языка Ломоносова относится
1. К реформе стихосложения.
2. К реформе литературного языка.
3. К реформе в области науки.
6. К какому литературному направлению принадлежал Ломоносов?
1. Реализм. 3. Классицизм.
2. Сентиментализм. 4. Романтизм.
7. Какой жанр был главным в творчестве Ломоносова?
1. Героическая песнь.
2. Элегия.
3. Ода.
8. Кто из русских царей в представлении Ломоносова был идеальным монархом?
1. Елизавета. 2. Петр I 3. Екатерина II 4. Иван Грозный
Гаврила Романович Державин
1. С какими моментами биографии Г. Р. Державина связаны строки его стихотворения «Памятник»?
…Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первым я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить…
1. Из никому не известного сына вдовы стал лучшим русским поэтом.
2. Исполнял должности губернатора Олонецкой и Тамбовской губерний.
3. Служил государственным казначеем, секретарем Екатерины, министром юстиции.
2. Царствованию каких русских царей был свидетелем Г. Р. Державин?
1. Елизавета Петровна. 2. Павел I. 3. Александр I. 4. Екатерина II. 5. Николай I.
3. В чем проявилось новаторство Г. Р. Державина?
1. В обращении к античным мотивам и образам.
2. В соединении высокого и низкого стилей в произведении, развитии реалист. языка.
3. В новом содержании поэзии, в новых темах и идеях.
4. Кого из поэтов характеризует приведенное высказывание В. Г. Белинского:
«Он «был первым живым глаголом нашей поэзии русской»?
1. М. В. Ломоносов. 2. Г. Р. Державин. 3. А. С. Пушкин.
5. Определите тему и главную мысль стихотворения Г. Р. Державина «Памятник».
1. Бессмертие поэта – в его творчестве. Основная заслуга поэта в том, что он мог истину царям с улыбкой говорить, петь об их добродетелях простым, а не высоким слогом.
2. Назначение поэта – петь славу царям, и память о нем останется вечной, и поэт возвысится над толпой.
6. Определите стихотворный размер оды «Фелица».
Подай, Фелица! Наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
1. Дактиль. 2. Анапест. 3. Ямб. 4. Хорей.
7. Какое средство выразительности использует Г. Р. Державин в приведенном фрагменте стихотворения «Властителям и судиям»?
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет,
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет…
1. Антитеза. 2. Гипербола. 3. Метафора.
8. К какой группе можно отнести стихотворение «Властителям и судиям»?
1. Любовная лирика. 2. Гражданская лирика. 3. Пейзажная лирика. 4. О поэте и поэзии.
9. В центре поэзии Г. Р. Державина
1. Крестьянство. 2. Дворянство. 3. Человек. 4. Личность царя.
10. Стихотворение «Памятник» является вольным переводом стихотворения
1. Буало. 2. Овидия. 3. Горация. 4. Катулла.
Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»
1. Определите жанр произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль».
1. Драма 2. Трагедия. 3. Комедия. 4. Сатира.
2. К какому литературному направлению можно отнести произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
1. Сентиментализм. 2. Классицизм. 3. Романтизм. 4. Реализм.
3. Какие произведения принадлежат перу Д. И. Фонвизина?
1. « Бригадир». 2. «Придворная грамматика». 3. «Невский проспект».
4. «Недоросль». 5. «Бедные люди». 6. «Корион». 7. «Гробовщик».
4. В основе любого драматургического произведения лежит
1. Эпилог. 2. Символика. 3. Завязка. 4. Конфликт.
5. Конфликт произведения «Недоросль» основан на противоречиях
1. Простакова – Простаков. 2. Скотинин, Правдин – Милон. 3. Стародум, Правдин – Простакова, Митрофан. 4. Стародум, Правдин, Милон – Простакова, Скотинин.
6. Какие типы дворянства представлены в пьесе?
1. Провинциальное. 2. Столичное, вельможное. 3. Дворянские интеллигенты.
4. Помещики – крепостники.
7. Действие происходит в
1. Имении Скотинина. 2. Имении Стародума. 3. Деревне Простаковой. 4. Деревне Софьи. 5. Москве.
8. Время, в течение которого развивается действие
1. Неделя. 2. Месяц. 3. Сутки. 4. Год.
9. Говорящие фамилии – известный классицистический прием. Какую роль играют они в тексте пьесы?
1. Создают комедийный эффект. 2. Являются способом деления на положительные и отрицательные персонажи. 3. Определяют характер героя.
10. Как можно объяснить смысл названия произведения «Недоросль»?
1. Ленивый, ограниченный, невежественный человек. 2. Главный герой комедии.
3. Дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться. 4. Подросток 15 – 17 лет.
11. Ремарка – это
1. Авторское пояснение в драматическом произведении. 2. Перерыв в звучании речи.
3. Развернутое высказывание одного лица. 4. Ответная фраза собеседника в диалоге.
12. Укажите фамилию учителя Митрофана, который отказался от денег, так как ничему не научил своего ученика.
1. Вральман. 2. Милон. 3. Цыфиркин. 4. Кутейкин.
13. Главной темой произведения «Недоросль» является
1. Жизнь российского чиновничества. 2. Быт и нравы молодого поколения.
3. Косность и невежество российских дворян. 4. Судьба маленького человека.
14. Кто из героев в финале пьесы выражает авторскую оценку?
1. Правдин. 2. Цыфиркин. 3. Стародум. 4. Еремеевна.
15. Какой закон классицизма нарушает Д. И. Фонвизин в произведении?
1. Строгое деление героев на положительных и отрицательных. 2. Правило трех единств.
3. Односторонность характеристики героев. 4. Использование возвышенной лексики.
Александр Николаевич Радищев
1. Определите жанр произведения А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
1. Роман. 2. Повесть. 3. Путешествие. 4. Очерк. 5. Рассказ.
2. Что является связующим началом глав в «Путешествии из Петербурга в Москву»?
1. Образ автора.
2. Образ путешественника.
3. Общая идея борьбы с крепостничеством.
4. Главные герои.
3. Эпиграф к книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» -
1. Характеристика главного героя книги.
2. Символическое обозначение России.
3. Символическое обозначение крепостничества.
4. Связь с мифологией.
4. Эпиграф к книге А.Н.Радищева взят из произведения
1. Г.Р.Державина. 2. Н.М.Карамзина. 3. М.В.Ломоносова. 4. В.К.Тредиаковского. 5. А.П.Сумарокова.
5. Черты каких литературных направлений сочетаются в книге А.Н.Радищева?
1. Сентиментализм.
2. Классицизм.
3. Просветительский реализм.
4. Романтизм.
5. Критический реализм.
6. Символизм.
6. По какому случаю написана ода «Вольность» (1783г.)? Что прославляет в ней Радищев?
К тебе душа моя вспаленна,
К тебе, словутая страна,
Стремится, гнетом где согбенна
Лежала вольность попрана;
Ликуешь ты! а мы здесь страждем!
Того ж, того ж и мы все жаждем;
Пример твой мету обнажил;
Твоей я славе непричастен -
Позволь, кой дух мой неподвластен,
Чтоб брег твой пепл хотя мой скрыл.
7. Назовите прием выражения авторского отношения:
«Печь без трубы, но лучшая защита от холода».
8. Какими предстают крестьяне в произведении А.Н.Радищева? Докажите, что именно от них, по мнению Радищева, зависит будущее величие России.
Контрольная работа по теме «Литература 18 века».
1 вариант.
1. Соотнесите автора и название произведения:
1.Фонвизин 1. «История государства Российского»
2. Ломоносов 2. «Властителям и судиям»
3. Державин 3. «К статуе Петра Великого»
4. Радищев 4. Ода «Вольность»
5. Гёте 5. «Бригадир»
6. Карамзин 6. «Фауст»
2. Классицизм – это…
3. Назовите отличительные черты сентиментализма.
4. Литературовед И.Серман заметил, что в «Недоросле» «проблема человека и среды у Фонвизина без остатка поглощена проблемой воспитания индивидуума. Личность, характер – это плод воспитания, результат разумных и неразумных родительских внушений».
- Как представлена в комедии Фонвизина проблема воспитания индивидуума? Действительно ли эта проблема поглощает, затмевает собой все остальные, в том числе и проблему человека и среды?
- Действительно ли в «Недоросле» любая личность, любой характер является только плодом воспитания, результатом «разумных и неразумных родительских внушений»?
5. Что вы изменили бы в повести Карамзина «Бедная Лиза», если бы вам предложили отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?
Контрольная работа по теме «Литература 18 века».
2 вариант.
1. Соотнесите автора и название произведения:
1.Фонвизин 1. «Бедная Лиза»
2. Ломоносов 2. «Путешествие из Петербурга в Москву»»
3. Державин 3. Ода «Фелица»
4. Радищев 4. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае
великого северного сияния»
5. Гёте 5. «Придворная грамматика»
6. Карамзин 6. «Фауст»
2.Сентиментализм – это…
3. Назовите характерные черты комедии классицизма.
4.Литературовед В.Садовник считает, что герои-резонеры в комедии Фонвизина «в художественном отношении…обрисованы гораздо бледнее, чем лица комические, речи их отличаются книжным характером, и сами они представляют собой не живые фигуры, а ходячее нравоучение».
- Можете вы согласиться с таким утверждением ученого? Почему? Что отличает «лица комические» от героев-резонеров?
- Верно ли, что речь героев-резонеров отличается «книжным характером»? Действительно ли эти герои – «не живые фигуры, а ходячее нравоучение»?
5. Что вы изменили бы в повести Карамзина «Бедная Лиза», если бы вам предложили отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические материалы для тестирования в 9 классе
Предлагаются два варианта для тестирования в 9 классе по разделам: "Грамматика" и "Чтение"...
Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.
Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....
Диагностическое тестирование в 11 классе (по материалам банка ЕГЭ ФИПИ)
Диагностическое тестирование содержит 2 задания базового уровня (№1 и №3) и 1 задание повышенного уровня (№2). Даны 4 варианта....
Материалы к проведению диагностической работы в 5 классе по литературе.
Материалы к проведениюдиагностической работы в 5 классе....
Диагностические материалы для 5 класса
Здесь вы найдете спецификацию и разработки стартовой, промежуточной и итоговой контрольных работ по биологии для определения уровня развития УУД у обучающихся 5 класса...
Контрольно-диагностические материалы по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах »
Контрольно-диагностические материалы по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах »...
Материалы для диагностической работы по литературе в 10 классе
Данная диагностическая работа была предложена учащимся 10 класса Центром оценки качества образования...