Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Ф.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.Вязники
Предмет: литература
Класс: 8
Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
Тип урока: урок обобщения материала
Технологии: исследование
УМК: программа по литературе 5-11 кл. под редакцией Г.И.Беленького
Задачи:
· способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: формировать умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), формировать умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение выражать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
· развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
· формировать умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, грамотно строить монологические высказывания, умение вести диалог, понимать проблему, выдвигать гипотезу, отслеживать причинно-следственные связи, структурировать материал.
· обеспечить понимание чувства ответственности перед коллективом, формировать умение корректно отстаивать свою точку зрения, помнить об уважительном отношении к мнению товарищей, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
· дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
· обеспечить представление о русской литературе как носительнице духовно-нравственных идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_kapitanskaya_dochka_8_klasse.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Ф.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.Вязники
Предмет: литература
Класс: 8
Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
Тип урока: урок обобщения материала
Технологии: исследование
УМК: программа по литературе 5-11 кл. под редакцией Г.И.Беленького
Задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: формировать умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), формировать умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение выражать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
- формировать умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, грамотно строить монологические высказывания, умение вести диалог, понимать проблему, выдвигать гипотезу, отслеживать причинно-следственные связи, структурировать материал.
- обеспечить понимание чувства ответственности перед коллективом, формировать умение корректно отстаивать свою точку зрения, помнить об уважительном отношении к мнению товарищей, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
- обеспечить представление о русской литературе как носительнице духовно-нравственных идеалов.
Основные этапы организации учебной деятельности. | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | |
Организационный момент Мобилизующее начало урока (учитель создаёт ситуацию удивления, мобилизуя интерес уч-ся к теме) Предлагается проблемный вопрос, ответ на который будет найден в ходе урока) | Приветствие учителя . Сообщение темы урока: «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"» Проблемный вопрос « Как в экстремальных условиях проявляется характер и нравственная позиция главных героев пр-я?» | Запись в тетрадь Фиксируют проблему. | Активизация мыслительной деятельности. | 1 Регулятивные: - волевая саморегуляция. 2 Личностные: - проявление познавательной активности. 3 Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 4 Метапредметные: -учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
Целеполагание | понимание идейно - художественного богатства романа; обобщение изученного материала, подготовка к сочинению. | Самостоятельная постановка учебной цели. | Определите ваши цели урока? | 1. Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Личностные: - целеполагание, осознанное отношение к литературному материалу. 3. Метапредметные: - аргументация своего мнения. | |
Проверка домашнего задания | Сейчас вам предлагается обсудить в группах цитаты из произведения… | В левой части конспекта учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | |
Обобщение материала | Блиц-опрос 1. Имя отца Гринева? 6. ... который в Отечестве своем был 10. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» 11. Шаматон - это... 12. Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый.... 17. Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот,..» 18. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
23. Что такое – челобитье? | (Андрей Петрович) (Минихе) (9) (стремянный Савельич) (мосье Бопре) (парикмахером) (солдатом) (географии) (прилаживал мочальных хвост к мысу Доброй Надежды) (бездельник, шалопай) (благоразумную и чувствительную девушку) (пару серег) («Знаю по опыту ее нрав и обычай») (обдуманную клевету) (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок) (Екатерина II) (Заступник, защитник) (любимец, человек, пользующийся особым доверием) (церковная служба) (наставник) (тюрьма) (старинна русская монета) | Как хорошо вы знаете текст? Диагностическая работа.
| 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Личностные: - способствовать проявлению самостоятельности в высказываниях. 3) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 4) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 5) Метапредметные: - учебное сотрудничество с учителем, эстетическое восприятие художественного текста. | |
Работа в группах | Каждая группа получает проблемный вопрос, на который нужно найти ответ в процессе обсуждения. | Работа в группах: уч-ся проводят коллективное исследование, учатся формулировать собственное мнение. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, ответы. | Какой урок А. С .Пушкин даёт будущим поколениям? Как автор относится к Пугачёву и «русскому бунту»? Какой нравственный выбор стоял перед героями романа? | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Метапредметные: - формирование исследовательских навыков, умение работать в группе, сотрудничать со сверстниками. 5) Личностные: - проявление познавательной самостоятельности и активности. | |
Закрепление материала | Просмотр кинофильма. Распознавание героев по их характеристике. Этот герой Эта героиня Этот герой | (Савельич.) (Маша Миронова.) (Пугачев.) (Василиса Егоровна.) (Екатерина II.) (Капитан Миронов.) | Итак, какими мы видим героев повести? | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Метапредметные: - формирование зрительской культуры, читательской культуры, умения видеть детали в произведениях искусства. 5) Личностные: - умение лаконично высказывать собственное мнение. | |
Рефлексия | Изменилось ли ваше отношение к героям пр-я? Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Учитель напоминает проблемный вопрос, поставленный в начале урока. | Высказывание по модели. Уч-ся осознанно строят свои высказывания. | Некоторым уч-ся предлагается ответить на вопрос письменно на листочке. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению 3) Личностные: - положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. 4) Метапредметные: - умение анализировать и обобщать. | |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании . | Оценки за урок Дом.задание: написать сочинение ( Темы по выбору учащихся)
| Составить план: Написать сочинение. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению 3) Метапредметные: - контролировать свою деятельность 4) Личностные: - развитие творческих способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка"
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.Цели урока:развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать сво...
«Обобщающий урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
урок литературы...
Материал к обобщающему уроку по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Каждый учитель, готовясь к обобщающему уроку по произведению, хочет сделать его интересным и запоминающимся. На подготовку таких уроков, как правило, уходит много времени, которого нам, педагогам, все...
Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму"
Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму". Самостоятельная работа по изобразительно-выразительным средствам (сравнение, эпитет, гипербола)....
Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...
Технологическая карта обобщающего урока по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Обобщение по изученному произведению...