рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Матвеева Оксана Васильевна

предназначена для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_literatura_8_klass.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 12 имени В.Г. Распутина»

Рассмотрено  на ШМС        

Протокол  ____

от «___» ___________2016г.

Руководитель ШМС

________________________

Рекомендовано  НМС

Протокол ____

от «___» ___________2016г.

Зам. директора по НМР

Феодосова Т.Н. _________

Утверждено приказ _____

от «___» ____________ 2016 г.

директор МБОУ «СОШ 12 им. В.Г. Распутина»

Н.И.Проскурякова ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 «А»  КЛАССА

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2011.

Допущено Министерством образования и науки РФ)

                                                       

Автор разработки:

Матвеева Оксана Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

1  квалификационная категория

2016г.

г. Братск

  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа литературе  для учащихся разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс/ под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2009.  По учебнику для общеобразовательных учреждений. Литература. 7 класс. Автор Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2010.

  По учебнику для общеобразовательных учреждений. Литература. 8 класс. Автор Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2010. .  По учебнику для общеобразовательных учреждений. Литература. 9 класс. Автор Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2010.

             Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года. № 1089.

Целью преподавания литературы в 8 классе является формирование обобщенного представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.

Цели определяют задачи рабочей учебной программы:

  •         формировать  представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  •         развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетическое чувство школьников;
  •         воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Программно-методическое обеспечение курса

  1. Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2010. – 152 с..
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009. – 110 с.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс], режим доступа:http://school-collection.edu.ru/
  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
  • формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

3. Содержание учебного предмета

8 класс

№ п/п раздела, главы, пункта

Тема

Кол-во часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

1

Беседа

Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя. Умение вести диалог, вырабатывать общее решение.

2

Устное народное творчество

3

Фронтальный опрос

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен

3

Житийная литература

3

Индивидуальная работа

Выразительно читать басню, в том числе по ролям,

участвовать в инсценировании басни.

4

Литература XIX века

32

Дискуссия

Пересказывать произведения древнерусской литературы;

привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории.

5

Литература конца XIX -  начала XX века

9

Просмотр кинофильма

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен

6

Литература XX века

16

Беседа

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

7

Из зарубежной литературы

6

Создание электронного словаря

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен

4. Календарно-тематическое планирование 8 класс

Календарные сроки по плану

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности

1

Введение (1ч).

Литература как искусство слова.

1

Развернутый ответ

2

Устное народное творчество. Народные песни. (2ч.+1ч.)

Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

1

Выразительное чтение

3

Лирические песни.

1

Развернутый ответ

4

Контрольный тест(входной) по теме:    «Устное народное творчество».

1

Тест

5

К.Г. Паустовский  «Колотый сахар». Композиция произведения.

1

Рассуждение

6

Русская старина (3 ч. + 1ч.).

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского».

1

Тест

7

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Историческая основа жития.

1

Развернутый ответ

8

«Сказание о Борисе и Глебе». Историческая основа сказания.

1

Выборочный пересказ; сообщение

9

III. Литература XIX века. (24 ч. + 4ч. + 3ч.)

 А. С.  Пушкин-прозаик.

1

Выборочный пересказ; сообщение

10

«Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1

Развернутый ответ

11

Роль Гринева в произведении.

1

Характеристика героя

12

Характеристика Маши Мироновой.

1

Характеристика героя

13

Утверждение автором  нравственных идеалов гуманности, чести и долга.

1

Рассуждение

14

Мотивы народной поэзии.

1

Выборочный пересказ; сообщение

15

Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Сочинение

16

Контрольный тест по теме: «Творчество А.С.Пушкина».

1

Тест

17

М.Ю. Лермонтов.(5 ч. + 1 ч.)

Лирика М.Ю. Лермонтова.

1

Интерпретация стихотворения

18

Мотивы вольной кавказской природы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова.

1

Интерпретация стихотворения

19

«Мцыри  – любимый идеал Лермонтова».

1

Проект

20

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

1

Рассуждение

21

«Упругость, энергия стиха». Особенности построения поэмы.

1

Анализ поэмы

22

Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Сочинение

23

Н. В. Гоголь (5ч. +1 ч. +1ч.).

Сатира в творчестве Гоголя.

1

Выборочный пересказ; сообщение

24

«Ревизор». Жизненная основа комедии.

1

Проект

25

Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

1

Рассуждение

26

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Характеристика героя

27

Афоризмы из комедии «Ревизор».

1

Словарь афоризмов

28

Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

Сочинение

29

Н.В. Гоголь «Женитьба». Сюжет комедии.

1

Выборочный пересказ; сообщение

30

Контрольный тест по теме: «Русская литература н. 19 века».

1

Тест

31

И. С. Тургенев (3 ч. + 1 ч.).

И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя.

1

Проект

32

И.С. Тургенев «Ася». Образ «тургеневской девушки».

1

Развернутый ответ

33

Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика.

1

Выборочный пересказ; сообщение

34

Сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася».

1

Сочинение

35

Л.Н. Толстой (4ч. + 1ч.).

Творческий путь Л.Н.Толстого.

1

Выборочный пересказ; сообщение

36

Л.Н.Толстой «После бала». Роль приема антитезы.

1

Анализ эпизода

37

Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

1

Рассуждение

38

Автор и рассказчик в произведении.

1

Выборочный пересказ; сообщение

39

Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

1

Сочинение

40

IV. Литература конца XIX   -  начала  XX века  (6 ч. +     1 ч.). В.Г. Короленко (2ч.)

В.Г. Короленко. «Парадокс». Понятие очерка.

1

Выборочный пересказ; сообщение

41

В.Г. Короленко «Огоньки». Жанровое своеобразие лирической миниатюры.

1

Развернутый ответ

42

И. А. Бунин (2ч).

Лирика И.А.Бунина.

1

Интерпретация стихотворения

43

И.А. Бунин «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

1

Тест

44

М. Горький (2ч.+1ч.).

Основные факты жизни и творчества М. Горького.

1

Выборочный пересказ; сообщение

45

М. Горький.  «Песня о Соколе». Символика - аллегорический смысл «Песни».

1

Тест

46

А. М. Горький. «Челкаш». Особенности сюжета рассказа.

1

Анализ рассказа

47

IV.Литература   XX   века   (12 ч. + 3 ч. + 2 ч.).

Н.А. Заболоцкий (2 ч.).

Творческий путь поэта.

1

Выборочный пересказ; сообщение

48

Философская глубина стихотворений Н.Заболоцкого.

1

Интерпретация стихотворения

49

К.Г. Паустовский (1 ч. + 1ч.).

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Характеристика Насти.

1

Характеристика героя

50

Контрольный тест по теме: «Литература начала 20 века».

1

Тест

51

А.Т. Твардовский (4ч.+1ч.+1ч).

А.Т. Твардовский.   «Василий Теркин». История создания и композиция поэмы.

1

Сообщение

52

Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.

1

Выборочный пересказ; сообщение

53

Народнопоэтическая основа поэмы. Юмор в поэме.

1

Развернутый ответ

54

Авторский голос в поэме.

1

Выборочный пересказ; сообщение

55

Сочинение по поэме

А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

1

Сочинение

56

А.Т. Твардовский. Стихотворения  о Великой Отечественной войне.

1

Выразительное чтение; интерпретация стихотворения

57

В.М. Шукшин (2ч +1ч.+1ч.).

Творческий путь В.Шукшина.

1

Выборочный пересказ; сообщение

58

«Микроскоп». Герой-чудик.

1

Анализ эпизода

59

Нравственная проблематика рассказов В. Шукшина.

1

Тест

60

Сочинение по рассказам В.М. Шукшина.

1

Сочинение

61

Н.М. Рубцов (2ч.)

Факты жизни и творческого пути поэта Н.М. Рубцова.

1

Выборочный пересказ; сообщение

62

Особенности поэтических произведений Н.М. Рубцова.

1

Интерпретация стихотворения

63

V. Из зарубежной литературы (5 ч. + 1 ч.).

У. Шекспир (2ч.).

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта». Понятие трагедии.

1

Выборочный пересказ; сообщение

64

Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

1

Развернутый ответ

65

М. Де. Сервантес (2ч.).

М. Де. Сервантес. «Дон Кихот». Историческая обстановка Испании XYI-XYII веков.

1

Выборочный пересказ; сообщение

66

Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.

1

Проект

67

Контрольная работа по теме: «Русская литература конца XIX   -  начала  XX века».

1

Тест

68

П. Мариме (1ч.).

П. Мариме.  Композиция легенды «Черногорцы».

1

Таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....