рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Г. Распутина»
Рассмотрено на ШМС Протокол № ____ от «___» ___________2016г. Руководитель ШМС ________________________ | Рекомендовано НМС Протокол №____ от «___» ___________2016г. Зам. директора по НМР Феодосова Т.Н. _________ | Утверждено приказ №_____ от «___» ____________ 2016 г. директор МБОУ «СОШ №12 им. В.Г. Распутина» Н.И.Проскурякова ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 8 «А» КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2011.
Допущено Министерством образования и науки РФ)
Автор разработки:
Матвеева Оксана Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
2016г.
г. Братск
- Пояснительная записка
Рабочая программа литературе для учащихся разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс/ под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2009. По учебнику для общеобразовательных учреждений. Литература. 7 класс. Автор Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2010.
По учебнику для общеобразовательных учреждений. Литература. 8 класс. Автор Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2010. . По учебнику для общеобразовательных учреждений. Литература. 9 класс. Автор Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2010.
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года. № 1089.
Целью преподавания литературы в 8 классе является формирование обобщенного представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.
Цели определяют задачи рабочей учебной программы:
- формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетическое чувство школьников;
- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Программно-методическое обеспечение курса
- Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2010. – 152 с..
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009. – 110 с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс], режим доступа:http://school-collection.edu.ru/
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
3. Содержание учебного предмета
8 класс
№ п/п раздела, главы, пункта | Тема | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | Беседа | Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя. Умение вести диалог, вырабатывать общее решение. |
2 | Устное народное творчество | 3 | Фронтальный опрос | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен |
3 | Житийная литература | 3 | Индивидуальная работа | Выразительно читать басню, в том числе по ролям, участвовать в инсценировании басни. |
4 | Литература XIX века | 32 | Дискуссия | Пересказывать произведения древнерусской литературы; привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории. |
5 | Литература конца XIX - начала XX века | 9 | Просмотр кинофильма | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен |
6 | Литература XX века | 16 | Беседа | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа |
7 | Из зарубежной литературы | 6 | Создание электронного словаря | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен |
4. Календарно-тематическое планирование 8 класс
Календарные сроки по плану | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности |
1 | Введение (1ч). Литература как искусство слова. | 1 | Развернутый ответ | |
2 | Устное народное творчество. Народные песни. (2ч.+1ч.) Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. | 1 | Выразительное чтение | |
3 | Лирические песни. | 1 | Развернутый ответ | |
4 | Контрольный тест(входной) по теме: «Устное народное творчество». | 1 | Тест | |
5 | К.Г. Паустовский «Колотый сахар». Композиция произведения. | 1 | Рассуждение | |
6 | Русская старина (3 ч. + 1ч.). Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского». | 1 | Тест | |
7 | «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Историческая основа жития. | 1 | Развернутый ответ | |
8 | «Сказание о Борисе и Глебе». Историческая основа сказания. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
9 | III. Литература XIX века. (24 ч. + 4ч. + 3ч.) А. С. Пушкин-прозаик. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
10 | «Капитанская дочка». Историческая основа повести. | 1 | Развернутый ответ | |
11 | Роль Гринева в произведении. | 1 | Характеристика героя | |
12 | Характеристика Маши Мироновой. | 1 | Характеристика героя | |
13 | Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. | 1 | Рассуждение | |
14 | Мотивы народной поэзии. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
15 | Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | Сочинение | |
16 | Контрольный тест по теме: «Творчество А.С.Пушкина». | 1 | Тест | |
17 | М.Ю. Лермонтов.(5 ч. + 1 ч.) Лирика М.Ю. Лермонтова. | 1 | Интерпретация стихотворения | |
18 | Мотивы вольной кавказской природы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. | 1 | Интерпретация стихотворения | |
19 | «Мцыри – любимый идеал Лермонтова». | 1 | Проект | |
20 | Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. | 1 | Рассуждение | |
21 | «Упругость, энергия стиха». Особенности построения поэмы. | 1 | Анализ поэмы | |
22 | Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 | Сочинение | |
23 | Н. В. Гоголь (5ч. +1 ч. +1ч.). Сатира в творчестве Гоголя. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
24 | «Ревизор». Жизненная основа комедии. | 1 | Проект | |
25 | Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок. | 1 | Рассуждение | |
26 | Хлестаков и хлестаковщина. | 1 | Характеристика героя | |
27 | Афоризмы из комедии «Ревизор». | 1 | Словарь афоризмов | |
28 | Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 1 | Сочинение | |
29 | Н.В. Гоголь «Женитьба». Сюжет комедии. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
30 | Контрольный тест по теме: «Русская литература н. 19 века». | 1 | Тест | |
31 | И. С. Тургенев (3 ч. + 1 ч.). И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя. | 1 | Проект | |
32 | И.С. Тургенев «Ася». Образ «тургеневской девушки». | 1 | Развернутый ответ | |
33 | Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
34 | Сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася». | 1 | Сочинение | |
35 | Л.Н. Толстой (4ч. + 1ч.). Творческий путь Л.Н.Толстого. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
36 | Л.Н.Толстой «После бала». Роль приема антитезы. | 1 | Анализ эпизода | |
37 | Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого «После бала». | 1 | Рассуждение | |
38 | Автор и рассказчик в произведении. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
39 | Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». | 1 | Сочинение | |
40 | IV. Литература конца XIX - начала XX века (6 ч. + 1 ч.). В.Г. Короленко (2ч.) В.Г. Короленко. «Парадокс». Понятие очерка. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
41 | В.Г. Короленко «Огоньки». Жанровое своеобразие лирической миниатюры. | 1 | Развернутый ответ | |
42 | И. А. Бунин (2ч). Лирика И.А.Бунина. | 1 | Интерпретация стихотворения | |
43 | И.А. Бунин «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». | 1 | Тест | |
44 | М. Горький (2ч.+1ч.). Основные факты жизни и творчества М. Горького. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
45 | М. Горький. «Песня о Соколе». Символика - аллегорический смысл «Песни». | 1 | Тест | |
46 | А. М. Горький. «Челкаш». Особенности сюжета рассказа. | 1 | Анализ рассказа | |
47 | IV.Литература XX века (12 ч. + 3 ч. + 2 ч.). Н.А. Заболоцкий (2 ч.). Творческий путь поэта. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
48 | Философская глубина стихотворений Н.Заболоцкого. | 1 | Интерпретация стихотворения | |
49 | К.Г. Паустовский (1 ч. + 1ч.). К.Г.Паустовский «Телеграмма». Характеристика Насти. | 1 | Характеристика героя | |
50 | Контрольный тест по теме: «Литература начала 20 века». | 1 | Тест | |
51 | А.Т. Твардовский (4ч.+1ч.+1ч). А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания и композиция поэмы. | 1 | Сообщение | |
52 | Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
53 | Народнопоэтическая основа поэмы. Юмор в поэме. | 1 | Развернутый ответ | |
54 | Авторский голос в поэме. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
55 | Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». | 1 | Сочинение | |
56 | А.Т. Твардовский. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | 1 | Выразительное чтение; интерпретация стихотворения | |
57 | В.М. Шукшин (2ч +1ч.+1ч.). Творческий путь В.Шукшина. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
58 | «Микроскоп». Герой-чудик. | 1 | Анализ эпизода | |
59 | Нравственная проблематика рассказов В. Шукшина. | 1 | Тест | |
60 | Сочинение по рассказам В.М. Шукшина. | 1 | Сочинение | |
61 | Н.М. Рубцов (2ч.) Факты жизни и творческого пути поэта Н.М. Рубцова. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
62 | Особенности поэтических произведений Н.М. Рубцова. | 1 | Интерпретация стихотворения | |
63 | V. Из зарубежной литературы (5 ч. + 1 ч.). У. Шекспир (2ч.). У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Понятие трагедии. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
64 | Герои трагедии как символ верной и вечной любви. | 1 | Развернутый ответ | |
65 | М. Де. Сервантес (2ч.). М. Де. Сервантес. «Дон Кихот». Историческая обстановка Испании XYI-XYII веков. | 1 | Выборочный пересказ; сообщение | |
66 | Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы. | 1 | Проект | |
67 | Контрольная работа по теме: «Русская литература конца XIX - начала XX века». | 1 | Тест | |
68 | П. Мариме (1ч.). П. Мариме. Композиция легенды «Черногорцы». | 1 | Таблица |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....