рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
предназначена для учащихся 5 -ых класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_literatura_5_klass.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Г. Распутина»
Рассмотрено на ШМС Протокол № ____ от «___» ___________2016г. Руководитель ШМС ________________________ | Рекомендовано НМС Протокол №____ от «___» ___________2016г. Зам. директора по НМР Феодосова Т.Н. _________ | Утверждено приказ №_____ от «___» ____________ 2016 г. директор МБОУ «СОШ №12 им. В.Г. Распутина» Н.И.Проскурякова ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 «В» КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Литература 5 класс: учебник-хрестоматия. Автор составитель
Т. Ф. Курдюмва. М.: Дрофа, 2016.)
Автор разработки:
Матвеева Оксана Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
2016г.
г. Братск
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
-Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения);
-Концепции курса, представленной в программе Литература 5-9кл: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова./
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
- Планируемые результаты
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.
Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
3. Содержание учебного предмета
5 класс
№ п/п раздела, главы, пункта | Тема | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | Беседа | Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя. Умение вести диалог, вырабатывать общее решение. |
2 | Мифы | 3 | Фронтальный опрос | Выразительно читать басню, в том числе по ролям, участвовать в инсценировании басни. |
3 | Фольклор | 18 | Индивидуальная работа | Выразительно читать басню, в том числе по ролям, участвовать в инсценировании басни. |
4 | Литература XIX века Русская классическая литература XIX века Тема родины в русской поэзии Героическое прошлое России | 24 6 4 | Дискуссия | Пересказывать произведения древнерусской литературы; привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории. |
5 | Литература XX века Век XIX и век XX Литературные сказки XIX – XX веков Проза русских писателей XX века Поэтический образ Родины Мир наших «братьев меньших» Героическое прошлое России | 1 11 3 9 4 3 | Просмотр кинофильма | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен |
6 | Современная литература | 6 | Беседа | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа |
7 | Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени | 8 | Создание электронного словаря | Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя. Умение вести диалог, вырабатывать общее решение |
8 | Новая жизнь старых героев | 1 | Групповая форма работы | Групповая, самостоятельная работа, анализирование и сопоставление материала, комментированное чтение |
3. Календарно-тематическое планирование 5 класс
Календарные сроки по плану | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности |
Литература – искусство слова (1 час). | ||||
1 | Художественные приемы искусства слова. | 1 | Викторина | |
Мифы ( 4 часа). | ||||
2 | Мифы и мифология. | 1 | Составление плана «Что такое миф?» | |
3 | Календарные мифы. Масленица. | 1 | Представление презентаций | |
4 | Мифы о сотворении мира. | 1 | Заполнение таблицы | |
5 | Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид. | 1 | Развернутый и сжатый пересказ | |
Фольклор (10 часов). | ||||
6 | Фольклор- устное народное творчество. | 1 | Вопросы и задания «Обогащайте свою речь» | |
7 | Русские народные сказки. Анализ сказки «Царевна-лягушка». | 1 | Выборочный пересказ | |
8 | Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. | 1 | Выборочный пересказ | |
9 | Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. | 1 | Устная речь, инсценирование | |
10 | Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь». | 1 | Исполнение частушек | |
11 | Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода. | 1 | Инсценирование | |
12 | Положительный герой и его противники. | 1 | Уровень знаний по теме, личные наблюдения учителя | |
13 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | 1 | Уровень знаний по теме, личные наблюдения учителя. | |
14 | Загадки. Анекдоты. Песни. Частушки. | 1 | Игра по малым жанрам фольклора | |
15 | Народная драма. Знакомство с пьесой «Озорник Петрушка». | 1 | Составление таблицы | |
Литература XIX века (37 ч). | ||||
16 | И.А. Крылов. Жанр басни, история его развития. Аллегория. | 1 | Выразительное чтение | |
17 | Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Своеобразие языка. | 1 | Выразительное чтение, словарная работа | |
18 | Мораль в басне, форма ее воплощения. | 1 | чтение наизусть | |
19 | А.С. Пушкин. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. | 1 | Демонстрация презентаций | |
20 | А.С. Пушкин. Анализ пролога к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | Вопросы и задания, описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника) | |
21 | Анализ поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ | |
22 | Анализ поэмы «Руслан и Людмила» (продолжение). | 1 | Составление таблицы | |
23 | Анализ поэмы «Руслан и Людмила» (заключение). | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ | |
24 | М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. | 1 | Выразительное чтение, анализ текстов | |
25 | М.Ю. Лермонтов. Чувство трагического одиночества. | 1 | Работа в тетради | |
26 | Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота». Жанровое своеобразие. | 1 | Чтение наизусть | |
27 | Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота». Язык произведения. | 1 | Выразительное чтение, анализ текстов | |
28 | И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. | 1 | Чтение наизусть | |
29 | Образ Герасима. | 1 | Демонстрация презентаций | |
30 | Особенности повествования, авторская позиция. | 1 | Демонстрация презентаций | |
31 | Смысл финала повести. | 1 | Тестирование, ответы на вопросы | |
32 | Р/Р Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 1 | Сообщения, вопросы | |
Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века. | ||||
33 | Поэтический образ Родины. И.С. Никитин. Стихотворение «Русь». | 1 | Выучить наизусть одно из стихотворений. Вопросы и задания | |
34 | М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Сашка». | 1 | Анализ текстов | |
35 | А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..» | 1 | Чтение наизусть | |
36 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». | 1 | Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 | |
37 | Изображение жизни простого народа. | 1 | Выборочный пересказ, вопросы и задания | |
38 | Ф.И. Тютчев. Философская проблематика стихотворений. | 1 | Демонстрация презентаций | |
39 | Параллелизм в описании жизни природы и человека. | 1 | Демонстрация презентаций | |
40 | Природные образы и средства их создания. | 1 | Тестирование, ответы на вопросы | |
41 | А.А. Фет. Философская проблематика стихотворений. | 1 | Сообщения, вопросы | |
42 | Параллелизм в описании жизни природы и человека. | 1 | Вопросы и задания, описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника) | |
43 | Природные образы и средства их создания. | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ | |
44 | Стихотворный размер. | 1 | Составление таблицы | |
45 | Стихотворный размер (продолжение). | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ | |
Героическое прошлое Родины в стихах и прозе. | ||||
46 | М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино». | 1 | Вопросы и задания выразительное чтение наизусть, описание репродукции, «Поразмышляем над прочитанным» | |
47 | Историческая основа стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | 1 | Пересказ эпизодов по плану. | |
48 | Образ рядового участника сражения. | 1 | Составление вопросов | |
49 | Язык стихотворения. | 1 | Составление таблицы | |
50 | Л.Н. Толстой. «Петя Ростов». | 1 | Викторина, описание иллюстраций | |
51 | М.А. Булгаков. «Петя Ростов». | 1 | Вопросы и задания выразительное чтение наизусть, описание репродукции, «Поразмышляем над прочитанным» | |
Литература XX – XXI веков. Связь веков.(29 ч.) | ||||
52 | И.А. Бунин. А.А. Ахматова. В.А. Рождественский. | 1 | Выразительное чтение, анализ текстов | |
53 | Литературные сказки XIX- XX веков. | 1 | Составление вопросов | |
54 | Комментированное чтение рассказа К.Г. Паустовского «Рождение сказки». | 1 | Составление таблицы | |
55 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». | 1 | Викторина, описание иллюстраций | |
56 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер литературной сказки. | 1 | Пересказ отдельных эпизодов | |
57 | Х.К. Андерсен. Комментированное чтение сказки «Снежная королева». Торжество добра над миром зла. | 1 | Творческая работа, элементы анализа текста | |
58 | А.П. Платонов. Комментированное чтение сказки «Волшебное кольцо». | 1 | Викторина, описание иллюстраций | |
59 | Анализ сказки «Волшебное кольцо». | 1 | Пересказ, вопросы и задания, словесное рисование | |
60 | Дж. Родари. Комментированное чтение вступления «Сказки по телефону». | 1 | Пересказ отдельных эпизодов | |
61 | В.В. Набоков. Комментированное чтение сказки «Аня в Стране чудес». | 1 | Выразительное чтение, составление плана рассказа | |
62 | Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит, или Туда и Обратно. | 1 | Выборочный пересказ, вопросы | |
63 | Дж. Р.Р. Толкиен. Комментированное чтение « Хоббит, или Туда и Обратно». | 1 | Пересказ отдельных эпизодов | |
Проза русских писателей XX века. Встреча веков. | ||||
64 | И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». | 1 | Анализ текста | |
65 | Е.И. Замятин. Комментированное чтение рассказа «Огненное «А»». | 1 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | |
66 | А.И. Куприн. Комментированное чтение очерка « Мой полет». | 1 | Выразительное чтение, анализ текстов | |
Поэтический образ Родины в лирике и прозе XX века. | ||||
67 | Анализ Стихотворений А.А. Блока « На лугу», « Ворона». | 1 | Выучить наизусть одно из стихотворений. Вопросы и задания | |
68 | И.А. Бунин. «Сказка». | 1 | Анализ текстов | |
69 | К.Д. Бальмонт. Образ Родины в лирике поэта. | 1 | Чтение наизусть | |
70 | С.А. Есенин. Анализ стихотворений «Пороша», «Черемуха». | 1 | Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 | |
71 | Комментированное чтение и анализ отрывков М.М. Пришвина из «Времен года». | 1 | Выборочный пересказ, вопросы и задания | |
72 | Н.А. Заболоцкий. Анализ стихотворения «Оттепель». | 1 | Демонстрация презентаций | |
73 | Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…» | 1 | Демонстрация презентаций | |
74 | М.М. Рубцов. Анализ стихотворения «В горнице». | 1 | Тестирование, ответы на вопросы | |
75 | Мир наших братьев меньших в поэзии. | 1 | Сообщения, вопросы | |
76 | С.А. Есенин. Анализ стихотворения «Песнь о собаке». | 1 | Вопросы и задания, описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника) | |
77 | В.В. Маяковский. Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ | |
Новые страницы героического прошлого России. | ||||
78 | А.И. Фатьянов. «Соловьи». А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…» | 1 | Анализ текстов | |
79 | А.А. Ахматова. Анализ стихотворений «Мужество», Р.Г. Гамзатов. «Журавли». | 1 | Чтение наизусть | |
80 | Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов XX века. | 1 | Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 | |
81 | Песни, посвященные Великой Отечественной войне. | 1 | Чтение наизусть | |
Современная литература (6 ч). | ||||
82 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»- автобиографическое произведение. | 1 | Анализ текста | |
83 | Изображение становления характера главного героя. | 1 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | |
84 | Борьба за выживание в рассказе. | 1 | Выразительное чтение, анализ текстов | |
85 | Роль эпизода в рассказе. Картины родной природы. | 1 | Анализ текста | |
86 | Р/р Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васют-кино озеро» | 1 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | |
87 | Т. Янссон. Комментированное чтение «Последний в мире дракон». | 1 | Выразительное чтение, анализ текстов | |
Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени (9 ч). | ||||
88 | Д.Дефо. Комментированное чтение «Робинзон Крузо». | 1 | Выразительное комментированное чтение | |
89 | Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. | 1 | Выборочный пересказ | |
90 | Преобразование мира как жизненная потребность человека. | 1 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Какой изображена русская природа в творчестве писателей 20 в.? 2. Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в их произведениях? | |
91 | Р.Э. Распэ. Комментированное чтение «Приключения барона Мюнхгаузена». | 1 | Выборочный пересказ, составление вопросов | |
92 | Групповая работа по иллюстрациям к произведению. | 1 | Выборочный пересказ, составление вопросов | |
93 | М.Твен. Комментированное чтение «Приключения Тома Сойера». | 1 | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа | |
94 | Пересказ как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения. | 1 | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа | |
95 | А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Пересказ как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания характера героя-персонажа. | 1 | Характеристика героя | |
96 | Сюжет и композиция художественного произведения. | 1 | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов | |
Новая жизнь знакомых героев (8 ч). | ||||
97 | Н.С. Гумилев. «Орел Синдбада». | 1 | Характеристика героев, вопросы и задания | |
98 | Б. Лесьмян. Комментированное чтение «Новые приключения Синдбада-морехода». | 1 | Тестирование, ответы на вопросы | |
99 | Урок-зачет. | 1 | Тестовая работа, демонстрация презентаций | |
100 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | 1 | Выборочный пересказ, составление вопросов | |
101 | Урок по теории литературы. | 1 | Тестирование, ответы на вопросы | |
102 | Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Становление его характера. | 1 | Выборочный пересказ, составление вопросов | |
103 | Джек Лондон. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа. | 1 | Выборочный пересказ, составление вопросов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....