рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Матвеева Оксана Васильевна

предназначена для учащихся 5 -ых класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_literatura_5_klass.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 12 имени В.Г. Распутина»

Рассмотрено  на ШМС        

Протокол  ____

от «___» ___________2016г.

Руководитель ШМС

________________________

Рекомендовано  НМС

Протокол ____

от «___» ___________2016г.

Зам. директора по НМР

Феодосова Т.Н. _________

Утверждено приказ _____

от «___» ____________ 2016 г.

директор МБОУ «СОШ 12 им. В.Г. Распутина»

Н.И.Проскурякова ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  5 «В»   КЛАССА

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Литература 5 класс: учебник-хрестоматия. Автор составитель

Т. Ф. Курдюмва. М.: Дрофа, 2016.)

                                                       

Автор разработки:

Матвеева Оксана Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

1  квалификационная категория

2016г.

г. Братск

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

 -Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения);

-Концепции курса, представленной в программе  Литература 5-9кл: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова./

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

  1. Планируемые результаты

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице)  и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.

Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

3. Содержание учебного предмета

5 класс

№ п/п раздела, главы, пункта

Тема

Кол-во часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

1

Беседа

Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя. Умение вести диалог, вырабатывать общее решение.

2

Мифы

3

Фронтальный опрос

Выразительно читать басню, в том числе по ролям,

участвовать в инсценировании басни.

3

Фольклор

18

Индивидуальная работа

Выразительно читать басню, в том числе по ролям,

участвовать в инсценировании басни.

4

Литература XIX века

Русская классическая литература XIX века

Тема родины в русской поэзии

Героическое прошлое России

24

6

4

Дискуссия

Пересказывать произведения древнерусской литературы;

привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории.

5

Литература XX века

Век XIX и век XX

Литературные сказки XIX – XX веков

Проза русских писателей XX века

Поэтический образ Родины

Мир наших «братьев меньших»

Героическое прошлое России

1

11

3

9

4

3

Просмотр кинофильма

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен

6

Современная литература

6

Беседа

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

7

Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени

8

Создание электронного словаря

Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя. Умение вести диалог, вырабатывать общее решение

8

Новая жизнь старых героев

1

Групповая форма работы

Групповая, самостоятельная работа, анализирование и сопоставление материала, комментированное чтение

3. Календарно-тематическое планирование 5 класс

Календарные сроки по плану

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности

Литература – искусство слова (1 час).

1

Художественные приемы искусства слова.

1

Викторина

Мифы ( 4 часа).

2

Мифы и мифология.

1

Составление плана «Что такое миф?»

3

Календарные мифы. Масленица.

1

Представление презентаций

4

Мифы о сотворении мира.

1

Заполнение таблицы

5

Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид.

1

Развернутый и сжатый пересказ

Фольклор (10 часов).

6

Фольклор- устное народное творчество.

1

Вопросы и задания

 «Обогащайте свою речь»

7

Русские народные сказки. Анализ сказки «Царевна-лягушка».

1

Выборочный пересказ

8

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.

1

Выборочный пересказ

9

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.

1

Устная речь, инсценирование

10

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь».

1

Исполнение частушек

11

Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода.

1

Инсценирование

12

Положительный герой и его противники.

1

Уровень знаний по теме, личные наблюдения учителя

13

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

1

Уровень знаний по теме, личные наблюдения учителя.

14

Загадки. Анекдоты. Песни. Частушки.

1

Игра по малым жанрам фольклора

15

Народная драма. Знакомство с пьесой «Озорник Петрушка».

1

Составление таблицы

Литература XIX века (37 ч).

16

И.А. Крылов. Жанр басни, история его развития. Аллегория.

1

Выразительное чтение

17

Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Своеобразие языка.

1

Выразительное чтение, словарная работа

18

Мораль в басне, форма ее воплощения.

1

чтение наизусть

19

А.С. Пушкин. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина.

1

Демонстрация презентаций

20

А.С. Пушкин. Анализ пролога к поэме «Руслан и Людмила».

1

Вопросы и задания, описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника)

21

Анализ поэмы  «Руслан и Людмила».

1

Выразительное чтение, выборочный пересказ

22

Анализ поэмы  «Руслан и Людмила» (продолжение).

1

Составление таблицы

23

Анализ поэмы  «Руслан и Людмила» (заключение).

1

Выразительное чтение, выборочный пересказ

24

М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.

1

Выразительное чтение, анализ текстов

25

М.Ю. Лермонтов. Чувство трагического одиночества.

1

Работа в тетради

26

Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота». Жанровое своеобразие.

1

Чтение наизусть

27

Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота». Язык произведения.

1

Выразительное чтение, анализ текстов

28

И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести.

1

Чтение наизусть

29

Образ Герасима.

1

Демонстрация презентаций

30

Особенности повествования, авторская позиция.

1

Демонстрация презентаций

31

Смысл финала повести.

1

 Тестирование, ответы на вопросы

32

Р/Р Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

1

Сообщения, вопросы

Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века.

33

Поэтический образ Родины.

И.С. Никитин. Стихотворение «Русь».

1

Выучить наизусть одно из стихотворений. Вопросы и задания

34

М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Сашка».

1

Анализ текстов

35

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..»

1

Чтение наизусть

36

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи».

1

Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5

37

Изображение жизни простого народа.

1

Выборочный пересказ, вопросы и задания

38

Ф.И. Тютчев. Философская проблематика стихотворений.

1

Демонстрация презентаций

39

Параллелизм в описании жизни природы и человека.

1

Демонстрация презентаций

40

Природные образы и средства их создания.

1

 Тестирование, ответы на вопросы

41

А.А. Фет. Философская проблематика стихотворений.

1

Сообщения, вопросы

42

Параллелизм в описании жизни природы и человека.

1

Вопросы и задания, описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника)

43

Природные образы и средства их создания.

1

Выразительное чтение, выборочный пересказ

44

Стихотворный размер.

1

Составление таблицы

45

Стихотворный размер (продолжение).

1

Выразительное чтение, выборочный пересказ

Героическое прошлое Родины в стихах и прозе.

46

М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино».

1

Вопросы и задания выразительное чтение наизусть, описание репродукции,   «Поразмышляем над прочитанным»

47

Историческая основа стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

1

Пересказ эпизодов по плану.

48

Образ рядового участника сражения.

1

Составление вопросов

49

Язык стихотворения.

1

Составление таблицы

50

Л.Н. Толстой. «Петя Ростов».

1

Викторина, описание иллюстраций

51

М.А. Булгаков. «Петя Ростов».

1

Вопросы и задания выразительное чтение наизусть, описание репродукции,   «Поразмышляем над прочитанным»

Литература XX – XXI веков. Связь веков.(29 ч.)

52

И.А. Бунин. А.А. Ахматова. В.А. Рождественский.

1

Выразительное чтение, анализ текстов

53

Литературные сказки XIX- XX веков.

1

Составление вопросов

54

Комментированное чтение рассказа К.Г. Паустовского «Рождение сказки».

1

Составление таблицы

55

Х.К. Андерсен. «Снежная королева».

1

Викторина, описание иллюстраций

56

Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер литературной сказки.

1

Пересказ отдельных эпизодов

57

Х.К. Андерсен. Комментированное чтение сказки «Снежная королева». Торжество добра над миром зла.

1

Творческая работа, элементы анализа текста

58

А.П. Платонов. Комментированное чтение сказки «Волшебное кольцо».

1

Викторина, описание иллюстраций

59

Анализ сказки «Волшебное кольцо».

1

Пересказ, вопросы и задания, словесное рисование

60

Дж. Родари. Комментированное чтение вступления «Сказки по телефону».

1

Пересказ отдельных эпизодов

61

В.В. Набоков. Комментированное чтение сказки «Аня в Стране чудес».

1

Выразительное чтение, составление плана рассказа

62

Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит, или Туда и Обратно.

1

Выборочный пересказ, вопросы

63

Дж. Р.Р. Толкиен. Комментированное чтение  « Хоббит, или Туда и Обратно».

1

Пересказ отдельных эпизодов

Проза русских писателей XX века. Встреча веков.

64

И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

1

Анализ текста

65

Е.И. Замятин. Комментированное чтение рассказа «Огненное «А»».

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

66

А.И. Куприн. Комментированное чтение очерка « Мой полет».

1

Выразительное чтение, анализ текстов

Поэтический образ Родины в лирике и прозе XX века.

67

Анализ Стихотворений

А.А. Блока « На лугу», « Ворона».

1

Выучить наизусть одно из стихотворений. Вопросы и задания

68

И.А. Бунин. «Сказка».

1

Анализ текстов

69

К.Д. Бальмонт. Образ Родины в лирике поэта.

1

Чтение наизусть

70

С.А. Есенин. Анализ стихотворений «Пороша», «Черемуха».

1

Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5

71

Комментированное чтение и анализ отрывков М.М. Пришвина из «Времен года».

1

Выборочный пересказ, вопросы и задания

72

Н.А. Заболоцкий. Анализ стихотворения «Оттепель».

1

Демонстрация презентаций

73

Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1

Демонстрация презентаций

74

М.М. Рубцов. Анализ стихотворения

«В горнице».

1

 Тестирование, ответы на вопросы

75

Мир наших братьев меньших в поэзии.

1

Сообщения, вопросы

76

С.А. Есенин. Анализ стихотворения «Песнь о собаке».

1

Вопросы и задания, описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника)

77

В.В. Маяковский. Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

1

Выразительное чтение, выборочный пересказ

Новые страницы героического прошлого России.

78

А.И. Фатьянов. «Соловьи».

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…»

1

Анализ текстов

79

А.А. Ахматова. Анализ стихотворений «Мужество»,

Р.Г. Гамзатов. «Журавли».

1

Чтение наизусть

80

Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов XX века.

1

Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5

81

Песни, посвященные Великой Отечественной войне.

1

Чтение наизусть

Современная литература (6 ч).

82

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»- автобиографическое произведение.

1

Анализ текста

83

Изображение становления характера главного героя.

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

84

Борьба за выживание в рассказе.

1

Выразительное чтение, анализ текстов

85

Роль эпизода в рассказе. Картины родной природы.

1

Анализ текста

86

Р/р Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васют-кино озеро»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

87

Т. Янссон. Комментированное чтение «Последний в мире дракон».

1

Выразительное чтение, анализ текстов

Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени (9 ч).

88

Д.Дефо. Комментированное чтение «Робинзон Крузо».

1

Выразительное  комментированное чтение

89

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо.

1

Выборочный пересказ

90

Преобразование мира как жизненная потребность человека.

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Какой изображена русская природа в творчестве писателей 20 в.?

2. Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в их произведениях?

91

Р.Э. Распэ. Комментированное чтение «Приключения барона Мюнхгаузена».

1

Выборочный пересказ, составление вопросов

92

Групповая работа по иллюстрациям к произведению.

1

Выборочный пересказ, составление вопросов

93

М.Твен. Комментированное чтение «Приключения Тома Сойера».

1

Выборочное чтение, анализ эпизодов романа

94

Пересказ как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения.

1

Выборочное чтение, анализ эпизодов романа

95

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Пересказ как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания характера героя-персонажа.

1

Характеристика героя

96

Сюжет и композиция художественного произведения.

1

Выразительное чтение, инсценирование эпизодов

Новая жизнь знакомых героев (8 ч).

97

Н.С. Гумилев. «Орел Синдбада».

1

Характеристика героев, вопросы и задания

98

Б. Лесьмян. Комментированное чтение «Новые приключения Синдбада-морехода».

1

Тестирование, ответы на вопросы

99

Урок-зачет.

1

Тестовая работа, демонстрация презентаций

100

Ж.Санд. «О чем

говорят цветы».

Спор героев о

прекрасном. Речевая

характеристика

персонажей.

1

Выборочный пересказ, составление вопросов

101

Урок по теории литературы.

1

Тестирование, ответы на вопросы

102

Джек Лондон. Слово о

писателе.

«Сказание о Кише».

Нравственное

взросление героя.

Становление его

характера.

1

Выборочный пересказ, составление вопросов

103

Джек Лондон.

Мастерство писателя в

изображении жизни

северного народа.

1

Выборочный пересказ, составление вопросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....