Урок литературы в 11 классе "Поэтический мир Сергея Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
В статье дано описание урока литературы в 11 классе.
Цели урока:
- показать на примере стихотворений разнообразный поэтический мир поэта,
- продолжать формирование умения выявлять проблематику, идейно – художественную роль системы образов в лирических произведениях,
- воспитывать интерес к творчеству Есенина, к поэзии, эстетический вкус.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы
в 11 классе
«Поэтический мир Сергея Есенина»
Учитель русского языка и литературы Емельянова Н.Н., МОБУ СОШ №16
Цели урока:
- показать на примере стихотворений разнообразный поэтический мир поэта,
- продолжать формирование умения выявлять проблематику, идейно – художественную роль системы образов в лирических произведениях,
- воспитывать интерес к творчеству Есенина, к поэзии, эстетический вкус.
Ход урока
- Слово учителя о предстоящем изучении личности и творчества С.Есенина.
Сергей Есенин родился 3 октября 1895г в с. Константиново Рязанской области в крестьянской семье.
- чтение строк из поэмы «Черный человек» («Не знаю, не помню…»)
- чтение отрывка из статьи «О себе»: «что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах…»
- чтение отрывка из поэмы «Черный человек» « ...и вот стал он взрослым..»
2. Рассказ ученицы о любви Есенина к Айседоре Дункан.
- Выразительное чтение стихотворений о любви
« Не бродить, не мять в кустах багряных»
Чисто есенинские мотивы, передающие высокую одухотворенность чувства и его целомуденность.
Положение круто изменилось в пресловутом кабацком цикле.
«Пой же, пой…» ( «не гляди на ее запястья…)
В нем сразу ощущается смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине. Как будто перед нами строки другого поэта. Дергающийся ритм, вульгарная лексика, озлобленный цинизм – все это ничем не напоминает той нежности, поэтичности. Это мысль поэта о том, что в кабацком мире нет места человеческой радости, нет и надежды на счастье. Любовь (дурная страсть, похмельный бред) здесь приносит человеку гибель.
В цикле стихов «Любовь хулигана»(1923 г.) исходным мотивом будет сожаление о растраченных днях, очищение через любовь.
«Заметался пожар голубой»
Вывод учащихся о теме любви в лирике поэта.
3. Противоречие в личности и творчестве поэта
«Дар поэта – ласкать и карябать,
роковая на нем печать,
розу белую с черной жабой
я хотел на земле повенчать» - слова самого поэта.
- Слушание песни А.Малинина на стихи Есенина «Забава»
4. Каждый истинный поэт выбирает в «час ученичества» своего Мастера.
Есенин выбрал А.Блока. Родство их душ в теме, их породнившей – в теме Родины.
«Гой, ты, Русь моя родная» - выразительное чтение стихотворения. «Дайте родину родину мою» – искреннее признание в любви к родине
5. Стихи о матери.
«Письмо к матери» - выразительное чтение
Есенинская нежность, любовь к миру переходит в жалость ко всему живому.
«Песнь о собаке» - выразительной чтение
Обостренное чувство жалости, боль о незащищённости «братьев наших меньших» оборачивается способностью словом передавать состояние их души, говорить от их имени. Это не просто стихи о животных, а стихи о жестокости человека, о вине его перед ними.
- Экспресс- анализ поэтики этого стихотворения:
- у многих сущ. отсутствует определения – рогожи, вечер, язык, куры, шесток, мешок, сугробы, пот, бока – это преднамеренная оголенность слов;
- подчеркнуто простые рифмы: языком – животом, шесток – мешок;
- но зато усиленная работа глаголов: златятся.,ласкала, струился и в то же время поклал ( грубое просторечие) – это передает угрюмость, непреклонность, жестокость в действиях хозяина;
- деепричастия сопровождают глаголы, передающие силу материнского чувства, а у хозяина его нет;
- 2 метафоры – звонко глядела (беззвучно кричит материнская душа ) и покатились глаза собачьи ( нет надежды ) и эпитет-сравнение – тонкий месяц.
6. О «стиле словесной походки» Есенина в стихотворении
«О красном вечере задумалась дорога» - о метафорах, из которых соткано стихотворение.
7. Отражение противоречий личности и всего его творчества в стихотворении «Исповедь хулигана»
То, что хранится в душе поэта долгое время подвергается беспощадному самоанализу и суду собственной совести, требует исповеди, чистосердечного признания.
В этом стихотворении есть:
- и искреннее раскаяние, самоочищение, и ощущение избранности, необходимости людям;
- здесь Есенин – поэт, Есенин – человек, эти понятия тесно переплетены, в глубине души которого бережно хранятся воспоминания детства, живет беспредельная и страстная любовь к родине;
- поражает искренность и чистота есенинской ностальгии;
- отражение противоречий личности поэта и всего его творчества. В нем 2 полюса: на одном бравада и дерзость души, которую не в силах обуздать, на другом – застенчивость и нежность, творческая одухотворенность и бескорыстие.
Это стихотворение – своеобразный литературный памятник.
«Я сердцем никогда не лгу» - говорил Есенин, и это стихотворение – доказательство справедливости этих слов, его душевной смелости и беспощадной искренности, ощущения своей избранности.
8. Философское содержание стихотворения «Отговорила роща золотая» - об утрате, о невозвратном. Человек – странник в мире, он неизбежно оставляет дом, уход- это закон жизни, чувство пронзительной грусти по недостижимой гармонии, острой тоски по уходящей жизни.
Исполнение песни на стихи Есенина.
9. «До свиданья, друг мой, до свиданья» - прощальное стихотворение
поэта, написанное кровью на стекле
10. Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Сергею Есенину»
Общий вывод по прочитанным и услышанным стихотворениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы по теме "С. А. Есенин"
урок литературы...
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".
АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...
Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"
Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением в биографию и творчество поэта происходит расширени...
Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"
Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Разработка урока литературы "Тема дома в лирике Есенина" с презентацией 6 класс
Разработка урока с презентацией...
Урок в 11 классе Лирика Сергея Есенина
Урок в 11 классе по произведениям Сергея Есенина...