конспект урока литературы по теме "С. А. Есенин"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и
Творчеству С. А. Есенина.
Цели урока: образовательная: повторить основные сведения о жизненном и
творческом пути поэта; учить выступать с докладом, на
заданную тему, выразительно читать стихотворения;
развивающая; развивать память, речь учащихся, умение делать
выводы;
воспитательная; воспитывать бережное отношение к природе,
животному миру; патриотическое чувство любви к России, к
родному слову, к творчеству С. А. Есенина.
Ход урока:
Сообщение темы урока.
У: Наш сегодняшний урок мы посвятим повторению основных сведений о жизненном и творческом пути. Сергея Александровича Есенина. Итак, мы начинаем.
литературно – музыкальная композиция.
У: Если бы Сергей Есенин был жив, ему бы исполнилось в этом году 112 лет. Эта дата трудно ассоциируется с вечно молодым поэтом, как и с вечно звенящим его молодыми, свежими стихами, вобравшими в себя целый мир человеческих чувств.
Яблоневым цветом брызжется
душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю, что угодно, чтобы звенеть
в человечьем саду.
1.Ученик: Образ человеческого сада для Есенина – это шумящая, солнечная,
тенистая, цветущая жизнь, полная шуршания лепестков сирени
Яблоневого цвета, ощущения молодого земного счастья, россыпи россы и
золотой лунной пороши.
Мир человека и мир природы для него едины и неделимы.
2.Ученик: У Сергея Есенина было свое собственное мироощущение, и потому чуткое
сердце поэта так неповторимо ведет поэтический диалог с природой,
родной землей, любимой женщиной, матерью, человеческой душой. И все
это такое родное и близкое для каждого из нас.
Чтец 1: Я ещё никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ивы,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать.
У: О тех женщинах, с кем сводила его судьба, можно много рассказывать.
каждая из них неповторимо, по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой
поэта.
Ученик: Можно начать с Анюты Сардановской, внучки священника, вместе с
которой Есенин учился в епархиальном училище. Ей он посвятил
стихотворения «За горами, за желтыми долами…», «Зачем зовешь…».
Юношеская влюбленность. О ней он напишет значительно позднее.
Чтец: Когда – то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.
У. Да, было увлечение, но Анна вышла замуж за другого и умерла при родах. У Есенина
было позднее много романов, любимых и близких женщин, но к концу своей жизни
он пишет поэму с приведенными выше строками, и мы не усомнимся, что это –
сердечная память об Анюте Сардановской. И само имя героини поэмы «анна
Снегина» звучит как – то особенно поэтично, ласково, многозначно.
Ученик: В образе Анны Снегиной воплотились и черты помещицы Лидии Кашиной,
которой поэт был увлечен, дружбой которой дорожил. Лидия Ивановна была
молодая, интересная и образованная женщина, владевшая несколькими
иностранными языками, с широкими душевными интересами. Ей было
посвящено стихотворение «Зеленая прическа».
Чтец: Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вздохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
Ученик: Была ещё милая Мария Бальзамова. Ей тоскующий по деревне и деревенским
девушкам Есенин посылал письма, отчаянной любви. Не исключено, что одно
из лучших ранних стихотворений – «Не бродить, не мять в кустах
багряных..?- посвящено впечатлением от встречи с Маней, названной
Есениным «Тургеньевскои Лизой».
Чтец: Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Относилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан
и плечи –
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Ученик: Поэту было девятнадцать лет, когда он приехал в Москву. Заводя первые
знакомства, подружился с работавшей в типографии Анной Романовой
Изрядновой. Он нашел в ней учительницу, понимающую слушательницу своих
стихов, человека удивительной скромности и чистоты. Анна, став
гражданской женой поэта, в1914 году родила ему сына Юрия, которому
Сергей Есенин был заботливым отцом.
Ученик: Летом 1917 года в редакции газеты «Дело народа», где печатались стихи
Есенина, он познакомился с Зинаидой Райх. Она была привлекательна,
женственна, нежна, поэтична. С Зинаидой Райх поэт обвенчался. Несмотря
на рождение дочери Татьяны в мае 1918 года и сына Константина в марте
1920 – го, семейная жизнь у поэта не сложилась.
В стихах Есенина нет прямого упоминания имени Зинаиды Николаевны ,
но он напишет ей стихотворение за стихотворением. Например, «Письмо к
женщине». И «Собаке Качалова» - это тоже для Райх.
И наконец, стихотворение « Цветы мне говорят – прощай…», написанное за
два месяца до гибели поэта, обращено опять к ней.
Чтец: Цветы мне говорят – прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Её лицо и отчий край.
Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь,
Как ласку новую приемлю.
И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, -
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.
Не все ль равно – придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.
И, песне внемля в тишине
Любимая с другим любимым
Быть может, вспомнит обо мне,
Как о цветке неповторим.
Ученик: судьба подарила Есенину дружбу с очень интересным человеком –
Надеждой Давыдовной Вольпин. Она родила ему сына Александра
Сергеевича Вальпин – Есенина. Эта женщина обожала и безумно любила
поэта.
Чтец: Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!
Учитель: Среди искренних друзей Сергея Есенина была – Галина Артуровна
Бениславская. Судьбе было угодно свести совершенно разных людей: поэта
Сергея Есенина, находящегося под наблюдением ЧК, как «ищущего
скандальных выступлений против Советской власти» и сотрудницу в ЧК,
члена партии Бениславскую. Потрясенная гибелью поэта она почти через
год после его смерти застрелилась у его могилы. Похоронена рядом с
могилой
так страстно любимого ею человека. На ее памятнике надпись «Верная
Галя».Люди смертны, бессмертна любовь.
(Песня «Выткали на озере алый цвет зари»)
Ученик: Потом появилась прославленная актриса, танцовщица с мировым именем
Изадора Дункан. Поэт поразил ее воображение. Изадора полюбила Есенина.
В 1922 году 44-летняя танцовщица и 26-летний поэт зарегистрировали свой
брак и выехали за рубеж. Есенин, любивший родину, тяготился пребыванием
за границей, устал от семейных ссор и скандалов. Раздраженные, они
вернулись в Россию. Роман с Дункан не имел будущего. Есенин не способен был
любить женщину очень долго, душа требовала обновления чувств.
Ученик: осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой он
посвятил шедевры любовной лирики, лирические стихотворения, включенные
поэтом в цикл «Любовь хулигана», Августой Леонидовной Миклашевской,
актрисой Камерного театра.
Чтец: Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Учитель: Самое яркое свидетельство глубоких, светлых чувств, мыслей поэта
вписано в щумительный цикл лирических стихотворений «Персидские
мотивы», написанных на Кавказе. В «Персидских мотивах» любовь – не
«чувственная дрожь», не «вспыльчивая связь», а теплота и нежность
есенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращенных к
восточной красавице, придавая поэтическому образу определенные
жизненные черты армянской учительницы Шагандухт Тальян, с которой у
поэта завязывается дружба.
Чтец: Издатель славный! В этой книге
Я новым чувствам предаюсь,
Учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.
Пускай о многом неумело
Шептал бумаге карандаш,
Душа спросонок хрипло пела,
Не понимая праздник наш.
Но ты видение поэта
Прочтешь не в буквах, а в другом,
Что в той стране, где власть Советов,
Не пишут старым языком.
И, разбирая опыт смелый,
Меня насмешке не предашь, -
Лишь потому так неумело
Шептал бумаге карандаш.
Ученик: Последней женой поэта стала Софья Андреевна Толстая, внучка Л. Н.
Толстого.
Чтец: Милая, мне скоро стукнет тридцать.
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу станет сниться,
Что горю я розовым огнем!
Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая –
Знак того, что в месте нам сгореть.
То кольцо надела мне цыганка.
Не моги не думать, не робеть.
Гордая и требовательная Софья Андреевна была не парой простому,
веселому, озорному Сергею. Их брак распадается.
Учитель: Наше повествование о любимых женщинах Сергея Есенина было бы
не полным, если бы мы не рассказывали о его святой любви и
привязанности к своим сестрам и матери. Он с восторгом говорил о них,
особенно о младшей сестре Шуре. Ей посвящено стихотворение « Я
красивых таких не видел» и многие другие.
Чтец: Я красивых таких не видел,
Только, знаешь в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде –
Повторяешь ты юность мою.
Ты – мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?
Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю – багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.
Знаю то, что о нас с тобой вместе
Вместо ласки и вместо слез
У ворот, как о сгибшей невесте,
Тихо воет покинутый пес.
Но и все ж возвращаться не надо,
Потому и достался не в срок,
Как любовь, как печаль и отрада,
Твой красивый рязанский платок.
Ученик: Трепетно, священно для поэта чувство к матери. В самые трудные минуты
своих раздумий Есенин обращается к матери.
Ученик: Как – то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит
в черном. Она ответила: «Меня все Монашкой зовут, да я не потому в
черном хожу: как Сергея похоронила, так вот и не снимаю этот наряд».
Вздохнув, добавила: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он
был совсем не такой…?
Ученик: Это было сказано уже после смерти поэта. Сказано матерью.
Чтец: Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Сегодня я увидел в пуще
След широких колес не лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку – месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Учитель: Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве
которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все,
написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт:
«Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а
«чувство». Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это
неразрывные понятия.
Чтец: Но я люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость кроткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорится, как черна смородина,
Угли – очи в подковках бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Ученик: Неотделимо от родной природы проходило детство Есенина. И,
естественно, что мальчика с раннего детства окружали животные. Ни
одна крестьянская семья без них не обходилась. Корова была кормилицей
семьи, лошадь – работница в хозяйстве, собака – сторож в доме, друг
человека, кошка ловила мышей и просто создавала уют.
Учитель: Много стихотворений поэт посвящает животным. Судьба каждого
животного существа волнует его. Но, пожалуй, самую большую любовь
среди всех животных Есенин пытал к собакам. Они были близки ему по
характеру – добродушные. Веселые, неунывающие, верные существа.
Ученик: Самым пронзительным, самым щемящим из всех стихотворений Есенина о
животных является его «Песнь о собаке». У любого, кто читает это
стихотворение, сжимается горло, когда он узнает трагическую историю
собаки – матери, потерявшей своих щенков. Для неё эта потеря не меньше,
чем для женщины потерять своего ребенка.
Это стихотворение – своего рода гимн материнской любви.
Чтец: Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым её животом.
А вечером когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Учитель: Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей
обнаженной искренностью, обостренной тоской чувств.
Кто из нас не находил в его стихах близкое сердцу чувство или верное
слово для выражения собственных переживаний!
Поэзия, как и душа поэта, нежна, светла, полна неисчерпаемой любви ко
всему живому в мире, чтобы каждой строчкой серебряных нитей стихов
звенеть « в человечьем саду».
Чтец: До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставание
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без
слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Песня «Отворила роща золотая…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 11 классе "С.А. Есенин. Ранняя лирика". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна.
Конспект урока литературы в 11 классе С.А. Есенин. Ранняя лирика....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Гуманизм лирики С.А.Есенина"
Урок литературы в 11 классе, его цель - показать предельную искренность и глубокий лиризм поэзии С.А.Есенина и ощущение нерасторжимой связи с родной природой....
Конспект урока литературы в 11 классе по лирике С.А. Есенина.
В основе урока - анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"....
План-конспект урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).
План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С....
конспект урока литературы в 11 классе "Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»"
Урок является заключительным этапом в изучении творчества Сергея Есенина....
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"
Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...