Разработка урока литературы "Тема дома в лирике Есенина" с презентацией 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
по творчеству
Сергея Александровича Есенина.
Учитель:
Белышева Валентина Васильевна
МКОУ Михайловская СОШ
Чулымского района НСО
Тема урока: «Тема дома в лирике Сергея Есенина.
Цель урока: изучение стихотворений С. Есенина о родном крае
«Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством Есенина;
- познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;
- отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать речь, образное и эстетическое мышление;
- воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
- учить замечать красоту в обычном.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Урок сопровождается показом презентации и просмотром видеоролика «На родине Есенина», прослушиванием аудиозаписи романса «Спит ковыль, равнина дорогая…» на стихи Есенина о Родине.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Вступительное слово учителя. | Сергей Александрович Есенин. Он единственный среди великих русских поэтов, творчество которого проникнуто «чувством Родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Просторные рязанские поля были страной его детства, поэтому вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к Русской земле. | Запись в тетради темы урока и эпиграфа |
2. Изучение статьи учебника о С. Есенине (стр 49 – 50). Беседа по вопросам: | - Что говорит А.Н. Толстой о фамилии Есенина? | коренная русская фамилия, от корней – овсень, таусень, осень |
- Кем были родители Есенина? Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец - крестьянин, Ну, а я - крестьянский сын. | крестьяне | |
- Как прошло его детство? | Свободно, беззаботно, не был знаком с тяготами труда, среди полей, степей, его любили дед, бабушка. Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой. | |
- Когда у Есенина проявились поэтические наклонности? | Еще в детстве | |
- О чем его стихи? Почему они быстро принесли поэту известность? | О природе – о ней он пишет с любовью, о своей жизни, о горестях, о радостях, переживаниях, мечтах, о родителях, о родном доме, о родных местах | |
А теперь давайте отправимся на Родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново. Родина великого поэта - старинное село Константиново - привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов. До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта - Татьяна Федоровна. | Просмотр видеоролика «На родине Есенина» (музыкальное сопровождение – романс на стихотворение Есенина, в исполнении группы «Реликт» - «Спит ковыль…») | |
4. Чтение и анализ стихотворений «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» | “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний. Проблемный вопрос - А что называем мы своей «малой родиной»? - Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. - Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. Чтение стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» - Каким годом датировано это стихотворение? (1924) - Сколько прошло лет с момента написания предыдущего стихотворения? - Что можно сказать об этом стихотворении? - Каким настроением окрашены стихотворения? Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения? | Прослушивание стихотворения (В.Я. Коровина CD-диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература. 5 класс») |
- Найдем центральные образы стихотворения «Я покинул родимый дом». Какие пейзажные картины помогают создать образ родины поэта? Какие выразительные средства помогают ярче представить эти образы? | Записать в тетради: эпитеты - родимый дом, голубая Русь, яблонный цвет, старый клен на одной ноге; образ матери, отца, березняк над прудом, луна на воде. | |
- Какие картины представляются, когда читаешь 1 и 2 строфы? - Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому? Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства? - Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый! - Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имел в виду? | Старушка-мать грустит о сыне, глядя на спокойную гладь воды. Поседевший отец тоже ждет сына. Герой испытывает чувство любви к родному дому, к родному краю, отцу, матери («родимый дом», «матери старой грусть», «не забыть мне тебя никогда», «еще мне снится», «полюбил журавлей»). Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости. Русь – для него родная деревня. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями, что бы ни случилось в жизни героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому. | |
- Какой образ появляется в конце стихотворения «Я покинул родимый дом»? | Старый клен. (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен) | |
В стихотворении «Низкий дом…» поэт использует эпитеты: «Серенький ситец небес», «дешевеньким ситцем», «ракитник, кривой и безлистый», «тощие дали», «низкий дом» Что помогают понять эти эпитеты? | Герой любит родные места, несмотря на то, что никаких особенных красот в них нет. Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают почувствовать это отношение. | |
- Как начинается и заканчивается стихотворение «Низкий дом…»? Что этим хочет подчеркнуть поэт? - Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. | (Показать свою верность идее: любви к родной земле). | |
5. Стихотворение «С добрым утром!» | Стихотворение на форзаце учебника. Прочитать стихотворение выразительно. Сравнить стихотворение и пейзаж на картине Куинджи «Березовая роща». | |
6. Подведение итогов | Вывод: Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю. | |
7. Домашнее задание | Выучить одно из стихотворений наизусть. Написать сочинение-миниатюру или стихотворение о родном доме, о своей малой родине. |
Литература. 5 класс / В.Я. Коровина – М. Просвещение, 2008
И.И. Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 2001
Литература 5 класс. Поурочные планы ( по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.). Автор-составитель И.В. Карасева – Волгоград: издательство «Учитель», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Animals are our friends" в 6 классе презентация
Вводный урок по теме "Животные в нашей жизни"...
ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс
Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...
Разработка урока татарского языка "Светофор тора сакта" ,8 класс с презентацией
Развернутый конспект урока татарского языка "Светофор тора сакта" ,для русскоязычной группы, 8 класса. На уроке применяется сингапурская методика .Задания в форме ГИА:...
Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".
Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...
Разработка урока "Зачем дому фундамент"
Урок по физике по теме "Давление", используются небольшие эксперименты для детей, практической направленности. Урок выполнен в соответствии с ФГОС...
5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...
разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)
Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....