Разработка урока литературы "Тема дома в лирике Есенина" с презентацией 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Белышева Валентина Васильевна

Разработка урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tema_doma_v_lirike_esenina.zip311.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

по творчеству

Сергея Александровича Есенина.

Учитель:

Белышева Валентина Васильевна

МКОУ Михайловская СОШ

Чулымского района НСО

Тема урока: «Тема дома в лирике Сергея Есенина.

Цель урока: изучение стихотворений С. Есенина о родном крае

                     «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

Задачи:  

  • познакомить с жизнью и творчеством Есенина;
  • познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;
  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
  • развивать речь, образное и эстетическое мышление;
  • воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
  • учить замечать красоту в обычном.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Урок сопровождается показом презентации и просмотром видеоролика «На родине Есенина», прослушиванием аудиозаписи романса «Спит ковыль, равнина дорогая…» на стихи Есенина о Родине.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступительное

слово учителя.

Сергей Александрович Есенин. Он единственный среди великих русских поэтов, творчество которого  проникнуто «чувством Родины».  Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве»

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Просторные рязанские поля были страной его детства, поэтому вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к Русской земле.

Запись в тетради темы урока и эпиграфа

2. Изучение статьи учебника о С. Есенине

(стр 49 – 50). Беседа по вопросам:

- Что говорит А.Н. Толстой о фамилии Есенина?

коренная русская фамилия, от корней – овсень, таусень, осень

- Кем были родители Есенина? 

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

            Ну, а я - крестьянский сын.

крестьяне

- Как прошло его детство?

Свободно, беззаботно, не был знаком с тяготами труда, среди полей, степей, его любили дед, бабушка.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

- Когда у Есенина проявились поэтические наклонности?

Еще в детстве

- О чем его стихи? Почему они быстро принесли поэту известность?

О природе – о ней он пишет с любовью, о своей жизни, о горестях, о радостях, переживаниях, мечтах, о родителях, о родном доме, о родных местах

А теперь давайте отправимся на Родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново.

Родина  великого  поэта -  старинное  село  Константиново -  привольно  раскинулось  среди   рязанских  полей  и  лесов, в центре  России, на   высоком  правом  берегу  Оки. Отсюда  открывается  необъятный  простор заливных  лугов. До  наших  дней  сохранился  родительский  дом,  в  нем  до 1955  года  жила  мать  поэта -  Татьяна  Федоровна.

Просмотр видеоролика «На родине Есенина»

(музыкальное сопровождение – романс на стихотворение Есенина, в исполнении группы «Реликт» - «Спит ковыль…»)

4.  Чтение и анализ стихотворений «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

Проблемный вопрос

- А что называем мы своей «малой родиной»?

- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

- Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова.

Чтение стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

- Каким годом датировано это стихотворение? (1924)

- Сколько прошло лет с момента написания предыдущего стихотворения?

- Что можно сказать об этом стихотворении?

- Каким настроением окрашены стихотворения? Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения?

Прослушивание стихотворения

(В.Я. Коровина CD-диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература. 5 класс»)

- Найдем центральные образы стихотворения «Я покинул родимый дом». Какие пейзажные картины помогают создать образ родины поэта? Какие выразительные средства помогают ярче представить эти образы?

Записать в тетради: эпитеты - родимый дом, голубая Русь, яблонный цвет, старый клен на одной ноге;

образ матери, отца, березняк над прудом, луна на воде.

- Какие картины представляются, когда читаешь 1 и 2 строфы?

- Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?

Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства?

- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый!

- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имел в виду?

Старушка-мать грустит о сыне, глядя на спокойную гладь воды. Поседевший отец тоже ждет сына.

Герой испытывает чувство любви к родному дому, к родному краю, отцу, матери («родимый дом», «матери старой грусть», «не забыть мне тебя никогда», «еще мне снится», «полюбил журавлей»).

Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

Русь – для него родная деревня. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями, что бы ни случилось в жизни героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому.

- Какой образ появляется  в конце стихотворения «Я покинул родимый дом»?

Старый клен. (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен)

В стихотворении «Низкий дом…» поэт использует эпитеты: «Серенький ситец небес», «дешевеньким ситцем», «ракитник, кривой и безлистый», «тощие дали», «низкий дом»

Что помогают понять эти эпитеты?

Герой любит родные места, несмотря на то, что никаких особенных красот в них нет. Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают почувствовать это отношение.

- Как начинается и заканчивается стихотворение «Низкий дом…»? Что этим хочет подчеркнуть поэт?

- Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

(Показать свою верность идее: любви к родной земле).

5. Стихотворение «С добрым утром!»

Стихотворение на форзаце учебника.

Прочитать стихотворение выразительно. Сравнить стихотворение и пейзаж на картине Куинджи «Березовая роща».

6.

Подведение итогов

Вывод:

Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю.

7.

Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений наизусть.

Написать сочинение-миниатюру или стихотворение о родном доме, о своей малой родине.

Литература. 5 класс / В.Я. Коровина – М. Просвещение, 2008

И.И. Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 2001

Литература 5 класс. Поурочные планы ( по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.). Автор-составитель И.В. Карасева – Волгоград: издательство «Учитель», 2003

 

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Animals are our friends" в 6 классе презентация

Вводный урок по теме "Животные в нашей жизни"...

ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс

Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...

Разработка урока татарского языка "Светофор тора сакта" ,8 класс с презентацией

Развернутый конспект урока татарского языка "Светофор тора сакта" ,для русскоязычной группы, 8 класса.  На  уроке применяется  сингапурская  методика .Задания в форме  ГИА:...

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...

Разработка урока "Зачем дому фундамент"

Урок по физике по теме "Давление", используются небольшие эксперименты для детей, практической направленности. Урок выполнен в соответствии с ФГОС...

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....