Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Арбузова Ольга Олеговна

 

Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением  в биографию и творчество поэта происходит расширение представления о необыкновенной судьбе стихотворца и его мелодичной душевной лирике.

     Восприятие поэзии любого автора невозможно только через чтение, только глубокий литературоведческий анализ способен раскрыть идейно-художественную картину стихотворения, мысли создателя творения, его авторскую мысль и тематическую направленность.

     Умение анализировать поэтическое произведение должно вырабатываться у учащихся уже в 5 классе. Данный урок способствует развитию творческого мышления, внимания, наблюдательности у средних школьников. Применение в анализе приема цветописи расширяет представление об этом стихотворении и о лирике Есенина в общем. Готовясь к выступлениям, дети учатся самостоятельно изучать и отбирать необходимый материал. Подготовка своеобразных домашних заданий учит детей творить стихи самим и, постигая красоту рифмы, погружаться в «таинственный мир волшебных дум».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Арбузова

267-610-497

Урок литературы в 5 классе

Тема : Стихотворение С. Есенина «Береза»

(Литературоведческий анализ текста)

Цели:

образовательные: Научить учащихся анализировать текст стихотворения;

показать, что основы мировоззрения человека закладываются уже в детстве; раскрыть истоки формирования поэтического своеобразия лирики поэта; подготовить учащихся к восприятию и осмыслению эстетической природы художественного образа

Развивающие: развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией; формировать художественно-эстетический вкус; совершенствовать навыки анализа лирического текста

Воспитательные: воспитывать уважение к личности С. Есенина; воспитывать любовь к природе, национальной культуре

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет С. Есенина 1914 г., иллюстрации из биографии поэта, аудиозапись со стихотворением «Белая береза», сборники стихотворений С.Есенина

Эпиграф на доске:

Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей-красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...

А.И.Солженицын «На родине Есенина»

Ход урока

I Организационный момент

2 Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним,  что за род литературы – лирика?

Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)

Какие темы поднимают поэты в своих стихах? (дружбы, любви, природы)

Вступительное слово учителя

Тему природы и любви к ней поднимают многие поэты и писатели, художники, у каждого человека свое трепетное отношение к ней: одни описывают поля «, другие –леса, все восхищаются бескрайними просторами России, нет неравнодушных зрителей этой красоты. Можно привести примеры, когда любовь к родной природе выражалась через изображение дерева: ивушки, рябинушки, черемухи, яблони,березы. Послушаем, о каких любимых деревьях вы написали свои стихи.

Заранее подготовившие творческое домашнее задание (сочинить стих о своем любимом дереве) учащиеся читают свои стихи.

Учитель: - Действительно, столько теплых слов  вы адресовали этой части природы, что хочется вспомнить слова классика Ф.И. Тютчева и сказать: «Учись у них: у дуба, у березы…». А чему у них мы можем научиться, пусть каждый сам себе ответит на этот вопрос.

Ну, а сегодня мы с вами окунемся в мир детства великого русского поэта Сергея Есенина. и проследим, как формировались личность и творчество поэта. И поможет нам в этом анализ такого знакомого, наверно, всем вам стихотворения «Береза».

«Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому  холмистому берегу Оки. Взору открываются необъятный  простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. …С Константиновских, а особенно Федянских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания», - пишет один из исследователей творчества Есенина Юрий Прокушев.

Прослушаем выступления ребят об истоках становления С. Есенина как человека и как поэта.

Индивидуальные выступления учащихся

- сообщение о детстве поэта из автобиографии и биографии Есенина

- о крестьянском быте, о воспитании в семье деда, о развитии творческого начала

- о взаимосвязи веры в бога и любви к природе

Учитель: Береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Береза получила название по цвету коры, у древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «белый».  Именно от бер образовалась сначала берза, а потом береза. Название коры березы – береста – связано с тем же корнем.

 Первым произведением, которое напечатал Есенин в 1914 году в детском журнале «Мирок», было стихотворение «Береза». Это одно из известнейших произведений поэта. Прослушаем аудиозапись этого стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи

-Какое впечатление у вас сложилось после прослушивания? Какое настроение возникло?

Учащиеся: Стихотворение создает легкое, воздушное, свежее ощущение. Мы представили березу под окном и медленно падающий снег.

-Какой центральный образ прослеживается в стихотворении?

-Образ березы.

Анализ первой строфы

-Какие слова в 1 строфе вам кажутся важными,  о чем они говорят?

-  Белый цвет. Он придает стихотворению возвышенность: что-то чистое, светлое, радостное. Белое платье невесты, белые облака.

-Следующее слово «принакрылась». Как вы можете объяснить это слово?

-Она как живая, похожая на невесту, которая прикрылась фатой.

-А для чего она прикрылась?

-Спрятать что-то внутри, быть загадочной.

- Почему автор использует сравнение «точно серебром»?

- Автор хочет подчеркнуть необычную красоту драгоценного одеяния

-О чем говорит следующая строка «Под моим окном..»?

- Это означает, что здесь присутствует сам поэт, он наблюдает за березой и поражен красотой дерева.

Анализ второй строфы

-Что видит герой, автор и читатели?

-Мы видим наблюдательный взгляд поэта, он передает свои ощущения через следующие детали: «снежная кайма», «белая бахрома», «распустились кисти».

Учитель: Удивительное искусство перед нами! На картине поэт-художник рисует белым по белому. Пейзаж становится волшебным, сказочным. И неспроста третья строфа начинается с союза «и», он указывает на последовательность изображаемого, здесь открывается такой своеобразный метод фокусировки изображения, применяемый фотографами, приближение и отдаление кадра. Сначала мы видим полностью дерево, а потом наш взгляд переходит на кисти, ветви, снежинки, горящие золотым огнем…

Попробуем подобрать синонимический ряд к строчке «..и стоит береза…»

-Гордая, самая главная во всем мире, царственная…

-А может береза действительно центр мира? Почему поэт не называет ее ласково «березкой»? Да потому что береза предстает самым дорогим деревом, прекрасным и все вокруг ощущают родственную связь с ней, зависят от нее и преклоняются перед ней.

Прочитаем концовку стихотворения, чему отводится главная роль в последней строфе?

-Заре.

Раньше на Руси зарю называли красной девицей, она была предвестницей или поражения, или победы. Посмотрите, какую роль играет здесь союз «а»?

-Союз включает зарю в общую картину стихотворения. Заря возвеличивает березу.

Практическое задание

Учитель: Нарисуйте настроение, которое вызывает у вас стихотворение? Какие краски вы будете использовать?

Анализ рисунков:  - Во всех ваших рисунках преобладают следующие цвета: белый, синий, желтый.

С чем можно ассоциировать эти цвета?

-белая церковь, золотые купола, синее небо с белыми облаками.

Учитель: Береза как центральный образ объединяет в себе всё: и природное, и христианское, и национальное русское. Можно ли ассоциировать это дерево с самим поэтом? Конечно, поэт практически во всех стихах олицетворяет деревья, отождествляет их то с собой, то с молодыми девушками.

Выводы: С. Есенин писал: «Всё от древа. Древо – жизнь». Он с великим мастерством передает чувство восхищения родной природой. В центре мира, природы, Руси, в котором живет человек, находится дерево, которое дарит покой, умиротворенность, тепло людям.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами «Читая Ваше стихотворение «Береза»...»

Итоги урока:

-Чем запомнился урок? Что понравилось?

Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....