Мастер-класс "Твердыня на НЕВЕ". Литературная гостиная, посвященная дню снятия блокады Ленинграда.
методическая разработка по литературе по теме
В рамках внеклассной работы по литературе на городском семинаре для заместителей директоров школ города Армавира представлена учителем высшей категории Н.А.Черкасской Литературная гостиная "Твердыня на Неве", посвященная памяти героев блокадного Ленинграда. Воспитание патриотизма - основная задача современной школы и особенно уроков литературы. Стихи поэтов-фронтовиков, несправедливо забытые авторские песни Ж.Бичевской, видеохроника военных лет, архивные исторические материалы - все это дает богатые возможности для патриотического воспитания подрастающего поколения, для воспитания чувства гордости за Родину. Подготовленные материалы включают в себя подробный сценарий, подборку музыки, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложение 1 | 75.5 КБ |
приложение 2 | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
УРОК МУЖЕСТВА,
посвященный дню снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года
ТВЕРДЫНЯ НА НЕВЕ
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
АННА АХМАТОВА
МУЖЕСТВО
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как силы, нам нужна...
ЮРИЙ ВОРОНОВ
Цель: познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, периода блокады Ленинграда; с жизнью людей в это время; с их подвигом;
развивать способность сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма, высокой гражданственности.
Оборудование: 1) на мультимедийной доске – название и эпиграф мероприятия, презентация, видео- и аудиоиллюстрации; 2)выставка книг о Великой Отечественной войне, 3)выставка детских рисунков и плакатов «Война глазами детей», 4)выставка исследовательских творческих работ учащихся по произведениям о Великой Отечественной войне.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
I. (1 слайд) Звучит песня Ж.Бичевской «Вся Россия стала полем Куликовым»
II. Вступительное слово учителя.
Да, в самом деле, в истории нашей Родины не раз случалось, что вся Российская земля становилась полем Куликовым, полем брани и кровопролития. И хотя давно прошли времена богатырей святорусских, всякий раз вырастали, как исполины, на земле российской все новые и новые Пересветы. И вставала с колен многострадальная русская земля, возрождаясь из тлена, как Феникс из пепла.
Так случилось и в далеком 1944 году 27 января, когда окончательно было снято кольцо блокады вокруг Ленинграда. К счастью, далеком 1944 году - ведь что может быть лучше, чем 67 лет мирного неба над головой! И к сожалению, далеком, ведь время способно безжалостно стереть из памяти героические страницы родной истории, факты беспримерного подвига нашего народа. Чтобы этого не случилось, чтобы не стали мы Иванами, не помнящими родства, поговорим сегодня о войне.
(В исполнении учителя или подготовленного ученика звучит стихотворение Юрия Воронова «Опять война…»)
*** Опять война, Опять блокада… А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, | Такая правда — Не права! Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память — наша совесть. Она, Как силы, нам нужна... |
III. Вот как это было.
(Презентация с демонстрацией слайдов, звуковых и видеодокументов, сопровождающаяся комментариями подготовленных специалистов - историков или детей, перемежающаяся с чтением стихов).
1) Литературно-музыкальный монтаж (1 Слайд – последний эффект: звуки разрывающихся бомб):
1 чтец: Я помню ту осень и стужу,
Во мраке бугры баррикад,
И отблеск пожарища в лужах,
И грозный, как ночь, Петроград!
2 чтец: И в ночь уходили мужчины
С коротким приказом: вперед!
Без песен, без слов, без кручины
Шел питерский славный народ.
3 чтец: И женщины рыли толпою
Окопы, о близких шепча,
Лопатой и ржавой киркою
В тяжелую землю стуча.
У них на ладонях темнели
Кровавых мозолей следы,
Но плакать они не умели —
Как были те люди горды!
4 чтец: И как говорили без дрожи:
«Умрем — не отступим назад.
Теперь он еще нам дороже,
Родной, боевой Петроград!
За каждый мы камень сразимся,
Свой город врагу не сдадим...»
И теми людьми мы гордимся —
Как лучшим наследьем своим!
1 чтец: Друзья, земляки дорогие!
Боев наших праведный труд.
И рвы, для врага роковые,
В народную память войдут.
2 чтец: Так пусть от истока до устья
Невы пронесется, как гром:
«Умрем, но врага не пропустим
В наш город, в родимый наш дом!»
Историк 1: Ленинградская битва, включавшая в себя и оборонительные, и наступательные операции, продолжалась в общей сложности 3 года и 11 месяцев. За все время сражений в битве за Ленинград в разное время принимало участие 6 советских фронтов, Балтийский флот, Ладожская и Онежская флотилии, соединения авиации дальнего действия, войска ПВО страны и партизаны.
Историк 2: С захватом города на Неве фашистское командование связывало осуществление крупных стратегических и политических целей. Оно одновременно стремилось стереть с лица земли город и уничтожить полностью все его мирное население.
Историк 3: Наступление непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года войсками группы «Север» под командованием фельдмаршала Фон Лейба. К моменту наступления фашистские войска превосходили красную армию по пехоте 2,5 раза, по артиллерии в 4,5 раза, по авиации – почти в 10 раз.
Историк 1: На защиту родного города встали и все его жители , первыми создавшие целую армию народного ополчения. Но несмотря на упорное сопротивление наших войск, уже 30 августа враг вышел к Неве, отрезав железную дорогу от Ленинграда, которая связывала его со страной. А 8 сентября, овладев Шлиссельбургом, отрезал Ленинград и с суши.
Историк 2: Фон Лейб планировал взять Ленинград с ходу и высвободившиеся войска перебросить для взятия Москвы. Но 12 сентября Ворошилов, допустивший несколько стратегических просчетов, был снят и заменен Жуковым, который сразу провел активные мероприятия по стабилизации положения на фронте. В результате этого уже к концу сентября 1941 года наступление врага на город было остановлено и план Гитлера – взять северную столицу с ходу – потерпел крах.
Историк 3: Ленинград оказался полностью блокирован. Немцы и действовавшие с ними заодно финны перешли к длительной осаде. Так началась страшная история 900 – дневной осады Ленинграда. Сообщение с городом было возможно лишь по Ладожскому озеру и по воздуху. Чтобы исполнить задуманное – стереть Ленинград с лица земли и уничтожить его население- гитлеровцы сбросили на город за время осады 150 тысяч снарядов, 100 тысяч зажигательных и около 5 тысяч фугасных авиабомб.
1 чтец: Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
2 чтец: Как из недр его вопли: "Хлеба!"
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
3 чтец: ...Я говорю с тобой под свист
снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой,
неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
4 чтец: Над Ленинградом — смертная
угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан
Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады,—
мы не покинем наших баррикад.
1 чтец: И женщины с бойцами встанут
рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной
силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе,
Россия, от имени российских матерей.
Историк 1: Ещё 8 сентября при наступлении фашистов были уничтожены самые крупные продовольственные склады, называемые Бадаевскими. Снабжение населения по карточкам началось с 1 сентября и по свидетельству очевидцев, первое время было удовлетворительным. Но с 20 ноября после нескольких снижений продовольственных норм была установлена самая низкая знаменитая на весь мир суточная пайка хлеба: 250 гр по рабочей карточке и 125 гр по карточке иждивенческой.
Историк 2: На иждивенческой пайке, которая реально означала недалекую голодную смерть, находилось 2/3 населения, которое до войны составляло более трёх миллионов человек. Выжить на таком количестве хлеба было нельзя, начался страшны голод. Люди употребляли любые пищевые суррогаты, какие только можно было раздобыть: мясо домашних животных, диких птиц, жмых, целлюлозу, казеиновый клей, даже землю с развалин Бадаевских складов, пропитанную сахаром и жиром.
Историк 1: Но это мало помогало. Голод как самый страшный враг продолжал уносить жизни людей. Старики, женщины, дети падали прямо на улице, изможденные голодом и холодом, и умирали.
Историк 3: Снабжение города, зажатого со всех сторон в плотное кольцо вражеской осады, осуществлялось чрезвычайно сложным путем. С наступлением зимы часть дороги стала проходить по льду Ладожского озера. Дорогой жизни называли её в то время. 169 тысячам ленинградцев она спасла жизнь. 360 тысяч тонн грузов, в основном продовольствие, перевезли по дороге жизни.
Историк1: Это позволило уже уже в феврале 1942 года увеличить размер хлебного пайка до 500гр для рабочего и 300гр для иждивенца. Но холодная зима и нечеловеческий голод унесли жизни более 640 тысяч ленинградцев. Смертность в 1942 году достигла нескольких тысяч человек в день.
2 чтец: Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.
3 чтец: Вагоны у пустых вокзалов стынут,
И паровозы мертвые молчат,—
Ведь семафоры
Рук своих не вскинут
На всех путях,
Ведущих в Ленинград.
4 чтец: Луна
Скользит по небу одиноко,
Как по щеке
Холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол,
Как люди,
Потерявшие глаза.
2 чтец: Но в то, что умер город наш,—
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянье и страх.
Мы знаем
От людей, сраженных смертью,
Что означает:
«Смертью
смерть
поправ».
Историк 1: Да, так сильна была воля к победе, что ни голод, ни холод не могли остановить её. Люди, борясь с голодной смертью, своим трудом продолжали приближать долгожданную победу. Вся страна стремилась помочь Ленинградцам, а Ленинградцы, в свою очередь, поднимали боевой дух всего народа своим бессмертным примером стойкости и мужества.
Историк 2: Ни на секунду не прекращали работу оборонные предприятия Ленинграда. Беспрерывно продолжался выпуск военной техники, большая часть которой сразу шла на Ленинградский фронт. Но было и такое вооружение, которое производилось только в Ленинграде и имело стратегическое значение для всей страны, например, отдельные комплектующие к легендарным Катюшам. Всего на оборонных предприятиях Ленинграда несмотря ни на что выпускалось более 100 видов оружия.
3 чтец: Петровой волей сотворен
И светом прадедов означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,—
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
4 чтец: Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной -
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, пеповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем.
Историк 1: Рядом со взрослыми, наравне с ними трудились и дети, подчас перевыполняя взрослую норму. В большинстве семей они оставались единственными трудоспособными, так как остальных забрала либо война, либо голод и лютая зима.
1 чтец: В блокадных днях –
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом —
Паспорта.
2 чтец: И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.
Историк 3: Ни на минуту не замирала и культурная, и научная жизнь в осажденном городе на Неве. Работали ученые, из рупора громкоговорителя каждый день раздавался голос ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, читавшей свои стихи, неслись звуки симфонии Дмитрия Шостаковича, которая рождалась среди снега, взрывов и холода в блокадном Ленинграде.
Историк 2: И стар, и млад приближали победу. И настал её час. Уже к февралю 1943 года в результате кровопролитных боев 12января по 30 февраля войска Ленинградского фронта отбили у фашистов сухопутные коммуникации. Так была прорвана блокада. А к январю-февралю 1944 года войска Ленинград-
ского фронта отбросили далеко вражеские войска группы «Север» от города, окончательно избавив Ленинград от жестокого кольца блокады.
3 чтец: Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
4 чтец: И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1 чтец: И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам.
Что нас покориться никто не заставит!
4 чтец: Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла "Берт".
Вот о вас и напишут книжки:
"Жизнь свою за друга своя",
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!.
2 чтец: ...И нынче тем, кто все хотел бы сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на красный снег пустынных площадей.
3 чтец: И как стволы, поднявшиеся рядом,
сплетают корни в душной глубине
и слили кроны в чистой вышине,
даря прохожим мощную прохладу,—
так скорбь и счастие живут во мне —
единым корнем — в муке Ленинграда,
единой кроною — в грядущем дне.
Историк 3: 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда. Наступил долгожданный момент победы. Но радость избавления от нечеловеческих мук и страдания была омрачена теми потерями, которые понес русский народ в этой битве за город на Неве. Народ Ленинграда выстоял, но какою ценой!
4 чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным – давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
- Параллельно с показом слайда с фотографиями погибших воинов и песней Ж Бичевской «Господа рядовые» девочки зажигают поминальные свечи, после чего возлагают цветы к воображаемому памятнику.
- Эстафета памяти:
- Слово учителя
Мы начинали нашу сегодняшнюю встречу песней Ж.Бичевской и закончить мне хотелось бы её же словами:
Какой нам век судьбою был отмерен,
Никто из нас не знает до конца.
Никто ни в чем не может быть уверен,
И каждый новый день как, дар творца.
Пусть мудрости нам всем достанет,
И пусть нас в жизни вера укрепит.
Ведь эта жизнь тогда лишь лучше станет,
Когда народ наш веру сохранит.
Нам выбор изначально предоставлен:
На миг блеснуть, открыв ударом грудь,
И изгореть, пусть всеми ты оставлен,
Другим нелегкий освещая путь.
Пусть в каждом до конца любовь память дышит,
И как бы не был суд моих потомков строг,
Прислушавшись, они меня всегда услышат…
Я очень надеюсь, что мы с вами из тех потомков, кто слышит сердцем, чья память пронесет через года благодарность тем, кто уже не придет никогда, кто готов был сгореть и сгорел, освещая путь другим, то есть нам с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...
Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной Дню снятия Блокады "Вечная слава тебе, Ленинград!"
Цель:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;- дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.Задачи:Образовательные:- формировать у учащихся ...
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда
Памяти тех, кто не сдался, кто стоял до последнего, кто защитил любимый город ценой своей жизни, посвящается......
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Подвиг Ленинграда»
Вам, героическим защитникам Ленинграда, Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, Всем ныне живущим и павшим смертью храбры...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда
В истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов хватает драматических, трагических страниц. Одним из самых страшных была блокада Ленинграда,которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 янва...