технологические карты уроков литературы в 5 классе по теме"Мифы"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Материал будет полезен учителям литературы при подготовке к урокам по теме "Мифы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_l-ry_5kl_po_teme_mify.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: Миф «Орфей и Эвридика. Миф «Пигмалион»

Класс: 5 Б

Учитель:  Заливена Оксана Алексеевна

Тип урока:  «открытие новых знаний»

Цели по содержанию:

обучающие:  обучать восприятию мифов разных народов; обучать анализу содержания мифа;

развивающие: развивать ответственность; воображение;

воспитательные: воспитывать уважение к истории литературы, родной земле, её обитателям; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Прогнозируемые результаты учебного занятия :

Предметные:

- ученик будет знать: содержание мифов;

- ученик будет уметь: выразительно читать текст,  высказывать своё мнение.

Метапредметные : формируются познавательные, регулятивные УУД.

Личностные: формирование интереса к предмету; самооценка и взаимооценка деятельности.

Используемая технология: технология сотрудничества, игровая технология.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Мотивирует на активную работу.

2.Создаёт положительный настрой на работу в классе.

Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя. Слушать и высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: слушать, сохраняя целевую установку, дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания.

2.Постановка цели и задач урока.

Обучение  анализу мифов.

Проводит параллель с ранее изученным материалом, контролирует выполнение работы.

Пересказывают содержание мифа, работают с текстом.

Выделяют отличительные черты мифа.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание.

3.Работа над темой урока.

Обучение выразительному чтению.

Знакомит с памяткой: памятка «Как подготовиться к выразительному чтению»

  1. Внимательно прочитайте текст. Представьте, о чём говорится в нём.
  2. Выясните тему и основную мысль текста.
  3. Подумайте,  с какой целью вы будете читать этот текст.
  4. Найдите в тексте самые важные слова, на которые падает логическое ударение.
  5. Выясните значение неизвестных вам слов. Подумайте, где вы будете делать паузы.
  6. Подумайте, как вы используете силу голоса (где будете читать громче, где тише), интонацию, темп (быстрее, медленнее)

Знакомятся с памяткой, выполняют задание учителя.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

4.Ознакомление с мифом «Орфей и Эвридика»

Анализ прочитанного мифа.

Выразительно читает миф, задаёт вопросы по прочитанному:

Что такое тимпан? (др. муз. инструмент вроде литавр-полушарий, обтянутых кожей)

За что был наказан Орфей?

Кто такие менады? (спутницы Диониса, сокрушали всё на своем пути палками, увитыми плющом)

Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

5.Ознакомление с мифом «Пигмалион»

Анализ прочитанного мифа.

Слушает выразительное чтение уч-ся, задает вопросы:

Кто такие нереиды? (нимфы моря)

Кто такая Сафо? (древнегреческая поэтесса)

Кто такая Афродита? (богиня красоты и любви)

Выразительно читают текст, отвечают на вопросы.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Словарная работа (на доске и в тетрадях)

Пополнение словарного запаса уч-ся.

Записывает на доске термины, даёт комментарии.

Записывают в тетрадях термины, слушают комментарий учителя.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Игра «Дерево ассоциаций»

Смена деятельности.

Нарисуйте посредине листа символ, обозначающий:

1в. – Орфея;

2в. – Эвридику.

Объясните, почему именно такой символ (например, кифара)?

Нарисуйте 3-4 стрелочки и подпишите их чертами характера вашего героя (Орфей – смелый, находчивый, добрый, преданный). Поясните свой выбор.

Учащиеся выполняют задание.

.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

8. Рефлексия.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

1.Организует  обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает оценить уровень эмоционального состояния своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении д/з

2.Сообщает д/з с комментарием.

Слушают ответы обучающихся, принимают точку зрения другого или возражают  ему в этикетной форме. Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы, делают выводы.

Записывают д/з в дневник.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание:

Прочитать ещё раз мифы, ответить на вопросы:

Какой из прочитанных мифов тебе понравился больше? Почему?

Какие верования он отражает? 

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Подвиги Геракла».

Класс: 5 Б

Учитель:  Заливена Оксана Алексеевна

Тип урока:  «открытие новых знаний»

Цели по содержанию:

обучающие:  обучать восприятию мифов разных народов; обучать анализу содержания мифов;

развивающие: развивать ответственность; воображение;

воспитательные: воспитывать уважение к истории литературы, родной земле, её обитателям; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Прогнозируемые результаты учебного занятия :

Предметные:

- ученик будет знать: содержание мифов;

- ученик будет уметь: выразительно читать текст,  высказывать своё мнение.

Метапредметные : формируются познавательные, регулятивные УУД.

Личностные: формирование интереса к предмету; самооценка и взаимооценка деятельности.

Используемая технология: технология сотрудничества, игровая технология

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Мотивирует на активную работу.

2.Создаёт положительный настрой на работу в классе.

Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя. Слушать и высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: слушать, сохраняя целевую установку, дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания.

2.Постановка цели и задач урока.

Обучение  анализу мифов.

Проводит параллель с ранее изученным материалом, контролирует выполнение работы.

Пересказывают содержание мифорв, работают с текстом.

Выделяют отличительные черты мифа.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание.

3.Работа над темой урока.

Обучение умению аргументировано отвечать на вопросы.

  1. Задает вопросы:

Кто такой Геракл?

Кто такая Гера?

Кто такой Кентавр?

Кто такая Афина?

Кто такой Атлас?

  1. Рассказывает о Геракле.

Отвечают на вопросы

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

4.Ознакомление с мифом « Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг)

Анализ прочитанного мифа.

Выразительно читает миф, задаёт вопросы по прочитанному:

Какую иллюстрацию к этому мифу тебе хотелось бы видеть? Нарисуй её или опиши словами.

Что и как ты расположишь на рисунке? Цветным или черно-белым должно быть изображение? Почему?

Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы, рисуют или описывают картину.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

5.Ознакомление с мифом «Золотые яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг)

Анализ прочитанного мифа.

Слушает выразительное чтение уч-ся, задает вопросы:

У какого царя служил Геракл?

Сколько лет служил у него Геракл?

Выразительно читают текст, отвечают на вопросы.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Словарная работа (на доске и в тетрадях)

Пополнение словарного запаса уч-ся.

Дает задание: найти в мифологическом словаре толкование слов: «амазонки», «аргонавты».

Находят термины в словаре, записывают в тетрадях.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Игра «Дерево ассоциаций»

Смена деятельности.

Нарисуйте посредине листа символ, обозначающий:

1в. – Орфея;

2в. – Эвридику.

Объясните, почему именно такой символ (например, кифара)?

Нарисуйте 3-4 стрелочки и подпишите их чертами характера вашего героя (Орфей – смелый, находчивый, добрый, преданный). Поясните свой выбор.

Учащиеся выполняют задание.

.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

8. Рефлексия.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

1.Организует  обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает оценить уровень эмоционального состояния своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении д/з

2.Сообщает д/з с комментарием.

Слушают ответы обучающихся, принимают точку зрения другого или возражают  ему в этикетной форме. Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы, делают выводы.

Записывают д/з в дневник.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание:

Прочитать ещё раз мифы, ответить на вопросы:

Какой из прочитанных мифов тебе понравился больше? Почему?

Какие верования он отражает? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...