Исследовательская работа "Мир чисел в литературе"
проект по литературе (5, 6 класс) на тему
Работа может быть использована при изучении русского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_mir_chisel_v_folklore.docx | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция «Русская филология»
Мир чисел в фольклоре
Работа ученицы 9 класса МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского района РТ Петровой Кристины Анатольевны | |
Руководитель работы: Алексеева Елена Анатольевна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского района РТ |
2016 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. 3
Основная часть. История появления чисел………………………………..… .4
Происхождение названия чисел……………………………………………… .5
Числа в фольклоре………………………………………………………….….. 6
Анкетирование «Числа в нашей жизни»……………………………………... 9
Заключение……………………………………………………………………...9
Список литературы…………………………………………………………….10
Приложение…………………………………………………………………….11
Введение.
Если посмотреть вокруг, то мы увидим, что наш мир состоит не только из предметов окружающей среды, но и из чисел. Вот растут три дерева, в нашем селе 70 домов. Само возникновение понятия числа - одно из гениальнейших проявлений человеческого разума. Действительно, числами не только что-то измеряют, но и ими сравнивают, вычисляют, даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Представим, что числа из нашей жизни исчезли совсем. Мне кажется, что вместе с тем исчезла бы и жизнь на земле.
Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация, и даже музыка, хранится в цифровом формате. Читая художественные произведения, мы часто встречаемся с числами. Числа меня заинтересовали, я хочу узнать о них больше. Поэтому я решил исследовать, что же такое число, когда оно появилось и в каких литературных произведениях встречается, какое имеет значение каждое число, как влияет он на литературных героев и на нашу жизнь.
Предметом исследования является пословицы и поговорки в фольклоре, сказки А. С. Пушкина.
Объект исследования: удивительный мир чисел
Актуальность работы: данное исследование может быть использовано учителями русского языка и литературы при изучении программных произведений.
Цель: знакомство с употреблением чисел в литературных произведениях, изучение их значений, влияния на их жизнь; изучив теоретический материал по теме, найти математическую зависимость произведений русской литературы
Задачи:
- найти примеры употребления чисел в русских народных сказках, пословицах, поговорках;
- сделать сравнительно-сопоставительный анализ употребления чисел и обобщить полученные результаты;
- провести анкетирование учащихся школы с целью выявления положительных событий, связанных с числами.
-сделать собственные выводы, на основе проведённых исследований.
При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы и приёмы:
1. Описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений;
2. Приём систематики и классификации;
3. Социологический опрос, анкетирование.
Основная часть
1. История появления чисел.
Изучая литературу по теме исследовательской работы, я узнала, что давным-давно, много тысяч лет назад, наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д.
Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и по телевидению часто приходится слышать: "…исполняет солист Большого театра…". Слово "солист" означает "певец, музыкант или танцор, который выступает один". А происходит оно от латинского слова "солюс"- один. От этого же латинского слова происходит и "солидарность", то есть единство. Да и русское слово "солнце" похоже на слово "солист". Разгадка очень проста: когда римляне (в древности они говорили по-латыни) придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами, глазами и т.д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями "я" и "ты", а были языки, где "один" звучало так же, как "мужчина", "два"- как "женщина".
Позднее другие племена дали особое имя числительному, которое мы называем "три". А так как до того они считали "один", "два", "много", то это новое числительное стали применять вместо слова "много".
Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир - его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным.
Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света - восток, юг, запад и север, знали четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4.
Затем человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой "вычислительной машиной», - пальцами рук и ног: например, слово "пять" в русском языке происходит от древнеславянского слова "пясть» - рука ("запястье"). А у некоторых племен число "двадцать" называлось "весь человек". Во многих языках слова "два" и "десять" созвучны.
2. Происхождение названия чисел.
Итак, много тысяч лет назад люди учились считать предметы. Для этого им пришлось ввести числа и придумывать им название. Появилась необходимость называть не только единицы, а десятки и сотни. В русском языке число, следующее за числом десять, получило название «один - на – десять», затем шло число «два - на - десять». Постепенно эти названия чисел были сокращены, человек стал говорить одиннадцать, двенадцать. А когда дошли до числа девятнадцать, пришлось задуматься, как назвать следующее число. На помощь призвали умножение. Следующее число за девятнадцатью назвали двадцать, т.е. два десятка. Так появилось и число тридцать. Число сорок долгое время называли «четыредцать».
Только 700 лет назад появилось название «сорок». В названиях чисел, следующих за числом сорок, слово «дцать» исчезать. Появляются по- новому устроенные слова: «пятьдесят», «шестьдесят» и так до слова «восемьдесят». Следовало бы ожидать, что девять десятков получат имя «девятьдесят». Такое название нашим предкам было неудобным. Вместо него был введен термин «десяносто», т.е. «десять до ста». В дальнейшем звук «с» был заменен на «в», и число получило наименование «девяносто».
Подобное произошло и с названием сотен. Мы говорим: «сто», «двести», «триста», «четыреста», а потом идут иные названия: «пятьсот», «шестьсот» и т.д. Такая система счисления называется десятичной и применяется почти у всех народов.
3. Числа в фольклоре.
Но давайте все-таки начнем рассматривать числа в известных всем пословицах и поговорках. В конце 1 века нашей эры жил древнегреческий математик Никомах. Он считал, что «…единица есть - разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос; она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два есть начало неравенства, противоречия; оно есть мнение, ибо во мнении встречаются истина с ложью, три есть первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец, и потому есть число совершенное».
Олицетворение чисел положило собой начало долгого пути становления их в народных пословицах и поговорках. (См. приложение 1)
Итак, число 1 мы встречаем в пословицах и поговорках: «Один в поле не воин», «Одна пчела много меду не натаскает» и другие. В поговорке «Один в поле не воин» числу один придано значение главного лица, подчеркивается его скрытый смысл, как числа, и в то же время подразумевается, что это человек. Этот человек - воин, который поставлен в такие условия, что при схватке с врагом, его силы и средства могут оказаться мизерными, так как он один.
В пословице «Первый в совете и первый в ответе» понятие первый принимается как главный, а потому с ним связывается уже нечто значительное, большое и могучее. В другой пословице «Двое на одного - рать» число два противопоставляется числу один, понимается как «много» и возвеличивается до огромных размеров, как рать, армия, что придает ему огромную живую и сокрушительную силу. Таким образом, число "один" обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива,
А для русских народных сказок использование числа один нехарактерно. Вероятно, это связано прежде всего с общинным существованием русского народа, с его семейными традициями, с осуждением одиночества и отшельничества. Число один в сказках указывает на выбор (один из немногих) : «В одной деревушке жили два мужика, два родные брата: один был бедный, другой богатый», или на сиротство героя «И остался он один-одинешенек».
Число два в пословицах и поговорках встречается часто, например, «Одна нога тут - другая там», «Два сапога - пара», «Одна голова хорошо, а две лучше» и другие. (См. приложение 2). Число 2 часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В Древней Руси число 2 означало женское начало, и от него произошел весь мир чисел. В сказках оно встречается чаще всего для обозначения парности героев, обстоятельств: «В одной деревушке жили два мужика, два родные брата…».
Но самое используемое в фольклоре, самое загадочное, в то время и противоречащее число три.
Суеверия, связанные с числом три, относятся к тому времени, когда у древних людей счет не доходил дальше трех. На этой основе в христианской религии возведено в догму представление о пресвятой Троице - об едином Боге, выступающем в трех лицах (ипостасях): Бога-отца, Бога-сына, Бога-духа святого. Сюда же относится и так называемое трехперстное крестное знамение, якобы защищающее верующих от злых духов.
Существует масса поверий, а также пословиц и поговорок, содержанием которых является число три, приносящее несчастье:
Заблудиться в трех соснах. | Рыдать в три ручья. |
В большом количестве старинных историй, легенд и сказок есть упоминание о "магическом" числе три. В любом, даже самом древнем сказании могут быть упомянуты трёхголовые драконы, трёхглазые великаны, три магических путника и т.п. Такая традиция передавалась от одного народа к другому. Так и на Руси появилась эта традиция.
События в сказках складываются по тройственной схеме, с повторяющимися словесными фразами. Звучит утроенный мотив. Возьмем былину о Илье Муромце, к нему приходили три старца. В русских народных сказках были либо три сестры, либо три брата, главный герой должен был пройти три испытания, на распутье было три пути, у Змея Горыныча было три головы и т.п. Традиция использования числа три перешла и к писателям, которые тоже сочиняли сказки. А.С.Пушкин в "Сказке о Царе Салтане" писал о трех сестрах, царевич Гвидон три раза превращался и три раза летал в царство Салтана.
Три богатыря земли русской, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится «Тридевятое царство». «Тридесятое государство» – на расстоянии, равном месяцу пути.
Вот такой пример сказочной математики.
Едва ли не в каждой сказке появляется цифра три. Вот несколько названий: «Три медведя», «Три арбузных семечка», «Три калача и одна баранка», «Три толстяка», «Три ветра», «Три поросенка» , «Три подземных царства», «Три товарища», «Три брата», «Три счастливца», «Три смерти», «Три очка за старичка», «Три мушкетера», “Три охотника», «Трое умельцев», «Три царевича», «Три встречи», «Третий глаз Шивы”», «Три друга», «Три богатыря» и другие. Их много.
В сказках Пушкина уже в зачине часто встречается цифра три. Например: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон…», «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», «Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…»
Итак, существует величайшее множество произведений, где используется число три. В наше время писатели тоже не забывают о магическом числе три. Я считаю, что число три так и останется традицией многих направлений живописи, литературы, кино.
4. Анкетирование «Числа в нашей жизни».
Как же в реальной жизни? Есть у детей свои любимые числа? Решила я проверить, связана ли наша жизнь с числами. Провела анкетирование среди старшеклассников и учителей. На вопрос «Есть ли у вас любимое число?» положительно ответили 100% участников. Любимые числа у респондентов разные и связаны с датой рождения или с приятными событиями в жизни. Есть и нелюбимые числа: среди учеников это «2» и «3», среди учителей - «нечетные». Но поразило то, что если в сказках три волшебное, счастливое, число, на третий раз «добро побеждает зло», то у учащихся нашей школы это число входит в число нелюбимых. На вопрос «Верите ли вы в магию чисел?», «нет» ответили 35% человек, «да » - 59%, «иногда» - 6%.
5. Заключение.
В нашей жизни числа встречаются часто, ежедневно. В ходе работы мы узнали о значении чисел 1,2,3, выявили связь чисел с устным народным творчеством; подобрали пословицы, крылатые выражения. В результате исследования мы сделали вывод о том, что числа играют важную роль в жизни человека, изучение значения чисел помогает лучше понять, почувствовать идею текста, что мир чисел полон интереснейших тайн, среди них есть и те, которые до сих пор не познаны.
Тема исследовательской работы показалась мне очень интересной, думаю продолжить данную работу и изучить употребление других чисел как в фольклоре, так и в литературе.
Список использованной литературы
- Э.Александров, В.Левшин «В лабиринте чисел»
- Бидерманн Г. «Энциклопедия символов» / Бидерман Г. М., «Просвещение», 2007 – 375с.
- В. Волина «Праздник числа»
- Дорохов А. «О правде и выдумках». Детская литература. М., 1989.
- Жуков В.П Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Медиа, 2003
- История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — Т. 1.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Ожегов С.И. – М.: «Просвещение», 2006. – 1000с.
- «Русские народные сказки». / «Русские народные сказки», М.: «Правда», 1982. - 280 с.
- Энциклопедия для школьников. / Энциклопедия для школьников, М.: «Лабиринт», 1998 - 450с.
Интернет – ресурсы
Приложение 1
Один в поле не воин.
Одна пчела много меду не натаскает.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна голова на плечах.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Один глаз у циклопа.
«Всё - из одного (единого). Из одного (единого) - всё» (Гераклит).
Один за всех и все за одного
У семи нянек дитя без (одного) глаза
Первый в совете и первый в ответе
Одна нога тут - другая там.
Двое на одного – рать
Приложение 2
Два сапога - пара.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Как две капли воды.
Меж двух огней.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Старый друг лучше новых двух.
Одним выстрелом убить двух зайцев.
Хромать на обе ноги.
За одного битого двух небитых дают.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Из двух зол выбирай меньшее.
Приложение 3
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научится лени - только три дня.
Обещанного три года ждут.
От горшка три вершка.
Три дни молол, а в полтора дни съел.
Три жены имел, а от всех терпел.
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Из трёх минут четыре не сделаешь.
Бог любит троицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения авторс...
организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы
предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...
Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".
Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...
Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в школе с углублённым изучением иностранного языка
Исследовательская деятельность на билингвальной основе в области литературы позволяет систематизировать обучение, создать условия максимальной творческой свободы и познавательного выбора на основе зна...
Исследовательская деятельность на уроках литературы.
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" до сих пор заключает в себе некую тайну.Нерешённым остаётся главный вопрос : что есть роман Булгакова - хвала Христу или дьяволу?...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы
В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Нагля...
Презентация "Мир чисел в литературе"
презентация интересна при изучении русского фольклора...