Использование культовых буддийских музыкальных инструментов во время традиционных буддийских праздников
методическая разработка по теме

 

В системе культовой музыки,  в дацане большое место занимают буддийские музыкальные инструменты, они были завезены ламами из Тибета и Монголии в конце XVII века.

Звучание культовых музыкальных инструментов,  можно услышать во время традиционных   буддийских праздников – хуралов, а так же в обычной ритуальной службе в дацане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buddiyskie_instrumenty.doc58.5 КБ
Файл budd_instrumenty-nachalo.pptx790.06 КБ
Файл budd.1.pptx2.69 МБ
Файл budd.2.pptx2.07 МБ
Файл budd.333.pptx2.45 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование

культовых буддийских

музыкальных инструментов во время традиционных буддийских праздников

(на примере праздника Сагаалган)

                                                             Исполнитель: учитель музыки  

                                                             с.Верхняя - Иволга

                                                            Шагжина Туяна Баировна

с. Верхняя - Иволга

Содержание:

  1. Введение
  2. «Дугжууба»
  3. Культовые музыкальные инструменты
  4. Список литературы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТОВЫХ  БУДДИЙСКИХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ТРАДИЦИОННЫХ БУДДИЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ.

Введение

     В системе культовой музыки,  в дацане большое место занимают буддийские музыкальные инструменты, они были завезены ламами из Тибета и Монголии в конце XVII века.

Звучание культовых музыкальных инструментов,  можно услышать во время традиционных   буддийских праздников – хуралов, а так же в обычной ритуальной службе в дацане.

     Хуралом называется Буддийский молебен, дословно переводится как «собрание». Есть большие и малые хуралы. Малые хуралы читаются каждый день.

 Буддийский календарь является лунным в отличие от солнечного календаря, принятого у христиан, поэтому нет строго определённой даты проведения хуралов в григорианском календаре.

Больших хуралов насчитывается шесть, а один из самых почитаемых праздников среди традиционных буддистов России, является Сагаалган.

Сагаалган – это Новый год по л. к. Буддийское духовенство встречает Сагаалган в дацанах, совершая по этому случаю специальный многодневный новогодний молебен, который длится около 20 дней.

    Сагаалганай хурал является самым продолжительным из всех шести больших хуралов, он состоит из нескольких служб:

«Дугжууба»

 Дугжууба в переводе с тибетского означает «шестидесятник». Так называется ключевой ритуальный текст, который читается во время этого хурала. В 29-ый лунный день в канун первого весеннего новолуния, с 8 часов утра проходит хурал «Арбан Хангал», а вечером совершается церемония Соор Залаха..
         Это самая красочная и необычная церемония, в это время собирается множество верующих. Некоторые считают, что «Дугжууба» и «Соор Залаха» - это одно и то же. Это не совсем правильно. Соором называется высокая треугольная пирамида, напоминающая  наконечник стрелы, приготовленная из реек, бумаги и муки с вырезанными языками пламени в силу чего она походит на пылающий костёр,  увенчанн черепом. Вокруг него ставят четыре балина - торма. Именно они называются «Дугжууба». Ламы через произнесение различных мантр освещают соор и ему испрашивается чудесная сила пожечь всех врагов и все препятствия веры. После ламы встают со своих мест не прерывая молебна, с инструментами, выходят из храма за ворота монастыря к месту, где накануне приготавливается костёр. Под ритуальные молитвы в «Соор» «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения. 
Этим самым, ламы символически запирают под замок всех облечённых формами врагов и  все бесформенные духовные препятствия.

Для очищающего костра прихожане дома замешивают тесто из муки и воды и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно прокатать по всей поверхности своего тела, представляя при этом, что из тела вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти табалены — «символы зла» — бросают в ритуальный костер, который зажигается во дворе храма

   Последний день уходящего года (в народе его называют Бута удэр) имеет особый статус. В этот день верующие должны закончить подготовку к празднику, завершив обновление в доме, вычистив всё, что необходимо, приготовив праздничный стол для трапезы всей семьёй. Считается, что в предновогоднюю ночь богиня Балдан Лхамо снисходит на Землю и обходит дом каждого, даруя благословение всем тем, кто в это время занят молитвою и иными благими делами. Многие не спят всю ночь, проводя её в молитве, стараясь не проспать приход богини, насчитывают мантры и т.п.

   

КУЛЬТОВЫЕ БУДДИЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

         Культовые буддийские музыкальные инструменты делятся на четыре группы:

  1. Потрясаемые
  2. Ударные
  3. Духовые
  4. Струнные  

Вообщем, всех отдельных инструментов насчитывается около 24. Но в настоящее время струнные инструменты при буддийских молебнах уже не употребляются и ныне дацаны в состав своих музыкальных  принадлежностей имеют только 10 - 12 . Которые, «более других соответствовали религиозному канону и по своей природе являлись сигнальными».

В настоящей работе представлена уникальная коллекция культовых буддийских музыкальных инструментов действующего Иволгинского дацана в Бурятии.

  1. К первой группе потрясаемых инструментов относится:

1)ХОНХО - это символ высшей мудрости, это небольшой культовый колокольчик с рукояткой, увенчанной ваджрой (вачиром), иногда  с изображением богини Дари - Эхэ. Необходимую принадлежность ХОНХО составляет ещё ваджра (vadjra) - это род небольшого скипетра. Он обязательный атрибут богослужения, его назначение - прогонять препятствия, демонов, злых духов, которые всегда стараются смущать дух служащих. На наружной стороне колокольчика начёртывается шесть мистических слогов - «Ом-ма-ни-пад-ме-хум». Колокольчик и ваджра используются в ритуалах всегда одновременно и символизируют женское и мужское начало.  В служениях хонхо, как музыкальный инструмент составляет принадлежность первенствующего в хурале - Унзад ламы, который в установленное время (по большой части при произнесении тарни), берёт хонхо в левую руку, а в правую - ваджру и звонит, завершая этим чтение молитвы или какого - либо раздела богослужения.

2)ДАМАРУ (дамаари)- это род небольшого барабанчика, или колотушки. Дамару представляет собою пустой, двухсторонний деревянный ручной цилиндр, по форме напоминающий песочные часы. Состоит из двух одинаковых конусовидных барабанчиков, скреплённых поясом или так называемой талией, к которой привязаны на шёлковой нити кожаные шарики, при встряхивании ударяющиеся об одну и другую мембраны, и производят звук в роде барабанной дроби. Корпус изготовлен из дерева, а мембраны из кожи. Кожа, натянутая на резонаторы, может быть человеческой, животной или змеиной.            

Дамару различают по величине, форме и оформлению. Некоторые дамару раскрашены, разрисованы; другие украшены орнаментом из серебра и драгоценными камнями. Дамару является одним из главных сакральных инструментов, символизирующих каноны буддизма.

В древности Дамару изготавливался из верхних половинок двух черепов мужского и женского, что символизировало единство сострадания и мудрости.

  1. Ко второй группе ударных инструментов относится:

1)ХЭНГЭРЭГ турецкий плоский двухсторонний барабан, он бывает трёх видов: большой, средний и малый. Корпус деревянный, окрашенный красной краской и украшаются изображением пяти, или семи взаимно переплетающихся драконов. На эти стенки барабана без посредства обручей натягивается кожа животных: козы, телёнка, лошади. Играют на нём изогнутой деревянной палочкой в форме вопросительного знака с кожаной шишечкой «дохюур».Большой хэнгэрэг обычно подвешивают к потолку дацана, а средний и малый устанавливают на подставку.

2)ЦАН – парные большие тарелки(дэльбэ) с головками(царан) посередине; головки эти служат вместо рукоятки, в них вдеваются хадаки и держась за них, можно ударять тарелками одна о другую. Диаметр тарелок 30 см. Более часто цан делается из композиции, составляющей из меди, чугуна и серебра. В культовой музыке цан играют большую роль.

Им свойствен резкий и сильный звук, насыщенный удивительным многообоазием обертонов.

3)ДЫНЧИКИ (дэншик) – две миниатюрные вогнутые медные тарелочки, соединённые кожаным ремешком за свои рукоятки. При богослужениях лама, держащий эти тарелочки, ударяет одною тарелочкой о другую, отчего получается звук, похожий на удар колокольчика, но гораздо более мягкий и мелодичный. Пронзительный и звонкий.

4)ДУДАРМА – особого рода музыкальный прибор. Он состоит из четырёхугольной деревянной рамки с рукояткою на одной стороне. В середине эта рамка разделяется перегородками от 9 до 12 квадратиков, в каждом из которых помещается по одной медной тарелочке, различной величины и звуковысотной настройки. Удары металлической палочкою, производимые с различною силою и по различным частям тарелочек, дают возможность извлекать из этого прибора множество разнообразных звуков.

III.   Из числа духовых  музыкальных  инструментов в дацанах первое место занимает:

1)ДУНГАР-БУРЭ – обыкновенная морская раковина, звук которой подобен рогу. Дунгар – белая раковина, а бурэ – трубка. Дунгар-бурэ различают по величине. Употребление раковины как инструмента при богослужениях буддисты относят к временам Будды Шакьямуни. Дунгар-бурэ используют во время хуралов и как сигнал для призывания к богослужению. Звукоизвлечение происходит путём вдувания воздуха сильной струёй в узкую часть раковины при одновременном закрытии ладонью правой руки широкой части.

Обычно раковина оправляется в серебро с изображением благоприятных буддийских символов и украшается драгоценными камнями.

2)БИШХУР – музыкальный деревянно-духовой язычковый инструмент, типа гобоя. Он является единственным инструментом, способный интонировать мелодии в пределах пяти звуков. Он состоит из конического или цилиндрического деревянного корпуса, скреплённого металлическими кольцами, и медного раструба. Имеет 8 отверстий. Длина инструмента около 60 см. Нижняя часть инструмента – медный раструб. В дацанском оркестре бишхур выделяется своим сочным, резким и несколько гнусавым звуком, напоминающий английский рожок.

3)ГАНЛИН – культовый духовой инструмент, состоящий из трёх частей, причём средняя часть раньше делалась из берцовой человеческой кости, ныне изготавливается из стали, а две конечные – из серебра. Передняя часть ганлина обыкновенно бывает несколько сжатою и заканчивается изображением головы дракона или же двумя отверстиями, которые называются «лошадиными ноздрями».Звуки ганлина напоминают собою ржание мифического коня «ачжинай морин», который переносит верующих из этого мира в блаженную обитель Сукхавати.

4)БУРЭ – большая медная трубаприблизительно в саженьдлиною и

5)УХЭР-БУРЭ – большая медная коническая труба, похожая на хобот слона. Из-за большого веса (до 10кг) и длины до 3-4 метров раструб инструмента в диаметре 27 см. при игре устанавливается на специальную подставку, при исполнении в помещении или на плечо помощника-хуварака, при исполнении вне помещения. Инструмент состоит из трёх частей вставляемых одна в другую. Мундштук чашеобразной формы. Конусовидный ствол расширяется постепенно, переходя в раструб, заканчивающийся конусообразным кольцом.

Ухэр – бурэ семантически отражает культ быка, одного из древнейших тотемов центральноазиатских народов. Не случайно он имитирует рёв быка или слона. Ухэр-бурэ придаёт всей массе разнородных звуков и шумов культового оркестра земной фундамент. Звуки этого инструмента обладают такой интенсивностью, громкостью, что слышны за 5-6 км. от дацана.

   В данной работе были даны не только описания культовых музыкальных инструментов, звучащих на хуралах но и, безусловно, ценные высказывания по поводу традиций исполнения.

Таким образом, музыка дацанского оркестра до сих пор занимает большое место в системе буддийской религии.

        

Список использованной литературы:

1. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.

2. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры нардов Сибири.     Сравнительно – историческое исследование. М., 2002.

3. Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов. Улан-Удэ, 2001.

4. Банеев Ю.А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты: Учебное пособие. Улан-Удэ, 1993.

5. Куницын О.И. Бурятская музыкальная литература. Выпуск I., Бурятское книжное издательство. Улан-Удэ, 1986.

6. «Репертуар», газета РЦНТ МК РБ, № 6, Улан-Удэ, 2001.

7. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят. Учебно-методическое пособие.,Улан-Удэ, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СООР ЗАЛАХА

Слайд 2

ДУГЖУУБА

Слайд 3

ДАЦАН

Слайд 4

ДАЦАН

Слайд 5

КОСТЁР


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХОНХО и ДАМАРУ

Слайд 2

ХЭНГЭРЭГ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦАН

Слайд 2

ДЫНЧИКИ

Слайд 3

ДУДАРМА

Слайд 4

ДУНГАР - БУРЭ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БИШХУР

Слайд 2

ГАНЛИН

Слайд 3

Y ХЭР-БУРЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий традиционного общешкольного праздника "День Лицея".

Сценарий "День Лицея" для первых классов. Посвящение в лицеисты....

Учебно - методическое пособие «Использование характерных инструментов при создании традиционных ритмов»

        Ударные инструменты получили широкое распространение в музыкальной практике всех народов мира. В каждой культуре образовался свой ряд традиционных музыкальных инстру...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....

План-конспект 8 класс. Д.И.Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии "Недоросль"

Методическая разработка  содержит материал по биографии писателя, его времени. Даётся подробное  описание работы Д.И.Фонвизина над комедией. Вводятся понятия классицизм, новаторство....

“Буддийские праздники”

УМК для презентации: “Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры”. В. Л. Чимитдорджиев, “Просвещение”, 2010....

Исследовательская работа: «Использование культовых музыкальных инструментов во время традиционных буддийских праздников»

В системе культовой музыки,  в дацане большое место занимают буддийские музыкальные инструменты, они были завезены ламами из Тибета и Монголии в конце XVII века.  Звучание культовых муз...